Применение вставок типа Б вместо А невыгодно. Применять вставки А вместо Б можно только с разрешения ЦТ.




Иногда пытаются различить вставки А и Б. по цвету, оттенку (более черные, серебристые и т. п.). Этого делать не следует: на каждом ящике со вставками наклеен ярлык с указанием их типа. Кроме рисок, предназначенных для контроля износа, каждая вставка типа Б на одной боковой поверхности имеет продольную риску на высоте 16—20 мм от подошвы (рис. 1). У вставок типа А такой риски нет. В настоящее время на дороги поступают угольные вставки обоих типов длиной 240 мм и высотой только 30 мм. Раньше применялись вставки высотой 25 мм.

 

Рис. 1 Угольная вставка типа Б

 

 

Металлокерамические (спеченные) пластины {ТУ 14-1-1962-76). Их выпускают сейчас только одного типа — ВЖ-3 (рис. 2). Они предназначены для электровозов постоянного тока.

Методом порошковой металлургии из железа, меди и никеля готовят пористый полуфабрикат, который потом пропитывают сплавом свинца и олова, выполняющим роль твердой смазки. Готовая пластина содержит примерно 16 % свинца, 12 % меди, около 1 % никеля и олова и 70 % железа. Масса одной пластины около 0,67 кг. Неметаллических компонентов в материале ВЖ-3 нет, а название «металлокерамика» возникло от схожести технологии изготовления полуфабриката (спеканием частиц) с керамической технологией.

 

Рис. 2. Металлокерамическая пластина типа ВЖ-3

 

Медные пластины (ГОСТ 5369 —52). Их нарезают из профильных полос и выпускают двух типов: ДЖ-4 и ДЖ-5 (рис. 3). В последние годы МПС получает только профиль ДЖ-4 толщиной 6 мм, более экономичный, но новью электровозы постоянного тока продолжают приходить на дороги с пластинами ДЖ-5. Расчетная масса пластин ДЖ-4 1,55 кг/м, ДЖ-5 — 1,40 кг/м.-

Медные пластины при длительных дождях сильно изнашивают контактный провод. На э. п. с. переменного тока они давно заменены угольными. На э. п. с. постоянного тока их заменяют угольными и металлокерамическими вставками. Кроме того, на рогах полозов применяют стальные и дюралюминиевые пластины.

Решение о том,какие вставки — угольные или металлокерамическне — должны применяться на электровозах постоянного тока тойили иной серии, обращающихся на конкретном участке (дороге),принимает руководство МПСили совместноглавки ЦТ иЦЭ МПС.

 

Рис. 3 Медные пластины

Сухая графитовая смазка (СГС). Смазку выпускают по ТУ 32-ЦТ-554-78 двух типов: СГС-О (основная) и СГС-Д (дополнительная). Состав их приведен в табл. 2.

СГС-О используют для заправки полозов в горячем состоянии. Она поставляется в деревянных ящиках, легко дробится на куски.

СГС-Д предназначена для «лечения» выкрошившейся с полоза смазки СГС-О и для восстановления исчезнувшей в неблагоприятных метеорологических условиях графитации пластин. Эта смазка поставляется в бидонах, причем графит обычно оседает на дне.

Смазка СГС-Д в отличие от СГС-О пожаро- и взрывоопасна. Бидоны с СГС-Д хранят в установленном месте с плотно закрытой крышкой. Нельзя принимать пищу и курить рядом с бидонами смазки. При попадании на кожу нужно стереть ее салфеткой и вымыть руки.

Качество смазки зависит от соотношения в ней графита и кумароновой смолы (у СГС-Д после улетучивания сольвента). Если в СГС-О кумароновой смолы меньше нормы, то разогретая смазка плохо ложится на полоз, если

 

больше — она будет менее эффективной. Проверить качество СГС-О может лишь химическая лаборатория.

Соотношение компонентов смазки СГС-Д меняется из-за улетучивания сольвента при хранении ее в бидоне с неплотно закрытой крышкой. Если эта смазка загустела, в, нее добавляют свежий растворитель. Перед применением или розливом в бидоны меньшей емкости смазку СГС-Д нужно тщательно перемешать. Смазка СГС-О на полозе твердеет быстро, а смазка СГС-Д — в зависимости от температуры воздуха, иногда в течение многих часов.

Сухая графитовая смазка предназначена только для полозов с медными и металлокерамическими пластинами. Применять ее с угольными вставками не только не требуется (вставки самосмазывающиеся], но и недопустимо.

Сухая графитовая смазка — очень плохой проводник тока (примерно в 2000 раз хуже, чем угольные вставки), так как кумаронозая смола является изолятором. Ее избыток на полозе может привести к пережогам контактного провода. Чтобы избежать пережогов, если металлокерамические пластины гладкие, блестящие, а выкрашивания смазки СГС-О не произошло, то смазку СГС-Д применять не следует.

Полозы токоприемников. В эксплуатации используют различные типы полозов, разработанные в разное время для разных токоприемников. Унификация и сокращение типов полозов облегчает техническое обслуживание токоприемников. Основные данные о полозах приведены в табл. 3. Расстояния между осями кареток токоприемников различных типов показаны на рис. 4.

 

Рис. 4 Расстояния между осями кареток токоприемников разных типов

 

До установки заранее проверяют на полозах соответствующие им расстояния между отверстиями (перемычками).

Нельзя «натягивать» каретки для того, чтобы отверстия в них совпадали с отверстиями на полозе при установке на токоприемник!

 

 

 

На полозе Э.115.71.11.00-2 имеются по две пары отверстий, предназначенных для установки его на токоприемниках с расстоянием между каретками 1261 и 1156 мм. Чтобы установить его на токоприемнике Л-13У, в полозе нужно просверлить дополнительные отверстия на расстоянии 1120 мм и вырубить металл между ними и отверстиями, находящимися на расстоянии 1156 мм (рис. 4)

Рис. 5 Втулка для установки полоза на токоприемниках П-1, П-3, Т-5

Рис. 6 Перемычка для установки полоза Э.115.71.11.00-2 на токоприемнике 10РР2

 

Рис. 7 Наклон рога полоза

 

Рис. 8 Запиловка пластин на рогах полоза

 

Чтобы установить полоз Э.115.71.11.00-2 на токоприемниках П-1, П-3, Т-5 (П-5), не обязательно заменять кронштейны кареток более широкими. Достаточно приварить изнутри каркаса у соответствующих отверстий втулки (обечайки) диаметром 14 мм и высотой 8 мм (рис. 5) и использовать болты М10 длиной 35 мм. Чтобы установить этот полоз на токоприемник 10РР-2 (17РР-2), следует изнутри каркаса по осям кареток на расстоянии 880 мм симметрично вварить две перемычки толщиной 5 мм (рис. 6), а ребро жесткости посередине полоза отогнуть в сторону, чтобы оно не мешало выгнутой вверх трубчатой тяге кареток. Подобным образом полоз Э.115.71.11.00-2 можно установить на токоприемнике 2SLS-1, но расстояние между перемычками должно быть 725 мм.

Наклон рога полоза к горизонтали не должен превышать 45° (рис. 7). Более крутой наклон может стать причиной поломки токоприемника на воздушной стрелке или на сопряжении анкерных участков контактной сети. Увеличение угла более чем 45° может произойти при изготовлении и ремонте полоза или из-за неаккуратного обращения с ним при хранении и транспортировке. Во избежание деформации полозы хранят на специальных стойках и стеллажах.

Особое внимание необходимо уделять качеству запиловки контактных пластин на рогах полозов, поскольку заводы-изготовители не выполняют ее так, как требуется в эксплуатации (рис. 8). На них необходима также фаска 3×45° по всей длине этих пластин.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОСМОТРА

 

За короткое время, которое отведено на техническое обслуживание электровоза или электропоезда, необходимо точно определить, соответствуют ли его токоприемники установленным нормам и можно ли устранить выявленные нарушения на месте или необходим ремонт аппарата в депо. Для этого ремонтникам целесообразно выполнять осмотр в определенной последовательности. На основе многолетнего опыта рекомендуется выполнять его таким образом.

Общий осмотр. Прежде всего проверяют, нет ли поломок, изгибов полозов, рам, пружин, трещин в трубах и литых деталях шарниров, прожогов от электрической дуги, коррозионных повреждений. После этого переходят к осмотру полозов.

Полозы. Сначала нужно удостовериться, что на токоприемнике установлены полозы со вставками из тех материалов и того типа, которые определены МПС для этой серии э. п. с. и данного участка дороги. Необходимые разъяснения по этому вопросу ремонтный персонал получает от руководства депо.

На участках, где применяются угольные и металлокерамические вставки, использовать медные пластины запрещено!

Во время осмотра полозов проверяют отсутствие перекоса полоза, прожогов и трещин в каркасе. Возвышение одной каретки над другой не должно быть более 20 мм. Далее убеждаются, что ни одна вставка не имеет качания (т. е. не ослабло ее крепление) или недопустимых дефектов.

После этого контролируют правильность заправки полозов смазкой СГС-О: лишнюю убирают, при необходимости добавляют СГС-Д.

Во время осмотра тщательно смотрят за тем, чтобы песок не попадал на полозы.

Шунты. Осматривают все шунты у полозов, в шарнирах верхних рам, у главных валов. При этом следят за тем, чтобы все они были типовые, а не самодельные, и стояли бы везде, где требуется. При проверке их целостности необходимо помнить, что шунт заменяют на электровозах постоянного тока, если в нем оборвано больше 15% проволок, а на остальном э. п. с, если оборвано более 25 %. Имеющие меньший процент тщательно бандажируют в местах обрыва медной проволокой.

Шунты не должны препятствовать повороту полоза на 5—7° к горизонтали и подниматься выше поверхности трения контактных пластин. Если каркас полоза имеет медную подложку, то полезно, чтобы она была выведена под наконечники шунтов.

К полозу Э115.71.11.00-2 шунты могут прикрепляться не только под болты, крепящие его к кареткам, но и рядом, для чего используется свободная пара отверстий, предназначенных для токоприемника другого типа. Болты при необходимости нужно подтянуть.

Каретки. Чтобы убедиться в их исправности, проверяют отсутствие заедания и жесткость пружин кареток. Если к середине полоза (полозов) приложить силу, направленную вниз и равную пассивному нажатию, то ход (провал) полоза должен быть не менее 30 и не более 70 % максимально возможного хода. Если это требование не соблюдается, значит, в каретках стоят не те пружины, которые требуются, и их нужно заменить.

Каретки воспринимают удары, которые получает во время движения полоз. Поэтому нужно тщательно проверить отсутствие погнутых и ослабленных элементов кареток, трещин, недопустимых износов. Особое внимание обращают на трубчатые рычаги кареток токоприемника Т-5 (П-5), поскольку при большом их изгибе полоз будет работать «ребром». Следует также проверить наличие шплинтов валиков кареток.

Нажатие, подъем и опускание токоприемников. При замене полоза проверка нажатия необходима, поскольку масса полоза с новыми вставками больше, чем с изношенными. Если при металлокерамических пластинах норма нажатия токоприемника Т-5 не обеспечивается, на рогах полозов медные пластины заменяют более легкими — дюралюминиевыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: