IV. Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек




 

Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин и женщин на протяжении длительного периода истории человеческого общества вызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды были продиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая и подчиненная.

"Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение.

Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали" /1, стр.75/.

Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

В современном обществе процесс половой социализации протекает в несколько иных условиях.

Основные аспекты этой проблемы определены в статье Алешиной И.Е. и Волович А.С. /3/:

Феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основном занимаются женщины).

Первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причиной разделения сына с матерью).

Феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность).

Исходя из этого определяется целый ряд сложностей в понимании направлений педагогической работы с девочками и мальчиками.

Современная система воспитания не отводит места в социализации мальчиков маскулинным проявлениям' (агрессии, двигательной активности). Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная на поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" (например: «Не плачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначала в детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины в обществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивирование мужских качеств у мальчиков.

Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальные признаки фемининности накладываются на генные образования. Однако, содержательные компоненты фемининности не способствуют становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждают прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекают родители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности, существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказывают историко-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работать и быть мамой.

Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой идентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях. Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, в обязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзя прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.

Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.

 


V. Содержание полового воспитания

 

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

- принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

- принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характере информации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей.

Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки - у девочек.

 

 


В ы в о д ы

 

Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка.

Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов.

Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.


Использованная литература

 

Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987 г.

Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. «Вопросы психологии» № 2, 1987 г.

Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991 г.

Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола. «Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова В.М., Ломова Б.Ф., М. 1975 г.)

Большая медицинская энциклопедия. (В 30-ти томах). АМН СССР. Гл. ред. Петровский Б.В., 2 изд., М.: «Советская энциклопедия», 1962 г., том 20.

Большая Советская энциклопедия. (В 30-ти томах). Гл. Ред. Прохоров А.М.. 3 изд. М.: «Советская энциклопедия», 1975 г.

Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. «Вопросы психологии» № 1, 1982 г.

Захарова П.Н. растут в семье папа и мама. М., Моск. Раб., 1978 г.

Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., Медицина, 1979 г.

Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988 г.

Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 1988 г.

Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. «Знание-сила», № 2, 1971 г.

Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975 г.

Никологорский С. Женственность. Агитатор № 15, 1987 г.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Т. 1, М., 1979 г.

Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М.: Просв., 1985 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: