Тема 3. Орфоэпия (законы). Произношение согласных. Произношение окончаний глаголов, прилагательных и другие сведения об орфоэпии. (3 части)




Тема 1. Воспитание дикционной выразительности.

Есть одно, очень важное, качество речи, неотъемлемое для людей «речевых профессий», - это хорошая дикция. Она означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. К органам артикуляции, принимающим непосредственное участие в образовании звуков речи, относятся гортань, ротовая и носовая полость, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, язык, губы.

Четкость произношения гласных и согласных звуков зависит от нормального устройства всех частей речевого аппарата и от правильной артикуляции.

Большое значение имеют зубы. Особенно важен правильный прикус. Слишком выдвинутая нижняя или верхняя челюсть, редкие, криво поставленные зубы образуют неверный прикус и порождают неправильное произнесение шипящих звуков Ш, Ж, Щ, свистящих звуков С,З, и аффрикат Ц,Ч.

Неповоротливый толстый язык мешает правильному образованию многих звуков. Короткая уздечка под языком не позволяет кончику языка подняться к твердому небу и к корням верхних передних зубов, что мешает правильному образованию звуков Р, Ш, Ж, Ч. Указанные недостатки требуют вмешательства логопедов и стоматологов.

Но существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуляции, усвоенной с детства. Небрежного отношения к речи в семье, в средней школе. Наиболее распространенный недостаток – вялая, неразборчивая речь.

При наличии недостатков неорганического происхождения каждодневная работа и систематический самоконтроль дают хорошие результаты.

Прежде всего учащимся надо с помощью педагога осознать причины недостатков в своей речи и научиться сознательно исправлять их.

Прежде чем начать тренировку произношения гласных и согласных, полезно каждый раз проводить подготовительные упражнения для губ и языка.

Оставшаяся часть лекции – практические и наглядные разъяснения и ответы на вопросы студентов.

 

Тема 2. Дыхание – основа постановки голоса.

Дыхание в звучащей речи называют фонационным (связанное со звуком) от греческого слова «PFONE» - звук. Вдох должен быть короче выдоха, в отличие от физиологического дыхания, когда вдох и выдох ритмичны и равны по длительности.

Виды дыхания.

Существует четыре вида дыхания:

1. верхнее (ключичное);

2. грудное;

3. брюшное;

4. нижнеребернодиафрагмальное.

Последний вид наиболее выгоден для разговорной речи. Он позволяет быстрее натренировать фонационное дыхание и продуктивнее пользоваться его четырьмя необходимыми качествами: глубиной, высотой, частотой, и близостью.

Под глубоким дыханием подразумевается нижнеребернодиафрагмальный тип дыхания.

Высокое дыхание подразумевает посыл воздушного потока по вертикали вверх, в голову, не по горизонтали – прямо по направлению ротового отверстия.

Частое дыхание – легкие, быстрые, незаметные «доборы» воздуха во время речевого действия. Оно помогает легко распоряжаться выразительными средствами речи: интонацией, темпо-ритмом, паузами, делает звучащее слово наиболее действенным.

Близкое дыхание – отчетливая дикция (артикуляция).

Упражнения на все виды дыхания.

Короткий выдох

«Дровокол» - резкое движение рубщика, сопровождаемое резким звуком «Ух! Ух! Ух!...»

«Пульверизатор» - нажимая на резиновую грушу резко выдыхаем воздух со звуком «Ф! Ф! Ф!...»

«Кучер» - погоняя лошадь, «НННо! НННо!...» резко выдыхаем воздух, останавливая ее «Тпру! Тпру! Тпру!...).

«Насос» - накачиваем колесо машины резким коротким выдохом со звуком «С! С! С!...»

Средний выдох.

«Насос» - накачиваем колесо машины, сопровождая движением рук со звуком «ССС! ССС! ССС! …»

«Пильщик» - пилим отрывисто, коротко со звуком «С! С! С!...» Затем амплитуда движения расширяется «ССС! ССС! ССС! …»

«Лыжник» - отталкиваясь палками еду с горки со звуком «ШШШ! ШШШ! ШШШ!...»

Длинный выдох.

«Свеча» - ровный, медленный, экономичный выдох со звуком «Ффффффффф….». Хорошо работать с полоской бумаги в 1,5-2см. шириной и 10-12см. длиной. Задача: положить пламя свечи и держать его в горизонтальном положении до конца выдоха. В конце задуть «свечу» - «Ф!»

«Проколотый шар» - медленно, осторожно давим на стенки шарика и воздух со звуком «Ссссссссссс….» медленно выходит. В конце шарик лопнул – «С!», то есть неиспользованный воздух в фонации выбросился.

«Звукоподражатель» (медленный озвученный выдох):

· свесит ветра – «ССССССС!» < >;

· шелест листьев – «ШШШШШ!» < >;

· легкий ветерок - «ШШШШШ!» < >;

· комар – «ЗьЗьЗьЗьЗь…» < >;

· муха – «ЗЗЗЗЗЗЗЗ!» < >;

· пчела – «ЖЖЖЖЖЖЖ!» < >.

Смешанный выдох

· мотоциклист – «Р!» (не завелся), «РРР!» (капризничает), «РРРРРРРР….» (поехал);

· звонок – «Рь» (не открывают), «РьРьРь» (не открывают), «РьРьРьРьРь…» (пока не откроют);

лыжник (второй вариант) – «Один! Два! Три!» (медленно), «Четыре! Пять! Шесть!» (постепенно ускоряя), «Семь! Восемь! Девять!......... Двадцать!» (еще быстрее), «Девятнадцать!..... Шестнадцать! (замедляя) «Пятнадцать! ….. Восемь! (еще медленнее) Семь! …… Один! (совсем медленно)».

 

Тема 3. Орфоэпия (законы). Произношение согласных. Произношение окончаний глаголов, прилагательных и другие сведения об орфоэпии. (3 части)

 

Правильное литературное произношение – одно из основных требований речевой культуры. Оно обязательно для всех любящих родной язык, тем более для режиссера и актера. В данном случае – любительского, самодеятельного коллектива. Речь их должна быть образцом.

Произносительные нормы современного русского языка устанавливает особый раздел лингвистики – орфоэпия. Слово орфоэпия по происхождению греческое и означает «правильная речь». Орфоэпические нормы складывались исторически вместе со становлением и развитием русского языка.

В основу русского литературного произношения лег говор Москвы – политического, экономического, и культурного центра России. Московский говор, по утверждению Ломоносова, один из красивейших по звучанию. Он вобрал в себя все богатство русского языка.

Язык и его произносительные нормы находятся в постоянном движении. Каждая эпоха вносит в язык свои изменения, в той или иной мере влияя на произносительные нормы. Все новое, что оправдано внутренними законами русского языка, входит в практику литературного произношения.

Одним из приемов овладения литературным произношением является прием транскрибирования текста. Знаками транскрипции обозначается редукция гласных звуков.

Редукция – это временные и качественные изменения безударных гласных в зависимости от их положения к ударному слогу: чем дальше от ударного гласного, тем короче произносится гласный звук, а иногда и изменяется качественно. Обозначается редукция следующими знаками:

В предударном слоге и в начале слова гласные А, О звучат как короткое а и обозначаются знаком α:

Со[α]вет, о[α]бед, о[α]брыв.

В слабых же слогах, стоящих дальше от ударного, гласные А, О звучат как средний звук между Ыи А и обозначаются знаком Ъ:

мо[Ъ]локо, по[Ъ]лотер.

Гласный Е в предударном слоге звучит ближе к е и обозначается еи:

сестра – сеистра

перо – пеиро

В слабых слогах гласный Е звучит как средний звук между Е и И и обозначается знаком Ь:

семинар – с[Ь]минар

трепет – треп[Ь]т.

После согласных Ж,Ш,Ц гласный Е произносится как средний звук между Э и Ыи обозначается ЭЫ:

Ж[ЭЫ]на, ц[ЭЫ]на, ш[ЭЫ]птать.

Гласный Я в предударном слоге звучит как средний звук между Е и И и обозначается еи:

П[еи]так, м[еи]сник, в[еи]зать.

В слабых же слогах гласный Я звучит как короткое И и обозначается знаком Ь:

П[Ь]тачок.

В начале слова гласный Я звучит как средний звук между И и Е, обозначается знаком i:

[i]дро, [i]звить.

Гласный И в начале слова, или союз И, если им предшествует слово, оканчивающееся на твердый звук или предлог, выраженный согласным звуком, при слитном произношении слов звучат как гласный Ы:

под [ы]гом, в [ы]спании, с [ы]риной, так [ы] будет.

Предлоги произносятся слитно со словами и произношение гласного звука предлога подчиняется правилу его звучания в безударных слогах:

н[Ь] п[α]роме, н[Ь] сл[α]вах.

Прилагательные, фамилии с окончанием ГИЙ, КИЙ, ХИЙ звучат как средний звук между А и Ы:

маленьк[аы]й, Горьк[аы]й, Чайковск[аы]й.

Окончания прилагательных ИЕ, ЫЕ звучат как ИИ, ЫИ с коротким вторым И:

Син[Ии], крупн[Ыи].

Старорусские союзы КОЛЬ, КОЛИ, МОЛ, ХОТЬ, КАБЫ, ДЕСКАТЬ произносятся слитно со следующим словом и потому гласные в них редуцируются:

к[Ь]ль знаешь, д[Ь]скать хочешь.

Знаков транскрипции для обозначения изменения согласных звуков нет. Просто сверху над словом ставят те согласные, которые произносятся, в отличие от написания слов. А если же согласный звук не произносится, то он зачеркивается.

Звонкие согласные в конце слова или перед глухими согласными согласно закону уподобления (ассимиляции) произносятся как глухие:

Морков[ф]ь, нож[ш]ки, гараж[ш], друг[к].

Исключение – слово бог[х]. Не боК, не боГ.

Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:

с[з]бор, с[з]делка, от[д]дых.

Сочетание ЧН произносится как ШН в словах разговорного языка:

скуч[ш]но, нароч[ш]но, яич[ш]ница, конеч[ш]но, сквореч[ш]ник и в женских отчествах Саввич[ш]на, Ильинич[ш]на.

В словах же, имеющих звук Ч в корне слова – дачный, точный – и в производственной терминологии – станочный, поточный, съемочный – произносятся без изменения.

При законе смягчения согласных, стоящих перед мягкими согласными, ставится знак в виде запятой, обозначающей мягкое их звучание:

ес’ли, пос’ле, с’л’езы, цер’ковь, в’вер’х, д’верь.

Сочетания СШ, ЗШ и СЖ, ЗЖ произносятся как двойной твердый Ш и Ж, если С и З находятся в предлоге или приставке, а Ш и Ж – в корне. Это правило распространяется и на произношение сочетаний на стыке слов:

рас[ш]шумелся, проис[ш]шествие, без[ж]жизненный, из[ш] шелка.

Сочетания ЗЖ и ЖЖ внутри корня звучат как долгий двойной мягкий звук ЖЬ:

поз[жь]же, дрожж[жьжь]и, уезж[жьжь]аю.

Сочетания СЧ произносятся как Щ:

сч[щ]астье, сч[щ]ет;

а сочетания ЗЩ, СЩ произносятся как двойной мягкий звук ШЬ:

расщ[ш’ш’]епить, из[ш’ш’]щели.

Сочетание ЗЧ произносится как Ш’Ш’:

приказч[ш’ш’]ик, извозч[ш’ш’]ик;

а сочетание СЧ – как Ш’Ч’;

исч[ш’ч’]адие, с[ш’ч’]чем.

Сочетание ТЩ произносится как Ч’Ш’:

тщ[ч’ш’]етно, тщ[ч’ш’]ательно.

Сочетания ТЧ, ДЧ – как Ч’Ч’:

летч[ч’ч’]ик, молодч[ч’ч’]ик, подч[ч’ч’]инить.

Сочетание ЧТ в местоимениях и союзах произносится как ШТ:

чт[шт]о, чт[шт]обы, нич[шт]то.

Окончания глаголов на ШЬСЯ звучит как ШСА: борешьс[Ь]я, несешьс[Ь]я.

Окончания глаголов на ТСЯ, ТЬСЯ произносится как ЦЦ:

питаетс[цц]я[Ь], дратьс[цц]я[Ь], стараетс[цц]я[Ь], дивитс[цц]я[Ь], пробитьс[цц]я[Ь].

Сочетание ТЦ, ДЦ переходит в двойное Ц:

отц[цц]а, молодц[цц]а, двадц[цц]ать.

Сочетания ДС, ТС произносится как Ц: советс[ц]кий, городс[ц]кой, людс[ц]кой, а ТСК, ДСК как ЦК: Братск[цк], Петрозаводск[цк].

В сочетаниях СТЛ, СТН выпадает звук Т: местный, честный, счастливый, завистливый.

В сочетаниях ЗДН, РДЦ выпадает звук Д: праздный, поздно, наездник, сердце.

Звук Г в местоимениях и прилагательных произносится как звук В:

ког[в]о, ег[в]о, светлог[в]о, сег[в]одня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: