Парусный спорт в дореволюционной России: изящество и роскошь эпохи.




В экономическом развитии второй половины 19 – начале 20 века наблюдался процесс всеобщей модернизации Российского государства. Он выражался в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении. С ростом капиталов происходило также и увеличение доходов состоятельных слоев общества. Менялись и взгляды на досуг.

Высшим слоям населения не хватало чего-то особенного, того, что будет соответствовать их статусу и положению в обществе. В аристократическом кругу все больше усиливается английское влияние с его деловитостью и приверженностью к спорту. Этому способствовали визиты высокопоставленных чиновников и самого Императора в целях установленных различных соглашений. Так постепенно появляется идея о продвижении парусного спорта в Дореволюционной России, который в дальнейшем, станет олицетворением роскоши и блеска страны, а также способствует развитию не только технического прогресса, но и человеческого капитала, который будет развиваться благодаря появлению такой отрасли как яхтостроение и теми навыками, которые будут необходимы в данной сфере.

Цель моей работы: проследить становление парусного спорта в Дореволюционной России на примере Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба, а также установить связь между роскошью и техническим прогрессом относительно парусного движения в России.

Можно смело утверждать, что на протяжении длительного периода парусный спорт в Императорской России оставался уделом местной аристократии, а также лиц императорской фамилии. Но постепенно данная ситуация начала изменяться в противоположную сторону и к началу двадцатого века число интересующихся данным увлечением становится все больше и больше: значительно увеличивается число морских путешественников и мореплавателей, люди проявляют огромное любопытство касательно проведения гонок на парусах. В следствие данных тенденций начинают повсюду возникать свободные объединения - яхт-клубы.

Самым ранним из них, по праву, можно считать Императорский яхт-клуб в Петербурге. Его образцом послужил английский королевский яхт-клуб, посещенный императором Николаем I в 1844 году, когда тот находился в Англии с официальным визитом, касательно политических отношений между двумя государствами. История становления первого Российского яхт-клуба связывается с именем известного мецената, ярого любителя водных прогулок и путешествий, коллекционера, сына крупного сановника - Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского. Началом официального функционирования данного клуба считается 25 сентября 1846 года, когда его устав был подписан самим императором Всероссийским, царём Польским и великим князем Финляндским - Николаем Павловичем.

Завсегдатаями Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба стали виднейшие лица Северной столицы. Сюда можно отнести Ефимия Васильевича Путятина (известного русского государственного деятеля, дипломата, адмирала), Александра Ивановича Рибопьера (русский придворный, действительный тайный советник, управляющий государственными банками), графов Шувалова и Апраксина, князя Голицына. К почетным членам, состоящим в клубе, относились известные русские первооткрыватели, мореплаватели, адмиралы Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен - те самые первооткрыватели земли "вечной мерзлоты" - Антарктиды, которые посреди девятнадцатого столетия занимали весомые посты относительно Морского ведомства. В эту же группу входил Федор Петрович Литке – исследователь Северного Ледовитого океана и Арктики, президент академии наук в 1864 – 1882 годах, зачинатель создания Русского Географического общества. [Список членов и судов С.-Петербургского Речного яхт-клуба по 1 января 1864 г. СПБ., 1864, с.9].

К непременным и почетным членам Императорского яхт-клуба относились руководители Морского министерства: Авелан, Меньшиков, Чихачев и др. Но самым известным и именитым деятелем государством, возглавлявшим ряды почета данного клуба, был Петр Аркадьевич Столыпин – великий реформатор, председатель Совета министров, министр внутренних дел Российской Империи.

За весь период существования Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба в его членах числилось двенадцать представителей правящей императорской фамилии. Должность Почетного Председателя возглавлялась великим князем Константином Николаевичем – сыном Николая Павловича и младшего брата Александра II. Согласно устава клуба, на должность Почетного председателя могло быть избрано только одно лицо.

Возглавлялся яхт-клуб командором, должность которого была выборной и утверждалась Высочайше в звании путем рекомендации Морским министерством. Командор осуществлял командование с помощью эскадры судов, находящейся в ведении Императорского клуба. Любые изменения, принимаемые на Общем собрании, должны были быть ратифицированы Морским министерством. Звание первого командора клуба принадлежало Александру Яковлевичу Лобанову-Ростовскому в период с 1846 года по 1858 год. Далее оно перешло к Михаилу Атрыгантьеву – богатому потомственному дворянину. Рибоспьер занял эту должность командора в 1866 году. В 1891 руководство клубом осуществлял Илларион Иванович Воронцов-Дашков - министр императорского двора и уделов, один из крупнейших землевладельцев России, владелец большого числа промышленных предприятий. В период 1903 – 1912 годов верхушка яхт-клуба относилась к фамилии Фридерикса Валерия Борисовича - последнему в истории Министру Императорского Двора Российской империи, Канцлер российских Императорских и Царских орденов.

Отличительной особенностью Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба было то, что согласно его уставу получить членство в клубе могли исключительно представители дворянского сословия. Это и создавало особенную параллель между остальными яхт-клубами, открывавшими свои двери перед всеми желающими. В дальнейшем, на Общем собрании было внесено в устав еще более жесткое дополнение, которое указывало на то, что рассчитывать на место в клубе могут лишь лица, представляющие собой слой потомственных дворянских фамилий. Количественный ценз составлял 125 человек, хотя данное требование не всегда соблюдалось.

Принятие в клуб осуществлялось по баллотировочной системе. Но очень часто возникали такие ситуации, когда число желающих вступить превышало число доступных мест. В этом случае выборы происходили согласно порядку и очереди, в котором избираемые находились в качестве кандидатов. Преобладающим большинством являлись представители элитарных военных слоев, высокопоставленные деятели дипломатии и придворные чины, имеющие вес лица иностранных государств. Выдвижение кандидатур осуществлялось, чаще всего, по десять – пятнадцать лиц. При этом процедура выборов происходила во время заседания Общего собрания, которое с конца девятнадцатого столетия по начало двадцатого проходило с середины февраля.

Говоря о таком цензе как вступительный взнос, необходимо упомянуть тот факт, что он являлся наиболее крупным среди остальных яхт-клубов Российской Империи. Его размер был 250 рублей серебром, а величина членского годового взноса составляла 100 рублей серебром. Позже, к двадцатому веку сумма любого из взносов приняла значение в 200 рублей [Петербургский речной яхт-клуб. Дополнение к новому уставу императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба и хозяйственное учреждение общества. - СПб., 1859, с.7]. Было также и наличие временного членства, сбор которого составлял 100 рублей за шестимесячный период. Предназначено оно было, в основном, для иностранных граждан, хотя русский человек также способен был пользоваться статусом временного нахождения в клубе, но исключительно один раз.

Неотъемлемым составляющим нахождения в клубе являлось наличие у члена парусной яхты, водоизмещение которой было не менее двадцать тонн. Вскоре этот показатель был понижен до десяти тонн. Возможен был случай, когда яхты у вступающего не имелось в наличии и ему необходимо было ей обзавестись в течение двух лет, хотя в период 1853-1856 данный пункт не имел силы по высочайшему повелению и был отсрочен до окончания Крымской войны. Те члены, которые временно не имели яхт, согласно Уставу 1858 года обязаны были каждый год, отдельно от взноса уплачивать сумму в 25 рублей серебром, именуемую "налогом за безъяхтность" [Петербургский речной яхт-клуб. Новый устав императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба. - СПб., 1858, с.44.]. В этот же период впервые обозначивалась в уставе статья об обязанности во время войны: "В случае войны, члены Яхт-клуба, имеющие суда, обязываются, по первому востребованию Правительства, явиться со своими яхтами куда назначено будет, для принятия участия в военных морских действиях". [Петербургский речной яхт-клуб. Новый устав императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба. - СПб., 1858, с.9]

Всякой яхте, закрепленной за определенным представителем клуба, присваивался свой номер, который начинался с десятого, потому что с первого по девятый были отведены для Членов Императорской фамилии. Количество судов, находящихся в клубе было равно шестнадцати. Их водоизмещение колебалось от 30 до 257 тонн. Инженерные хитрости, касаемые установки на яхту паровой машины или механического двигателя согласно уставу, вели к неизбежной и незамедлительной дисквалификации из состава судов, числившихся в клубе. Спустя некоторое время, устав в редакции от 1857 года разрешит эти модернизации, но с условием, что в период проведения гонок должны использоваться исключительно паруса. [Дополнение к Новому уставу С.-Петербургского яхт-клуба., СПБ., 1857, с.8]

Разрешаллось владельцу судна иметь в наличии команду военных, во главе которой находился офицер со званием не старше лейтенанта или же шкипера, стоявшего во главе гражданской команды. Финансировалась каждая такая команда Морским ведомством, а также получением так называемых "столовых денег" от своего непосредственного начальника – владельца. Размер припасов на борту обязан был совпадать с таким же флотским показателем провизии.

Еще уставом Императорского яхт-клуба предусматривалась форма. Его члены носили зеленый фрак с символикой шитого золотого якоря на отложном воротнике. Пуговицы для данной формы изготавливались специально. Они должны были быть золотыми с матовой серединой, полированным бортом и якорем по флотскому образцу. Шкиперам полагался такой же фрак, только якорь на нем был не золотой, а бронзовый и не вышитый, а накладной. Но вскоре форма начала претерпевать определенные изменения. По уставу 1857 была регламентирована новая форма для членов клуба: белый жилет и зеленые брюки. Оставалось возможным надевать "треуголку", скорее всего вместо фуражки и кортик. Образцом служила форма офицеров на флоте, но только без наличия погон (вместо них были вышиты на углах открытых лацканов маленькие золотые якоря с короной). Ближе к двадцатому веку форма обретает синий окрас. Лица, состоящие в яхт-клубе и при этом проходящие службу в армии или на флоте, не имеют права одевать форму, предусмотренную для гражданских лиц.

Одной из самых главных заслуг Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба является проведение первых в истории Российской Империи гонок на яхтах. Первая гонка была осуществлена в июле 1847 года, протяженность которой составляла 12 миль. В ней участвовали 7 яхт, самой крупногабаритной было судно под названием "Королева Виктория" – шхуна императора Николая Павловича, ее водоизмещение составляло 257 тонн. Самым мелким судном являлась яхта "Ученик", с водоизмещением в 51 тонну. Победителем стало судно князя Голицына – яхта "Варяг" с водоизмещением в 107 тонн, которая завоевала главную награду соревнования – серебряную вазу, изготовленную фирмой Карла Фаберже и стоимостью в 750 рублей (в переводе на современные деньги это около 1 миллиона рублей). Нужны сноски!

Проведение первых гонок было очень значимым событием в истории развития парусного спорта России. Все сопровождалось флаговой иллюминацией, залпами из пушечных орудий, фейерверками. Данное событие публиковалось в печатных источниках, а именно, в "Петербургских ведомостях", также были опубликованы репортажи в "Морском сборнике". Единственное, что немного нарушало планы и задумки организаторов – не совсем благоприятные погодные условия.

Для проведения соревнований утверждался особый регламент, по которому за час до старта обязан был производиться пушечный выстрел, служащий сигналом. После этого, все яхты-участники должны были поднять свой флаг, выполняющий роль позывного вымпела. Далее судна направлялись к линии старта. За тридцать минут до начала гонки звучал ещё один оружейный залп, который чётко свидетельствовал о том, что яхты, не занявшие своих мест на точке старта, дисквалифицировались с чемпионата. Третий выстрел из пушки знаменовал начало гонки. Лидирующее судно в чемпионате обязано было за несколько часов до заката доплыть до конечного маячного корабля перед адмиральским, где проходило заседание гоночной комиссии. Если эти условия не были соблюдены, то гонка переносилась на другое время и день.

В последующее время такие мероприятия стали проводиться на постоянной основе не менее нескольких соревнований в год. Различные по водоизмещению корабли соревновались в отдельных от друг друга локациях: судна, имеюшие тип тендера, - в районе Невской губы, крупногабаритные яхты - возле острова Сескар и Кронштадта. Данные мероприятия вызывали большой интерес у жителей различных районов страны. Так яхтсменам из черноморского побережья после участия в гонках приходилось возвращаться к себе в родные края, огибая практически всю Европу. Посещали Императорский клуб и английские спортсмены. Клубные яхты ходили также и на большие расстояния. В 1846 году было совершено тендером "Нереида", водоизмещение которого составляло 130 тонн, путешествие из Кронштадта вокруг Европы в Севастополь, а спустя семь месяцев возвращение на точку отправления.

Ещё был известен случай, сноска! когда яхта Лобанова-Ростовского "Рогнеда" совершила плавание от Петербурга до берегов Бразилии, а точнее - Пернамбуки. В скором времени этот известный человек решил отправиться в путешествие вокруг Света, но в феврале 1854 года после того, как его яхта пришвартовалась в Рио де Жанейро, ее сразу же заблокировали из-за известия о начале Крымской войны. Так и не завершилось до конца это плавание, да и с яхтой пришлось расстаться на торгах.

Крымская война 1853-1856 годов заморозила спортивную деятельность Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба. Последняя проведённая гонка датируется 1859 годом.

Следует сказать о том, что всевозможные развлекательные мероприятия и путешествия в дальние страны организовывались постоянно, на протяжении всего существования яхт-клуба, в отличие от спортивной жизни, которая длилась значительно недолго. Также случались и неприятные происшествия. В 1875 году на территории пролива Бьеркезунд потерпело крушение три судна.

Постепенно с шестидесятых годов девятнадцатого века лидирующее место в деятельности Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба все больше отводилось светской жизни. Но несмотря на то, что спортивная составляющая сходила на нет (вторая половина девятнадцатого – начало двадцатого столетия), клуб не отдалялся от спортивной жизни. Согласно Устава, яхт клуб не проводил гоночных соревнований, зато содействовал в организации чемпионатов с другими различными клубами, еще он выступал учреждением, которое присуждало призовые награды за выдающиеся судна лицам, имеющим в собственности или строящим паровые, моторные и парусные яхты на территории России.

Одним из предметов гордости Императорского клуба выступал фешенебельный для того времени ресторан, находившийся в пределах территории самого яхт-клуба на Большой Морской. Для этого заведения был изготовлен столовый сервиз, монограммой которого являлось сочетание букв "ИЯК" (императорский яхт-клуб), выгравированное в старославянском стиле. Еще следует упомянуть тот факт, что на территории клуба существовал регламент порядка обеда: "Час обеденного времени назначается Общим собранием. Горячие кушанья после 2-х часов ночи не могут подаваться во все комнаты клуба, кроме газетной; Холодныя же могут быть подаваемы во всякое время и во все без исключения комнаты". [Императорский Речной яхт-клуб 1860-1910. Т.1. СПб., 1910., с.25]. Табакокурение также было регламентировано. Курить разрешалось практически во всех местах за исключением обеденной комнаты в установленное Общим собранием время. За несоблюдение данных регламентаций налагался штраф размером в 25 рублей серебром. Обладало определенным ритуалом потребление винной продукции. Наиболее любимой маркой вина являлась "Марсала". Её отнюдь не просто было достать, члены клуба специально оформляли подписку, после которой данное вино стоило 1 рубль 45 копеек за единицу [Петербургский речной яхт-клуб. Дополнение к новому уставу императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба и хозяйственное учреждение общества. - СПб., 1859, с.13]. В начале двадцатого столетия этот процесс был в введении Комитета, необходимо было вносить задаток размером в полрубля, а при получении бутылки на руки – оставшуюся часть. Вообще, по словам Владимира Аркадьевича Теляковского Императорский яхт-клуб затмевал "своим блеском, пышностью и влиянием все остальные клубы в России", "он служил тем местом, благодарю которому можно было подняться вверх на несколько ступеней выше, касательно социального положения".

В помещении клуба можно было посетить буфет, провести время в комнатах, отведенных для чтения книг, азартных игр. Наиболее интересующими народ, если обращаться к отчётам, были такие развлечения как бильярд, карты и кегли. На всем протяжении своего функционирования, в яхт-клубе около сорока мест были постоянно зарезервированы. Эти "бездушные" апартаменты отводились для Императорских родственников и зарубежных достопочтенных деятелей.

Нельзя не сказать о том, что Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб стал основоположником не только парусного любительского спорта на территории Российской Империи, но и отечественного яхтостроения. Судна "Опты" и "Александра", которые были построены С.О.Бурачеком и П.О. Шанцем на территории Кронштадта, превосходили даже на международной гонке В Петербурге яхты англичан .[ Бахтиаров А.А. Брюхо Петербурга. Очерки столичной жизни. СПБ., 1994, с.91]

Данные события говорят о возрастании уровня отечественного технического прогресса в области судостроения, который был достигнут в результате сопоставления таких понятий как: "человеческий капитал" и "роскошь".

Подводя итог, можно утверждать, что Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб являлся олицетворением одного из самых ярких и примечательных мест дореволюционного времени. В нем сочеталась необыкновенная роскошь и элитарность. Одной из насущных задач в деятельности клуба стало стремление вывести страну на новый уровень относительно парусного спорта, что и было в последствии его функционирования достигнуто, благодаря развитию технического прогресса в области судостроения, а также приобретению необходимых навыков у мастеров, вследствие развития и обогащения человеческого капитала.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: