Революция и судьбы российских писателей




Многие годы активно распространяется мнение (и автор этих строк неоднократно сам слышал такие заявления), что после Великой Октябрьской социалистической революции для деятелей русской культуры (в том числе, для писателей) было только два пути: либо под расстрел, в тюрьму, в лагерь и т.п., либо в эмиграцию. Особенно широко распространено это мнение среди молодых работников культуры (смогла воспитать буржуйская власть!). Я вовсе не собираюсь отвергать тот факт, что часть писателей после 7 Ноября 1917 года была репрессирована или уехала в эмиграцию. Но количество талантливых мастеров слова в России того времени измерялось, как минимум, десятками. И анализ их биографий, при всех огромных различиях, доказывает, что жизнь большинства писателей пошла не по пути репрессий и эмиграции, а по двум другим путям: а) работа при Советской власти; б) начало писательского пути после революции (и во многом благодаря революции). Рассмотрим все эти пути подробнее.

1-й путь. Репрессии. Что бы ни кричали демократы, но можно назвать весьма мало крупных литературных деятелей (известных ещё до революции), погибших в результате репрессий. Из них крайне мало – непосредственно вскоре после революции.

Николай Гумилёв (1886-1921). После революции читал лекции о поэтике, руководил Петроградским отделом Всероссийского союза поэтов. Не скрывал своих религиозных и монархических взглядов, что не мешало ему издавать поэтические сборники. В августе 1921 года арестован и расстрелян за участие в контрреволюционном заговоре. Вне зависимости от того, справедливо было это решение или нет (а оценки существуют разные), очевидно, что Гумилёв был расстрелян не за литературную деятельность.

Мандельштам (1891-1938). После Октябрьской революции работал в газетах, в Наркомпросе, ездил по стране, публиковался в газетах, выступал со стихами, имел успех. Издавались сборники его стихов и прозаические произведения. С начала 30-х годов писал откровенно антисоветские и антисталинские стихи. В 1934-37 годах отбывал ссылку в Воронеже, после чего жил в Москве. В 1938 году арестован вторично по обвинению в антисоветской агитации (ст. 58-10), приговорён к 5 годам заключения, умер от тифа в пересыльной тюрьме. Посмертно реабилитирован в 1956 году по делу 1938 г. и в 1987 году – по делу 1934 г.

Бабель (1894-1940). Начал печататься в 1913 году. До революции его собирались судить за порнографию, кощунство и покушение на ниспровержение существующего строя, но революция помешала. Работал переводчиком в ЧК и Наркомпросе, военный корреспондент в 1-й Конной армии. После Гражданской войны писал пьесы, киносценарии, рассказы. Наиболее известны его циклы коротких рассказов «Одесские рассказы» и «Конармия». «Конармия» вызвала большую дискуссию, неприятие со стороны многих конармейцев, обвинения в клевете на бойцов Красной Армии. Начал писать роман о коллективизации на Украине, но не закончил. В письмах Бабеля встречались как откровенное восхищение достижениями коллективизации, так и категорическое неприятие некоторых методов. Обличал троцкистов. Несколько раз выезжал за границу, в том числе на антифашистский конгресс писателей, но мысль об эмиграции отвергал. В 1939 году арестован по обвинению в антисоветской деятельности и шпионаже. Расстрелян в январе 1940 года. В 1954 году посмертно реабилитирован.

Следует также отметить, что в биографии некоторых других писателей были кратковременные аресты (от 2-3 дней до 2-3 недель), а также ссылки – описано ниже. Формально это позволяет причислить и их к «жертвам репрессий» на радость демократам. Но в итоге жизненный путь этих писателей (как минимум, большинства из них) оказался вполне благополучным, поэтому я их к жертвам репрессий не отношу.

2-й путь. Эмиграция. Писатели-эмигранты могут быть, в свою очередь, разделены на 2 группы: вернувшиеся и невернувшиеся. Остались в эмиграции до конца жизни Бунин, Мережковский, Гиппиус, Андреев, Саша Чёрный, Бальмонт и ряд других писателей. Некоторые весьма крупные писатели в разное время вернулись в СССР. Судьба их различна, но они смогли жить и работать при новой власти или даже весьма активно сотрудничать с ней. Это роднит их с представителями 3-го пути (см. ниже).

А.Н.Толстой (1883-1945). Февральскую революцию приветствовал, Октябрьскую – первоначально не принял. С 1919 года – в эмиграции, вернулся в СССР в 1923 году. Полностью перешёл на позиции Советской власти. Написал ряд выдающихся произведений разных жанров («Хождение по мукам», «Пётр I», «Хлеб», «Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик» и другие). Один из организаторов Союза писателей СССР, руководил им после смерти Горького. В войну – автор публицистических материалов и рассказов, член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Академик АН СССР, депутат Верховного Совета СССР, кавалер нескольких орденов, в том числе Ордена Ленина, получил три Сталинские премии. В день его смерти в стране был объявлен национальный траур.

Эренбург (1891-1967). Победу большевиков воспринял отрицательно, в 1921-40 годах находился в эмиграции. Жил во Франции, был близок к левым кругам. Постепенно сближался с Советской властью. С 1932 года – корреспондент «Известий», несколько раз ненадолго приезжал в СССР. По мере усиления нацизма занимал всё более активную антифашистскую позицию. Был военным корреспондентом «Известий» во время гражданской войны в Испании. При оккупации Франции укрылся в советском посольстве, вернулся в СССР. Во время войны – корреспондент «Красной звезды», автор множества публицистических материалов, которые пользовались огромной популярностью у бойцов на фронте. Один из «личных врагов Гитлера». Помимо стихов и публицистики писал романы («Падение Парижа», «В бурю» и др.), пьесы и т.д. После войны – один из лидеров Движения борцов за мир, корреспондент, общественный деятель. После ХХ съезда занял антисталинскую позицию. Имел немало правительственных наград и премий, но и неоднократно подвергался критике.

Куприн (1870-1938). После Октябрьской революции не принял политику военного коммунизма. Работал в издательстве «Всемирная литература. В июле 1918 года после убийства Володарского был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников. Встречался с Лениным. С 1919 года – в Белой армии, после её поражения – в эмиграции до 1937 года. Вернулся по приглашению Советского правительства, будучи тяжело больным, практически вернулся умирать. Ему была предоставлена квартира в элитном доме в Ленинграде, созданы все необходимые условия.

Цветаева (1892-1941). После революции жила в Москве, работала в Наркомате по делам национальностей и в других организациях. Напечатала несколько сборников стихов, в том числе проникнутых сочувствием к белому движению. Регулярно участвовала в литературных вечерах и читала свои произведения. В эмиграции в 1922-39 годах. Возвращаться не хотела («прежней России больше нет»), но вернулась по настоянию семьи. Муж был расстрелян, дочь провела 15 лет в заключении и ссылке (реабилитирована в 1955 году), сама Цветаева репрессиям не подвергалась, занималась переводами. В августе 1941 года уехала в эвакуацию в Елабугу, где практически сразу после приезда повесилась.

Игорь Северянин (1887-1941). Политикой практически не занимался. И эмиграция, и возвращение произошли, можно сказать, помимо воли поэта. В начале 1918 года уехал из Петрограда в Эстонию, которая после Брестского мира была оккупирована Германией. Эмиграция оказалась для него неожиданностью. Принял эстонское гражданство, жил в Эстонии, занимался исключительно литературной деятельностью. После присоединения Эстонии к СССР в 1940 г. Северянин стал гражданином СССР и написал несколько стихотворений, приветствующих «шестнадцатиреспубличный Союз». В начале войны хотел эвакуироваться в тыл, но не смог этого сделать по состоянию здоровья. Умер в Таллине при немцах.

Андрей Белый (1880-1934). После Октябрьской революции вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. В 1921 – 1923 гг. был в эмиграции в Берлине. После возвращения жил не слишком заметно, без взлётов и падений, писал прозаические произведения (без особого успеха), занимался теоретико-литературными исследованиями.

3-й путь. Работа при Советской власти. Многие писатели остались в Советской России и продолжали довольно активно работать в новых условиях. Некоторые из них приняли революцию и не просто писали, но тесно сотрудничали с Советской властью. Немалое количество писателей встретили революцию враждебно, к большевикам и их действиям относились резко отрицательно, осуждали их. Но продолжали работать и (что самое удивительное для господ демократов!) никак не преследовались за свои взгляды, хотя, разумеется, благодарности и помощи тоже не удостаивались. По 3-му пути пошли многие известные и даже прославленные ещё до революции писатели. Вот кратко некоторые интересные судьбы.

Горький (1868-1936). До революции много помогал большевистской партии материально. Но отношение к Октябрьской революции первоначально было настороженным: Горький не принимал красного террора, не понимал его необходимости, резко реагировал на его перегибы. Много ходатайствовал перед Лениным и другими руководителями об арестованных представителях интеллигенции (с разной степенью успешности), об улучшении быта учёных и работников культуры. С 1921 года несколько лет жил за рубежом, но это нельзя считать эмиграцией, причиной была необходимость лечиться от туберкулёза. Отношений с Советской властью не прерывал, активно участвовал в сборе средств для голодающих Поволжья, к русской эмиграции относился настороженно. С 1928 года несколько лет жил весной и летом – в СССР, в холодное время – в Италии, с 1932 года окончательно переехал в СССР. Написал в советский период роман «Жизнь Клима Самгина», пьесы «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», ряд публицистических статей в прессе. Был настоящим лидером советских писателей, помогал творческому росту молодёжи, был инициатором создания и первым руководителем Союза писателей СССР. Является основателем стиля социалистического реализма. Пользовался огромной любовью и почитанием. Был самым издаваемым в СССР советским писателем (общий тираж более 242 млн. экземпляров), из всех русских писателей уступает по этому показателю лишь Пушкину и Льву Толстому.

Блок (1880-1921). Октябрьскую революцию встретил восторженно, но воспринимал её как стихийное восстание, бунт. Написал статью «Интеллигенция и революция» с призывом к интеллигенции понять и принять революцию («слушайте музыку революции!»), за что на него с лаем и визгом обрушились контрреволюционные интеллигенты. Создал воспевающую революцию поэму «Двенадцать». К сожалению, со стороны некоторых руководителей культуры было отрицательное отношение к поэту. В феврале 1919 года на целых 3 дня был арестован. Отказался эмигрировать. Проживание в голодном и холодном революционном Петрограде подорвало здоровье Блока, он умер от туберкулёза в 1921 г.

Есенин (1895-1925). Революцию принял полностью, несмотря на некоторые «загибы», вытекающие, видимо, из его крестьянского происхождения и откровенно богемного образа жизни. Вопреки некоторым современным «знатокам литературы», писал не только про берёзки и любовь, был не только «певцом крестьянской Руси». В поэмах «Баллада о двадцати шести», «Анна Снегина», стихотворении «Небесный барабанщик» и других славил Советскую власть и революционные преобразования в стране. Неоднократно ездил за границу, но даже не рассматривал вопрос о невозвращении. К сожалению, богемный образ жизни привёл к психическому срыву и самоубийству.

Маяковский (1893-1930). Революцию принял целиком и полностью, посвятил ей весь свой огромный талант. Время после революции – расцвет таланта поэта. Писал революционные поэмы и стихи («Владимир Ильич Ленин», «Хорошо», «Стихи о советском паспорте»), сатирические и лирические произведения, пьесы («Клоп», «Баня»). Мастер плаката: и как художник, и как поэт – автор подписей. Вошёл в историю как величайший революционный поэт. Неоднократно свободно выезжал за границу. Подвергался травле со стороны завистливой мелочи – как справа, так и слева. Был неудачлив в личной жизни. Одновременное сочетание многих отрицательных факторов (здоровье, личные неудачи, несправедливая критика) привело к самоубийству.

Демьян Бедный (1883-1945). Член партии большевиков с 1912 года. После революции, во время Гражданской войны и позже – сотрудник «Правды» и «Известий», вёл агитационную работу в Красной Армии. Писал фельетоны, басни, стихи. Особой популярностью пользовался текст песни «Проводы». Много занимался антирелигиозной пропагандой. Активно критиковал империализм и фашизм. В дальнейшем чрезмерно увлёкся высмеиванием истории старой России, что перешло у него в охаивание всего русского. За это неоднократно подвергался критике, а в 1938 году был исключён из партии. Но никаким репрессиям не подвергался. В годы Великой Отечественной войны занимался публицистикой, сотрудничал с Кукрыниксами при создании плакатов, участвовал в «Окнах ТАСС».

Вересаев (1867-1945). Послереволюционное время провёл в Крыму, в 1921 году вернулся в Москву. Писал романы, повести, воспоминания, исследовал творчество, Пушкина, Льва Толстого, Достоевского, Гоголя. Много работал над переводами древнегреческих поэтов. Лауреат Сталинской премии, был награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За оборону Кавказа».

Паустовский (1892-1968). После Февральской революции работал репортёром в Москве, затем уехал на Украину. По призыву служил в армии гетмана Скоропадского и в Красной Армии, жил на юге России, в 1923 году вернулся в Москву. Работал корреспондентом «Правды», много ездил по стране, писал о стройках первых пятилеток. Лучшее достижение – повесть «Кара-Бугаз». Имел правительственные награды. В начале войны – военный корреспондент на Южном фронте, затем был отозван в Москву и эвакуирован, писал пьесы и рассказы. После войны вёл семинар прозы в литературном институте имени Горького, получил мировое признание, четырежды номинировался на Нобелевскую премию.

Катаев (1897-1986). Печататься начал очень рано – в 1910 году. В 1-ю мировую войну – прапорщик, имел боевые награды. Имеются противоречивые (часто даже недостоверные) данные о судьбе Катаева в Гражданскую войну, о его службе в Красной и Белой армиях. После Гражданской войны работал журналистом в Харькове и Москве, во время Великой Отечественной войны – военным корреспондентом. Широко известны его романы и повести «Время, вперёд!», «Белеет парус одинокий» (с продолжениями), «Сын полка» и многие другие, а также детские рассказы и сказки («Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик» и др.). После войны – основатель и главный редактор журнала «Юность». Герой Социалистического Труда, кавалер многих советских орденов и премий.

Гиляровский (1855-1935). До революции – известнейший писатель, краевед Москвы. После революции в политику, судя по всему, не вмешивался, продолжал работу по изучению истории и жизни Москвы, написал поэму «Стенька Разин». Жил спокойно, ни в чём не нуждался, никаких столкновений с властью и связанных с этим неприятностей не имел.

Короленко (1853-1921). Категорически не принимал методы большевиков (не стремясь разобраться, где правильно, а где действительно перегиб). Открыто высказывал свою критику в известных «Письмах» (большинство писем было адресовано Луначарскому). Подвергался резкой ответной критике, в том числе, со стороны Ленина. Но никаких репрессивных действий или запретов писать и печататься в его отношении не было. Умер от воспаления лёгких.

Пришвин (1873-1954). Основная тема творчества (и до, и после революции) – воспевание русской природы, отношения природы и человека. В 1917-18 годах работал в редакции эсэровской газеты «Воля народа». Большевистской власти не принимал категорически. Опубликовал очерк о Ленине под названием «Убивец!» (содержание соответствовало названию). В январе 1918 года был арестован и провёл в тюрьме – о, страх и ужас! – целых две недели. После этого до конца жизни никаким репрессиям не подвергался. Свободно продолжал литературную деятельность. Написал (и напечатал!) немало книг по своей любимой тематике, в том числе, для детей. Постепенно смирился с новой властью, заявлял, что её дело – правое, был избран членом правления Союза писателей, награждён советскими орденами. 75-летний юбилей писателя широко отмечался в СССР.

Серафимович (1863-1949). Безоговорочно принял Октябрьскую революцию. Возглавлял литературный отдел газеты «Известия». Главным произведением Серафимовича стал его роман «Железный поток» (1924) – одно из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы. Помимо этого – повести, рассказы, публицистика. Был главным редактором журнала «Октябрь», в 1927 первым прочитал рукопись романа Шолохова «Тихий Дон» и опубликовал его 1–2 книги. Делегат съездов ВКП(б), лауреат Сталинской премии, кавалер нескольких орденов.

Брюсов (1873-1924). Октябрьскую революцию принял, активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы. Работал в различных учреждениях, являлся членом Моссовета, был профессором МГУ, организовал Высший литературно-художественный институт. В 1920 году стал членом РКП(б). В связи с пятидесятилетним юбилеем Брюсов получил специальную грамоту от Советского правительства. Продолжал и активную творческую деятельность. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру. Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю». Стал родоначальником «русской литературной Ленинианы». Умер от воспаления лёгких.

Чуковский (1882-1969). Основное направление – детские стихи и сказки. Писал их до революции, продолжил писать и после: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха» и т.д. В политику не лез. Был любимейшим писателем советской детворы. В 20-е – 30-е годы в какой-то момент возникла тенденция, что сказки не нужны вообще. Поэтому творчество Чуковского критиковалось, причём, к сожалению, одним из главных критиков была Крупская. При всём, при том всегда оставался благополучным и обласканным властью писателем. Помимо сказок, занимался переводами английской литературы, исследованиями творчества Некрасова (многие стихи Некрасова были опубликованы благодаря Чуковскому). Изучал психику детей и овладение ими речью, результат – книга «От двух до пяти». Лауреат Ленинской премии, кавалер нескольких орденов, почётный доктор литературы Оксфордского университета.

Ахматова (1889-1966). Революции, по всей видимости, не сочувствовала, но и открыто против неё не выступала. В эмиграцию не уехала. Ряд её близких были репрессированы, но саму Ахматову никогда не трогали. Отношения с властью были напряжёнными, содержание, стиль и манера стихов Ахматовой «наверху» не воспринимались. Её часто и резко критиковали, многие произведения не были допущены к печати, но в целом её книги печатались, она была членом Союза писателей СССР. Недопустимой была не критика (ни Ахматова, ни любой другой писатель не являются лицами, свободными от критики), а то, что в результате критики для Ахматовой (например, в 1946 году) возникал фактический запрет на профессию. Кроме стихов, писала статьи о творчестве Пушкина и Лермонтова. Была широко известна за рубежом, почётный доктор Оксфордского университета.

Хлебников (1885-1922). Февральскую революцию приветствовал, после Октябрьской – старался не лезть в политику. Много ездил по стране, был в Персии, писал стихи, пьесы и поэму «Разин». Было много публичных выступлений. Чтобы избежать призыва в деникинскую армию, скрывался в психбольнице. Ряд произведений был напечатан. С Советской властью не конфликтовал и никак не преследовался.

Пастернак (1890-1960). После революции вся семья Пастернака эмигрировала, а он остался, хотя и выезжал впоследствии за границу. Писал стихи, поэмы, переводы. Был весьма популярен и немало издавался до середины 30-х годов. В дальнейшем его начинают критиковать за отрешённость от жизни, он пишет значительно меньше стихов и работает в основном над переводами. Особое значение имеют его переводы грузинской поэзии. В 1955 году завершает и издаёт за рубежом откровенно антисоветский роман «Доктор Живаго», за который ему в 1958 году присуждают Нобелевскую премию (а как же иначе-то?). В Советском Союзе роман подвергался общей критике как со стороны писателей, так и со стороны любителей литературы. К сожалению, критика была построена крайне неумело, именно тогда возникла знаменитая фраза: не читал, но осуждаю. Пастернак отказался от Нобелевской премии, был исключён из Союза писателей, но продолжал получать гонорары и публиковаться. От выезда за границу отказался.

Маршак (1887-1964). В Гражданскую войну работал как в красных учреждениях, так и в белых газетах. С 1920 года организовывал детские театры и другие культурные учреждения для детей. Написал много детских стихов и сказок (в том числе, переводных), став одним из крупнейших советских детских писателей. Много писал стихотворной сатиры. Известнейшие произведения: «Мистер Твистер», «Вот какой рассеянный!», «Война с Днепром» и др. Создал детское издательство в Ленинграде, был депутатом Моссовета. В годы Великой Отечественной войны работал в жанре сатиры, публикуя стихи, статьи и пьесы в «Правде» и «Красной звезде», создавая плакаты в содружестве с Кукрыниксами. Автор ставших классическими переводов сонетов Шекспира, песен и баллад Роберта Бёрнса и других англоязычных писателей. Много переводил писателей союзных республик. Его собственные книги переведены на множество языков мира. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских премий, кавалер нескольких советских орденов (в том числе, двух орденов Ленина).

Багрицкий (1895-1934). Во время Гражданской войны добровольцем вступил в Красную Армию. После войны работал в Николаеве и Москве, писал много стихов. Багрицкий полностью принял революцию, его романтическая поэзия воспевала строительство нового мира. Значительные произведения – «Дума про Опанаса», «Смерть пионерки». Романтические яркие стихи Багрицкого до сих пор звучат в песнях. Книги его переиздаются. Умер от бронхиальной астмы.

Волошин (1877-1932). С апреля 1917 года жил в Коктебеле (Крым), писал стихи и картины. В годы Гражданской войны поэт принципиально занимал позицию «над схваткой», пытался умерить вражду, укрывал в своём доме преследуемых: сперва красных от белых, затем – белых от красных. В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный Дом творчества. Революции, похоже, не сочувствовал, но в его жизни не было ни политических выступлений, ни конфликтов с Советской властью, ни репрессий.

Лавренёв (1891-1959). Первые стихи опубликовал в 1911 году. В Первую мировую войну был ранен и отравлен газами. В Гражданскую войну сначала – офицер белой Добровольческой армии, затем – перешёл в РККА. В 1924 году дебютировал как прозаик. Пьесы «Дым», «Разлом», «Лермонтов», повесть «Сорок первый», другие произведения. Лавренёв считается одним из создателей жанра советской героико-революционной драмы. Во время Великой Отечественной войны – военный корреспондент. Две Сталинские премии, награждён несколькими орденами.

Тренёв (1876-1945). В 1909 – 1931 годах жил в Симферополе, потом – в Москве. Первая книга рассказов опубликована в 1915 году. После установления Советской власти работал в отделе народного образования. Автор ряда театральных пьес. Славу ему принесла пьеса «Любовь Яровая» (1926), за которую писатель позднее получил Сталинскую премию. Тренёв создал первый в драматургии образ Ленина («На берегу Невы», 1937). В годы Великой Отечественной войны – в эвакуации. Кавалер советских орденов.

4-й путь. Начало писательского пути после революции. Немало крупных писателей начали свой творческий путь после революции, причём в большинстве случаев – лишь благодаря революции. Многие из них прошли через горнило Гражданской войны (большинство – в Красной Армии). Все они смогли реализовать свой талант лишь в условиях новой власти. Эти писатели оказались достойной заменой эмиграции. Судьбы их тоже весьма разные.

Шолохов (1905-1984). Во время Гражданской войны – учёба в гимназии, участие в продразвёрстке (едва избежал расстрела в плену у Махно), работа по ликвидации безграмотности. Был полностью на стороне красных. С 1924 года пишет и печатает рассказы, с 1925 года работает над романом «Тихий Дон». Роман издан в 1928-1940 годах. Член ВКП(б) с 1932 года. В том же году публикует 1-й том романа «Поднятая целина». Во время Великой Отечественной войны – военный корреспондент, полковник, автор рассказов и публицистических произведений. После войны написал рассказ «Судьба человека», 2-й том «Поднятой целины», роман «Они сражались за Родину» (остался незаконченным), другие произведения. В 1965 году получил за «Тихий Дон» Нобелевскую премию по литературе. Резко критиковал Синявского, Даниэля, Солженицына, Сахарова, Яковлева (того самого) и прочих диссидентов, за что был ненавидим «сильно свободолюбивой» интеллигенцией. Одной из форм этой ненависти стала клевета, что Шолохов не является автором «Тихого Дона». Депутат десяти созывов Верховного Совета СССР, действительный член АН СССР, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий, кавалер многих орденов.

Фадеев (1901-1956). Член РКП(б) с 1918 года. В Гражданскую войну участвовал в партизанском движении и боевых действиях на Дальнем Востоке, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. Дважды ранен. После войны жил в Москве, начал писать в 1922 году. В 1926 году опубликовал роман «Разгром», принесший ему славу и признание. После этого вынужден был уделять много внимания общественной работе, поэтому довоенные романы «Последний из Удэге» и «Чёрная металлургия» остались незаконченными. В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро, полковник. После войны написал свою главную книгу – роман «Молодая гвардия», принесший ему мировую славу и ставший одной из любимых книг советской молодёжи. В процессе работы над романом учёл критику «сверху», в том числе лично от Сталина. Член ЦК КПСС, вице-президент Всемирного Совета мира, депутат Верховных Советов СССР и РСФСР, генеральный секретарь Союза писателей СССР, лауреат Сталинской премии, кавалер ряда орденов. Хрущёвской оттепели не принял, был подвергнут жёсткой критике на ХХ съезде КПСС, его прямо обвиняли в организации репрессий среди советских писателей. Результатом стали запои и самоубийство.

Николай Островский (1904-1936). Во время немецкой оккупации Украины – связной Шепетовского ревкома. В 1919 году вступил в комсомол, добровольцем вступил в Красную Армию, воевал в кавалерийской бригаде Котовского и 1-й Конной армии. Был тяжело ранен. После Гражданской войны участвовал в борьбе с бандитизмом, учился, работал в комсомоле. Член ВКП(б) с 1924 года. С 1927 года и до конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью, причиной которой были ранение и тяжёлые условия работы. С конца 1930 года он с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Первое издание романа осуществлено в 1932-1934 годах. Роман быстро приобрёл огромную популярность, чему способствовала трагическая судьба автора. Главный герой романа «Как закалялась сталь» Павка Корчагин стал символом героизма и нравственной чистоты, любимым героем не только в СССР, но и за рубежом. Многие молодые герои Великой Отечественной войны в своих ещё довоенных дневниках и письмах признавались, что хотят быть похожими на Павку. Островский был награждён орденом Ленина, а также зачислен в Политуправление Красной армии со званием бригадного комиссара. Начал писать роман «Рождённые бурей», но закончить не успел. Несмотря на полную неподвижность и почти полную слепоту, до последнего дня продолжал работу и старался участвовать в общественной жизни. Последние несколько месяцев Островский был окружён всеобщим почётом, принимая на дому читателей и писателей.

Федин (1892-1977). К началу 1-й мировой войны учился в Германии, оказался там на положении гражданского военнопленного. Вернулся в Россию в 1918 году, работал в Москве и Сызрани, опубликовал первые статьи, очерки, фельетоны. С октября 1919 года – в Красной Армии, в политотделе башкирской кавалерийской дивизии. Серьёзной писательской работой занялся в 20-е годы. Главные произведения: «Города и годы» (впечатления о жизни в Германии в период 1-й Мировой войны и опыт Гражданской войны), трилогия «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костёр» (посвящена революционному подъёму и Гражданской войне). Кроме того, повести, рассказы, публицистика. Был спецкором «Известий» на Нюрнбергском процессе. Один из руководителей Союза писателей СССР. Герой Социалистического труда, кавалер ряда орденов СССР и ГДР, академик АН СССР, лауреат Сталинской премии.

Бажов (1879-1950). До революции – учитель, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. До 1917 года – член партии эсэров, в 1918 году вступил в РКП(б). Активный организатор Советов депутатов на Урале, участник большевистского подполья во время белой оккупации. Организовал учительские курсы, возглавлял продотряд. После Гражданской войны писал книги по истории Урала, продолжал собирать фольклор. В 1936 году был опубликован первый из уральских сказов, а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов – «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами. Книга по сей день популярна среди детей и взрослых, ряд сказов воплощен в кино, мультипликации, балете. Лауреат Сталинской премии, кавалер ордена Ленина, депутат Верховного Совета СССР, руководитель Свердловской писательской организации.

Олеша (1899-1960). В годы Гражданской войны жил в Одессе. Вся семья эмигрировала, он остался. Переехал в Харьков, потом – в Москву, работал журналистом, писал стихи, статьи, фельетоны. В 1924 году написал своё главное произведение – революционную сказку «Три толстяка», любимую многими поколениями детей и взрослых. Остальные произведения (романы, повести, рассказы) значительно менее известны, да, похоже, и слабее. Обличал троцкистов, во время Великой Отечественной войны был в эвакуации. После войны писал мало, публиковались отрывки его дневника.

Ильф (1897-1937). К началу революции жил в Одессе, после революции работал журналистом. В 1923 году переехал в Москву, писал фельетоны и другие сатирические материалы. В 1927 году началась совместная работа с Петровым, большинство произведений написано им в этом творческом содружестве. Писатели прославились сатирическими романами «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Написана также документальная повесть «Одноэтажная Америка», киносценарии, очерки и т.д. Ильф умер от туберкулёза, явно не успев полностью реализовать свой большой талант.

Петров (1902-1942). Брат писателя Валентина Катаева. Жил в Одессе, в революции и Гражданской войне не участвовал. После Гражданской войны работал в одесском уголовном розыске. Есть версия, что Петров послужил прототипом главного героя повести и фильма «Зелёный фургон». С 1923 года жил в Москве, работал журналистом, писал в основном сатирические материалы. В 1927 году начал совместную работу с Ильфом (см. выше). Продолжал работу журналиста-сатирика, в том числе и после смерти Ильфа. С 1938 года – главный редактор журнала «Огонёк», был награждён орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны – фронтовой корреспондент. Погиб в авиакатастрофе в 1942 году.

Вишневский (1900-1951). Из семьи потомственных дворян. Во время 1-й мировой войны сбежал на фронт, имел Георгиевский крест и две Георгиевские медали, был ранен. Видимо, на войне ему «прочистило мозги». Участник вооружённого восстания в Петрограде в 1917 году, всю Гражданскую войну воевал на стороне красных, большую часть времени – на флоте. Начал публиковаться с 1920 года. Самые известные произведения: пьесы «Первая Конная» и «Оптимистическая трагедия», сценарий фильма «Мы из Кронштадта». Член ВКП(б) с 1937 года. Капитан 1-го ранга. Участник советско-финляндской войны и Великой Отечественной войны, корреспондент газеты «Правда». Во время и после войны продолжал писать пьесы и киносценарии (в том числе, «Незабываемый 1919-й»). С 1944 года – редактор журнала «Знамя». Лауреат Сталинской премии, кавалер многих орденов и медалей, в том числе, трёх орденов Боевого (!!!) Красного Знамени. В его честь назывались два морских тральщика.

Зощенко (1894-1958). В 1-ю мировую войну – офицер, получил несколько орденов, ранен, отравлен газами (что послужило причиной тяжёлой болезни сердца). В годы Гражданской войны (и до 1922 года) сменил много городов и профессий. В 1919 году добровольцем вступил в Красную Армию, но вскоре был демобилизован по состоянию здоровья. В печати дебютировал в 1922 году. Писал рассказы, повести, всё больше ориентировался на сатиру. Его произведения были направлены против невежества, мещанского самолюбия, жестокости и других человеческих пороков. В 20-е – 30-е годы пользовался большим успехом, много ездил по стране, его книги издавались большими тиражами. Был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В войну – в эвакуации, писал антифашистские фельетоны для газет и радио, пьесы для театров. В 1946 году опубликовал в журнале «Звезда» рассказ «Приключения обезьяны», ставший поводом для известного постановления ЦК КПСС. В постановлении говорилось о том, что «в изображении Зощенко советские люди примитивны», о «недопустимости предоставления страниц таким пошлякам». Постановление было верным по сути, но к сожалению, были и несправедливые обвинения, что Зощенко в войну окопался в тылу и ничего не сделал для Победы. Можно повторить то, что уже было сказано об Ахматовой: Зощенко не является человеком, свободным от критики (тем более, справедливой), но критика переросла в фактический запрет на профессию, что было недопустимым. Зощенко был исключён из Союза писателей (вновь принят в 1953 году), занимался переводами.

Аркадий Гайдар (1904-1941). В 1918 году (в 14 лет) был принят в РКП(б) в качестве кандидата, зачислен в Красную Армию. В 17 лет – командир полка. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. Участвовал в подавлении бандитизма и кулацких восстаний («антоновщина», Дальний Восток). Демобилизован из армии по состоянию здоровья. Начал литературную деятельность в 1922 году. Постепенно стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе. В произведениях 1930-х годов преобладала героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет Советской власти. Наиболее известны произведения «Р.В.С.», «Школа», «Военная тайна» (в которую вошла «Сказка о Мальчише-Кибальчише»), «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Голубая чашка» и многие другие. Повесть «Тимур и его команда» фактически положила начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. В Великую Отечественную войну – военный корреспондент «Комсомольской правды». Погиб в бою.

Леонид Леонов (1899-1994). В феврале 1919 года был призван в Белую армию, затем добровольно перешёл в РККА. Литературной деятельностью занимался с 1921 года, написал немало романов, повестей, пьес, киносценариев, рассказов, публицистических произведений. Наиболее известны роман «Русский лес» (в нём Леонов одним из первых в Советской России писал об проблемах экологии), киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли», пьеса «Золотая карета». Лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер многих орденов. В последние годы жизни стал склоняться к философско-мистическому направлению.

Каверин (1902-1989). Во время Гражданской войны учился в гимназии и Петроградском университете. Писать начал с 1922 года. Писал романы, повести, рассказы, пьесы, детские сказки. Самое известное произведение – роман «Два капитана», исключительно популярный среди советской молодёжи. <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: