Виды моделей транспортной задачи




Постановка задачи

1. В m пунктах отправления , которые будем в дальнейшем называть поставщиками, сосредоточено определенное количество единиц некоторого однородного продукта, которое обозначим .

Однородный – одного вида (например: пищевые продукты, одежда, обувь, ткани).

2. Данный продукт потребовался в n пунктах , которые будем называть потребителями. Объем потребителя обозначим .

3. Известны расходы на перевозку единицы продукта из пункта в пункт , которые равны и приведены в матрице транспортных расходов .

4. Требуется составить такой план прикрепления потребителей к поставщикам, т.е. план перевозок, при котором

1) весь продукт вывозится из пунктов в пункты в соответствии с потребностью

2) общая величина транспортных издержек будет минимальной.

Обозначим количество продукта, перевозимого из пункта в пункт через . Тогда получим матрицу перевозок .

А также матрицу стоимости перевозок (иногда ее называют «матрицей тарифов»)

Тогда целевая функция задачи имеет вид

(4.1)

а ограничения выделяют следующим образом:

(4.2)

(Условие по потребности)

(4.3)

(Условие по запасам)

(4.4)

Необходимым и достаточным условием того чтобы задача имела решение, является условие баланса:

(4.5)

Транспортная задача, в которой имеет место равенство (5) называется закрытой.

Решение транспортной задачи состоит из 2-х этапов:

1) Нахождение первоначального опорного плана.

2) Нахождение оптимального плана перевозок по методу потенциалов.

 

Виды моделей транспортной задачи

Модель транспортной задачи включает в себя: целевую функцию (4.1) и систему ограничений (4.2), (4.3) и (4.4).

Модель транспортных задач бывает 2-х типов.

1. Закрытая модель .

Для того чтобы решать транспортную задачу ее необходимо привезти к закрытому виду.

Для закрытых моделей доказана теорема о существовании допустимого плана.

Теорема. Для того чтобы транспортная задача имела допустимые планы необходимо и достаточно, чтобы объем запасов совпадал с объемом потребностей.

2. Открытые модели:

2а) Запасы превышают потребности

В этом случае вводится фиктивный потребитель , потребности которого равны . Стоимость перевозки единицы груза от поставщиков к -му потребителю равна 0.

2б) Потребности превышают запасы

В этом случае вводится фиктивный поставщик . Запасы которого равны .

 

Построение первоначального опорного плана

В транспортной задаче существуют понятия вырожденного и невырожденного плана.

План невырожденный, когда количество занятых клеток равно , где m – число поставщиков, n – число потребителей.

План вырожденный, когда количество занятых клеток .

Если план оказывается вырожденным, то следует часть свободных клеток условно считать занятыми. Для этого в них реально записываются нули, которые стоят там «негласно». Это делают в одной или нескольких клетках, исходя из требования, состоящего в том, что общее число занятых клеток должно быть . В дальнейшем с другими клетками обращаются как с занятыми.

Поставщики Потребители Запасы
С11 С12      
         
         
         
        Сmn
Потребности  

 

Метод северо-западного угла для построения первоначального опорного плана

Есть 4 поставщика , у них запасы . Есть 5 потребителей , у них потребности ; ; , , .

- модель закрытая.

Заполнение клеток в методе северо-западного угла начинается с левой верхней клетки и туда заносят либо либо , после чего вычеркивают строку для поставщика либо столбец для потребителя .

Поставщики Потребители Запасы
  - - - -  
↓ 2 100→   - - -  
- ↓ 5 50→ 100→      
- - - ↓ 16 50→    
Потребности            

Значение целевой функции для данного опорного плана

ед.

Проверяем число занятых клеток k

план невырожденный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: