Задание на курсовой проект. Спроектировать двигатель для грузового автомобиля по следующим исходным данным.




 

Спроектировать двигатель для грузового автомобиля по следующим исходным данным.

Исходные данные

. Тип двигателя и его назначение дизельный для грузового автомобиля

2. Диаметр цилиндра , м 0,110

. Ход поршня , м 0,115

. Число цилиндров V-8

. Частота вращения номинальная , об/мин 2500

. Число клапанов на цилиндр 2

. Тип охлаждения жидкостный

. Давление окружающей атмосферы , Мпа 0,1

. Температура окружающей атмосферы , К 293

. Средняя скорость заряда в клапане , м/с 60

. Коэффициент сопротивления при впуске 2,4

. Коэффициент избытка воздуха 1,4

. Коэффициент дозарядки 1,02

. Коэффициент очистки остаточных газов 0,97

. Повышение давления в компрессоре при наддуве , 1,0

. Охлаждение воздуха после компрессора , К 0

. Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна λ 0,267

. Состав топлива С=0,870; Н=0,126; О=0,004

. Низшая теплота сгорания , кДж/кг 42000

. Степень сжатия 16,7

. Давление остаточного газа , Мпа 0,104

. Температура остаточного газа , К 597,5

. Подогрев при впуске , К 15

. Угол начала открытия впускного клапана 13

. Угол конца закрытия впускного клапана 49

. Угол начала открытия выпускного клапана 66

. Угол конца закрытия выпускного клапана 10

 


Введение

 

Наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгорания. Эти двигатели отличаются компактностью, высокой экономичностью, долговечностью и применяются во всех отраслях народного хозяйства.

В настоящее время - особое внимание уделяется уменьшению токсичности выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и снижению уровня шума работы двигателя.

Специфика технологии производства двигателей и повышение требований к качеству двигателей при возрастающем объеме их производства, обусловили необходимость создания специализированных моторных заводов. Успешное применение двигателей внутреннего сгорания, разработка опытных конструкций и повышение мощностных и экономических показателей стали возможны в значительной мере благодаря исследованиям и разработке теории рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания.

Выполнение задач по производству и эксплуатации транспортных двигателей требует от специалистов глубоких знаний рабочего процесса двигателей, знания их конструкций и расчета двигателей внутреннего сгорания.

С целью углубленного изучения конструкции и работы двигателяпри различных режимах эксплуатации в данном проекте рассмотрены принципы разработки и методы выбора оптимальных вариантов конструкторских решений при расчете бензинового двигателя, а также правилами оформления технологической документации в соответствии с государственными стандартами ЕСКД, ЕСТД, отраслевыми стандартами и другой нормативно-технической документацией.

Для создания чертежей двигателя (продольный и поперечный разрезы) использовалась система КОМПАС-ЗD. Система обладает собственным математическим ядром и параметрической технологией.

В настоящее время требования к автомобилям и их двигателям становятся все более жесткими. Так при прочих равных условиях стараются получить незначительную собственную массу автомобиля, большой полезный объёмсалона, низкий уровень шума, вибрации, токсичности отработавших газов и в целом повышенную комфортность автомобиля. Двигатели должны быть экономичными, надёжными, динамичными для обеспечения режимов эксплуатации в условиях городской езды.

 


1. ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ

 

На основании исходных данных производим следующие расчеты.

 

Параметры рабочего тела

 

Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива

 

кмоль воздуха/кг топлива;

кг воздуха/кг топлива.

 

Рассчитываем количество свежего заряда (воздуха)

 

кмоль воздуха /кг топлива.

 

Рассчитываем количество горючей смеси

 

кмоль/кг.

 

Параметры отработавших газов

 

При количество отдельных компонентов продуктов сгорания в расчете на 1 кг топлива равно

оксида углерода ; углекислого газа кмоль/кг; водорода кмоль/кг; водяного пара кмоль/кг; азота кмоль/кг; кислорода кмоль/кг.

 

Общее количество продуктов сгорания дизельного топлива

 

 

Коэффициент молекулярного изменения горючей смеси

 

.

 

Коэффициент молекулярного изменения горючей смеси для дизельных двигателей .

 

Расчет первого такта (впуск )

 

Определяем потери давления во впускном тракте при впуске

 

;

 

МПа.

Давление воздуха:

 

МПа.

 


При расчете двигателя без наддува плотностью воздуха после компрессора равна:

 

кг/м3.

 

Температура воздуха после турбокомпрессора

 

К;

 

.

 

Рассчитываем давление в конце впуска в цилиндре двигателя

 

МПа.

 

Рассчитываем коэффициент остаточного газа в двигателе

Предварительно принимается:

= 600...900 К - для дизелей с наддувом и без наддува.

Принимаем = 600 К;

 

 

Определяем температуру в конце впуска в двигателе

 

К.

 


1.3.5 Рассчитываем коэффициент наполнения двигателя

 

 

Расчет второго такта (сжатие- )

 

Давление в конце сжатия

 

МПа.

 

Температура в конце сжатия

 

К;

 

 

.

 

Показатель политропы сжатия определяется по эмпирической зависимости

 

;

 

где - номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, .

Показатель политропы сжатия для дизелей с наддувом = 1,35...1,38.

 


1.5 Расчет участка подвода тепла

 

В результате расчета этого участка должны быть определены значения , и , после подвода тепла.

 

Определение параметров процесса сгорания в дизельных двигателях

Температура газов в конце процесса сгорания tz определяется из уравнения сгорания

 

.

 

Коэффициент действительного молекулярного изменения рабочей смеси определяется из уравнения

 

.

 

Для дизеля

- средняя мольная теплоемкость свежего заряда

 

кДж/(кмоль град).

 

- средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания дизельного топлива при постоянном давлении

 

 

1.5.1.5 Средняя мольная теплоемкость при постоянном объеме для продуктов сгорания жидкого (дизельного) топлива при температуре до 3000°С и a =1,6

 

 

- степень повышения давления, она зависит от типа камеры сгорания.

 

 

Для дизелей с разделенными камерами сгорания и дизелей с неразделенными камерами и пленочным смесеобразованием . В уравнении сгорания длядизелей x - коэффициент использования тепла принимается x= 0,8

Все величины, входящие в уравнение сгорания, за исключением и известны. Составим и решим квадратное уравнение:

 

 

После определения tz рассчитываем:

 

 

Расчет третьего такта (расширение )

 

Показатель политропы расширения может быть определен по эмпирической зависимости

 

;

 

Показатель политропы расширения для дизелей = 1,18...1,30.

 

Степень предварительного расширения

 

 

Степень последующего расширения

 

 


1.6.4 Давление и температура в конце расширения

транспортный двигатель сталь

МПа;

К.

 

Для оценки точности теплового расчета проводится проверка ранее принятой температуры отработавших газов

 

К;

.

 

Расхождение допускается в пределах (5...7)%.

 

Расчет четвертого такта (очистка цилиндра- )

 

Задано const, МПа.

 

Индикаторные параметры рабочего цикла

 

Для дизельного двигателя, работающего по смешанному циклу, теоретическое среднее индикаторное давление (индикаторная работа, совершаемая в единице рабочего объема), равно

 

 

Действительное среднее индикаторное давление:

 

МПа;

 

где 0,92 < < 0,97, здесь - коэффициент, учитывающий «скругление» индикаторной диаграммы, примем =0,95.

 

Рассчитываем индикаторную мощность и индикаторный крутящий момент двигателя

 

л;

КВт;

 

Для четырехтактных двигателей коэффициент тактности =4;

 

Нм.

 

Определяем индикаторный КПД и удельный индикаторный расход топлива

 

;

г/кВтч; (Здесь в МПа, в МДж.)

 


1.9 Эффективные параметры рабочего цикла

 

Рассчитываем среднее давление механических потерь (работа, затрачиваемая на трение и привод вспомогательных агрегатов, приходящая на единицу рабочего объема)

 

, МПа,

 

где и - коэффициенты, зависящие от числа цилиндров и от отношения хода поршня к диаметру цилиндра и типа камеры сгорания;

Средняя скорость поршня, м/с:

 

м/с.

 

Значения коэффициентов и .

Тип двигателя  
Четырехтактный дизель с неразделенными камерами 0,089 0,0118

 

МПа.

 

Рассчитываем среднее эффективное давление (эффективную работу, снимаемую с единицы рабочего объема)

 

МПа.

 


1.9.3 Рассчитываем механический КПД

 

.

 

Его величина для дизельных двигателей без наддува = 0,70...0,82.

 

Определяем эффективную мощность

 

кВт.

 

Определяем эффективный КПД

 

;

 

он составляет для дизелей = 0,35...0,40.

 

Определяем эффективный удельный расход топлива

 

г/кВтч;

 

для дизелей = 190…240 г/кВтч,

 

Эффективный крутящий момент

 

Нм.

 


Здесь подставляется в об/мин.

 

Расход топлива

 

кг/час.

 

Литровая мощность

 

кВт/дм3.

 

Построение индикаторных диаграмм в координатах (Р-V)

 

м

 

м

 

м

 

, МПа

, МПа

, МПа

, МПа

, МПа

 

- для политропы сжатия;

- для политропы расширения.

 

1.11 Тепловой баланс

 

Доля теплоты, затраченная на полезную работу, определена в тепловом расчете .

Доля теплоты, потерянная в бензиновых ДВС при из-за недогорания топлива:

 

 

Доля теплоты, унесенная с отработавшими газами:

 

 

Для дизельных двигателей:

 

,кДж/кг

 

Рассчитываем температуру отработавших газов:

 

 

Определяем энтальпию топливно-воздушной смеси в конце впуска:

 

кДж/кмоль.

 


Для дизелей определяем энтальпию отработавших газов по таблице 5 в соответствии с и линейным интерполированием кДж/кмоль.

Для дизелей рассчитываем энтальпию поступившей смеси:

 

 

Доля тепла передаваемой охлаждающей среде:

 

.

 

Скоростная характеристика двигателя

 

Для дизельного двигателя построение внешней скоростной характеристики ведется в интервале , например, шагом 500 мин-1, где , об/мин; , мин-1.

Внешнюю скоростную характеристику строим по следующим эмпирическим соотношениям:

Мощность двигателя:

 

, кВт

 

Крутящий момент:

 

, Н×м.

 


Среднее эффективное давление:

 

, МПа.

 

Среднее давление механических потерь:

 

, МПа

 

Среднее индикаторное давление:

 

, МПа

 

Удельный эффективный расход топлива:

 

, г/кВт×ч

 

Часовой расход топлива:

 

кг/ч

 

Полученные данные заносим в таблицу 1, по ним строим внешнюю характеристику двигателя.

 

Таблица 1. Результаты расчета внешней скоростной характеристики

, об/мин , кВт , Н×м , МПа , МПа , МПа , г/кВтч , кг/ч              
  30,7 586,6 0,847 0,112 0,959 305,9 9,4
  67,5 644,9 0,931 0,134 1,056 260,5 17,6
  103,5 659,2 0,951 0,157 1,108 234,2 24,2
  131,8 629,6 0,909 0,179 1,088 227,1 29,9
nном= nmax 2500 145,3 552,3 0,802 0,202 1,004   34,7

 


2. ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

 

Динамический расчет автомобильного двигателя производиться на режиме максимальной мощности по результатам теплового расчета. В результате расчета необходимо определить следующие силы и моменты, действующие на кривошипно-шатунном механизме двигателя (рисунок):

 

 

- избыточное давление газов над поршнем , МПа;

- удельную суммарную силу, действующую на поршень , МПа;

- удельную суммарную силу, воспринимаемую стенками цилиндра (нормальное давление) , МПа;

- удельную силу инерции от возвратно-поступательно движущихся масс , МПа;

- удельную силу, действующую вдоль шатуна , МПа;

- удельную силу, действующую вдоль кривошипа , МПа;

- удельную силу, направленную по касательной к окружности радиуса кривошипа ,МПа;

- крутящий момент от одного цилиндра , Н×м;

- крутящий момент от i цилиндров , Н×м;

- удельную центробежную силу инерции от неуравновешенных вращающихся масс, сосредоточенных на радиусе кривошипа , МПа;

- удельную силу, действующую на шатунную шейку , МПа.

Расчетные значения всех сил сводятся в таблицу 2, на основании данных которых строятся их графики.

 

2.1 Расчет сил, действующих в КШМ

 

2.1.1 Построение развернутой индикаторной диаграммы в координатах

Перестройку индикаторной диаграммы из в развернутую диаграмму удельных давлений (в координатах ), действующих на поршень, проще выполнить графическим методом Брикса. Метод Брикса заключается в том, что на длине хода поршня построенной индикаторной диаграммы в координатах описывают полуокружность с центром в точке О.

Для учета влияния длины шатуна откладывают от центра полуокружности (точки О) по направлению нижней мертвой точки бицентровую поправку Брикса в масштабе диаграммы

 

.

Тогда м

 

где R- радиус кривошипа; для центрального механизма;

- отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.

Из точки проводят ряд лучей (рекомендуется не менее 5) под углами до пересечения с полуокружностью. Проекции концов этих лучей на линии процесса всасывания, сжатия, расширения и выпуска указывают, какие точки рабочего процесса соответствуют тем или иным углам поворота коленчатого вала. При построении развернутой индикаторной диаграммы после ее скругления определяют максимальные значения сил от давления газов и результирующей силы .

 

Рассчитываем избыточное давление газов над поршнем

 

МПа

 

МПа

Аналогично ведем расчет для остальных углов ПКВ занося результаты в таблицу 2.

 

Определяем удельное значение силы инерции от возвратно-поступательного движения масс поршневой группы

 

МПа

 

Здесь - определяется по статистическим данным, рад/с, м.

По статистическим данным определим и методом линейного интерполирования: , .

кг/м2

, МПа.

Аналогично ведем расчет для остальных углов ПКВ занося результаты в таблицу

 

Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую вдоль оси цилиндра

 

, МПа.

 

,МПа

Аналогично ведем расчет для остальных углов ПКВ, занося результаты в таблицу 2.

 

Определим удельную суммарную силу, действующую на стенку цилиндра

 

, МПа.

 

Здесь - удельная суммарная сила, действующая на поршневой палец. МПа; МПа

Аналогично ведем расчет для остальных углов ПКВ, занося результаты в таблицу 2.

 

Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую вдоль шатуна

 

, МПа; МПа.

 


Аналогично ведем расчет для остальных углов ПКВ, занося результаты в таблицу 2.

 

Определяем удельную силу, действующую вдоль кривошипа

 

, МПа; МПа.

 

Аналогично ведем расчет для остальных углов ПКВ, занося результаты в таблицу 2.

 

Рассчитываем удельную суммарную силу, действующую по касательной к кривошипу

 

, МПа;

 

МПа.

Аналогично ведем расчет для остальных углов ПКВ, занося результаты в таблицу 2.

 

Определяем крутящий момент от одного цилиндра

 

Н×м.

 

Здесь м2 - площадь поршня.

Н×м.

Аналогично ведем расчет для остальных углов ПКВ, занося результаты в таблицу 2.

 

2.1.10 Определяем крутящий момент от i цилиндров, пользуясь таблицей 3

 

Таблица 3 - Результаты расчета суммарного крутящего момента восьмицилиндрового двигателя (порядок работы цилиндров 1-5-3-2-6-4-7-8)

a, град Цилиндры МS, Нм
                   
  М, Нм М, Нм М, Нм М, Нм М, Нм М, Нм М, Нм М, Нм  
        234,34       884,38   220,68           187,36 1526,74
    -420,6   95,59   -193,95   334,27   328,1   2127,5   -193,95   243,81 2320,77
    -242,27   -61,478   -342,45   241,49   194,16   1187,88   -327,72   420,94 1070,55
    220,68       234,34           884,38   187,36     1526,76

 

Период изменения суммарного крутящего момента равен:

 

.

 

После построения графика суммарного крутящего момента определяется средний индикаторный момент

 

, Н×м.

 


Приблизительно величина

 

, Н×м.

 

Здесь , - площади диаграммы суммарного крутящего момента, расположенные над и под осью абсцисс соответственно; - длина диаграммы , соответствующая периоду изменения суммарного крутящего момента; - масштаб крутящего момента по оси ординат, Н×м/мм. Полученное значение сравниваем со значением среднего индикаторного момента, определенным в тепловом расчете.

 

Рассчитаем удельную центробежную силу инерции от вращающихся неуравновешенных масс, сосредоточенных на радиусе кривошипа

 

МПа,

 

где

 

Рассчитываем силу, действующую на поверхность шатунной шейки

 

, МПа

 

МПа

Аналогично ведем расчет для остальных углов ПКВ, занося результаты в таблицу 2.

 

2.2 Построение развернутой диаграммы нагрузки на поверхность шатунной шейки

 

В таблице 7 рассчитана сила , действующая на поверхность шатунной шейки. Строим ее диаграмму в зависимости от угла поворота кривошипа и определяем среднее значение:

 

, МПа

 

Среднее значение силы можно определить, подсчитав площадь между графиком и осью абсцисс, разделив на длину диаграммы. Полученная величина умножается на масштаб по оси ординат.

Приблизительно величина

 

,

 

где F - площадь между графиком и осью абсцисс; - длина диаграммы;

- масштаб по оси ординат.

 

Построение полярной диаграммы сил, действующих на шатунную шейку

 

Строим координатную систему и с центром в точке О, в которой отрицательная ось направлена вверх.

В таблице 2 каждому значению соответствует точка с координатами . Наносим на плоскость и эти точки. Последовательно соединяя точки, получим полярную диаграмму. Вектор, соединяющий центр О с любой точкой диаграммы, указывает направление вектора и его величину в соответствующем масштабе.

Строим новый центр , отстоящий от О по оси на величину удельной центробежной силы от вращающейся нижней части шатуна .

В этом центре условно располагают шатунную шейку с диаметром .

Вектор, соединяющий центр с любой точкой построенной диаграммы, указывает направление действия силы на поверхность шатунной шейки и ее величину в соответствующем масштабе.

Касательные линии из центра к верхней и нижней частям полярной диаграммы отсекают наиболее нагруженную от наименее нагруженной части поверхности шатунной шейки.

Маслоотводящее отверстие располагают в середине наименее нагруженной части поверхности шатунной шейки, для чего восстанавливают перпендикуляр к хорде, соединяющей точки пересечения касательных к верхней и нижней частям полярной диаграммы.

 


3. РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ НА ПРОЧНОСТЬ

 

 

Расчет поршня

 

Рассчитываем напряжение изгиба на днище поршня от газовой силы

 

 

где - относительная толщина днища поршня;

- относительный внутренний диаметр поршня;

- относительная толщина стенки головки поршня;

- относительная радиальная толщина кольца;

- радиальный зазор кольца в канавке поршня;

- давление в цилиндре после подвода тепла.

При наличии ребер жесткости МПа для алюминиевых поршней.

 

Рассчитываем напряжение сжатия от газовых сил в сечении X-X, ослабленном маслоотводящими отверстиями

 

(30…40МПа)

 

где - площадь расчетного сечения с учетом ослабления его отверстиями для отвода масла;

 

- относительный диаметр поршня по дну канавки;

- относительный диаметр масляного канала;

- число масляных отверстий в поршне.

 

Рассчитываем напряжение разрыва в сечении Х-Х от максимальной инерционной силы (при )

для маслосъемного кольца

 

(4…10МПа)

 

где - сила инерции от масс поршневой группы, расположенной выше сечения Х-Х:

 

 

Учитывая статистические данные, а также соотношения:

 

получим

 

Напряжение в верхней кольцевой перемычке

напряжение среза

 

 

где - относительная толщина первой кольцевой перемычки.

напряжение изгиба:

 

 

Сложное напряжение по третьей теории прочности:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: