АФО органов и систем ребенка преддошкольного и дошкольного возраста.




Центральная нервная система. В преддошкольном возрасте продолжает интенсивно возрастать масса головного мозга, и к концу периода она утраивается по сравнению с массой головного мозга новорожденного, достигая в среднем 1050 г. Происходит дальнейшее активное деление глиальных клеток, которое завершается к 2-летнему возрасту, к 3-летнему Возрасту практически завершается дифференцировка нервных клеток, интенсивно происходит миелинизация нервных путей, причем наиболее интенсивным этот процесс является в конце 1-го — начале 2-го года жизни ребенка, когда он начинает ходить. В целом завершение процесса миелинизации приходится на дошкольный возраст (3—5 лет).

Продолжает развиваться и спинной мозг: после 3 лет жизни начинают контурироваться его шейное и поясничное утолщения. Нарастание массы и увеличение размеров спинного мозга происходят более низкими темпами, чем рост головного мозга. Утроение массы спинного мозга наблюдается к 3—5 годам, когда она составляет 13—15 г, длина к концу дошкольного периода удваивается.

Кожа и подкожная жировая клетчатка. Кожа ребенка в преддошкольном возрасте очень нежная, обильно снабжена кровеносными сосудами и по-прежнему выполняет ряд важных функций, которые постепенно совершенствуются.

Защитная функция остается недостаточной, слабой, что может приводить к развитию повреждений, инфицированию, мацерации; легко доступна воздействию химических веществ.

Поэтому по-прежнему очень важно соблюдать правила асептики и антисептики, ухаживая за ребенком.

Несовершенна и функция терморегуляции, в формировании которой принимают участие и потовые железы. Формирование выводящих протоков потовых желез полностью незавершено, оно заканчивается лишь к концу дошкольного периода, к 7 годам, что вместе с созреванием вегетативной нервной системы к этому возрасту приводит к более адекватному потоотделению и улучшению терморегуляции. Выделительная функция развита достаточно хорошо, что связано с обильным кровоснабжением кожи. В связи с обильным кровоснабжением повышена и резорбтивная функция.

Дыхательная функция по-прежнему имеет более существенное значение, чем у взрослых, но с возрастом она несколько утрачивается. Лишь к 6 годам гистологическое строение кожи приближается к гистологическому строению дермы у взрослых, но коллагеновые волокна еще тонкие, а эластические волокна слабо развиты, хотя к этому возрасту они увеличиваются.

Скопления жировой клетчатки в грудной и брюшной полостях, забрюшинном пространстве, почти отсутствующие в более ранних возрастных периодах, появляются только к концу дошкольного — началу младшего школьного возраста (к 5—7 годам), а в основном они формируются в период полового созревания.

Костно-мышечная система. Костная ткань детей, отличающаяся по своему химическому составу от костной ткани взрослых большим содержанием воды и органических веществ и меньшим — минеральных веществ, имеет в раннем периоде волокнистое строение, а к 2 годам приобретает выраженное пластинчатое строение, как у взрослых, и становится более плотной, однако трубчатые кости имеют в своем составе большее количество хрящевой ткани. Все это определяет большую мягкость, эластичность, упругость костей в детском возрасте, поэтому они имеют меньшую ломкость, чем у взрослых. Надкостница у детей более плотная, толстая, легко отслаивается от кости. Эти особенности обусловливают возможность поднадкостничных переломов костей, по типу ≪зеленой веточки≫. Надкостница у детей более функционально активна, за счет чего идут процессы новообразования костей. Скорость роста, обновления и трансформации костной ткани существенно снижается после 2 лет, в связи с этим значительно уменьшается и число кровеносных сосудов кости.

Единая система внутрикостного кровообращения развивается к двухлетнему возрасту.

В начале предцошкольного периода (1 — 1,5 года, а иногда и ранее) закрывается большой родничок, расположенный в месте соединения венечного и продольного швов. Кости же черепа полностью сращиваются к 3—4 годам.

Продолжают формироваться изгибы позвоночника: после 9—12 мес становится заметным поясничный лордоз, таким образом, типичная конфигурация позвоночника устанавливается к концу преддошкольного — началу дошкольного возраста (к 3—4 годам), однако грудной кифоз окончательно закрепляется только к 6—7 годам.

Продолжается рост грудной клетки в длину, передние концы ребер опускаются, интенсивно растет поперечный диаметр, грудная клетка приобретает конусообразную форму, ее размеры увеличиваются, особенно к концу 2-го года жизни (21—24 мес). С 3-летнего возраста становится эффективным грудное дыхание.

Кости таза относительно интенсивно растут до 6 лет, после чего наблюдается стабилизация размеров таза, которая сменяется интенсивным ростом в пубертатном возрасте.

Преддошкольный возраст характеризуется интенсивным прорезыванием молочных зубов, а период дошкольного возраста — появлением постоянных. В конце преддошкольного — начале дошкольного возраста (в 3—3,5 года) завершается первая стадия молочного прикуса, характеризующаяся тем, что зубы стоят плотно друг к другу, без промежутков между ними, стертость зубов незаметна. Прикус носит название ортогнатического, т.е. нижняя челюсть выступает несколько вперед. Второй период молочного прикуса, продолжающийся с 3,5 до 6 лет, характеризуется появлением физиологических промежутков между зубами (диастемы или тремы), стертостью зубных поверхностей. Прикус переходит из ортогнатического в прямой.

Прорезывание молочных зубов продолжается в определенной последовательности. Так, к году у ребенка обычно имеется 6—8 зубов, в 12—15 мес появляются передние малые коренные зубы (премоляры), в 16—20 мес — клыки, в 20—30 мес — задние малые коренные зубы.

Таким образом, на 3-м году жизни ребенок имеет полный комплект молочных зубов — 20. В последующем появляются только постоянные зубы, которые начинают прорезываться в конце дошкольного — начале младшего школьного периода. В 5—7 лет появляются большие коренные зубы (моляры), затем молочные зубы меняются в той же последовательности, в какой прорезывались.

Период, в течение которого еще сохраняются молочные зубы и уже появляются постоянные, называется периодом сменного прикуса. При смене молочных зубов на постоянные между выпадением молочного зуба и прорезыванием постоянного обычно проходит 3—4 мес. Необходимо отметить, что прорезывание зубов является физиологическим процессом.

Мышцы у детей преддошкольного возраста развиты недостаточно, сила их увеличивается с ростом ребенка и соответственно с ростом мышечной ткани, причем их рост, особенно в возрасте 1—2 лет, осуществляется преимущественно в длину благодаря наличию зон роста на концах мышечных волокон, поэтому мышечные пучки короткие, тонкие, с трудом прощупываются. К концу дошкольного периода масса мышц увеличивается, составляя около 25 % массы тела.

Развитие разных мышечных групп происходит неравномерно: сначала развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее, ближе к концу дошкольного возраста — мышцы рук, поэтому до 6 лет тонкие движения пальцами рук детям удаются плохо.

Дыхательная система. Размеры носа и его полости в преддошкольном возрасте остаются малыми, носовые ходы узкие, а раковины толстые. Нижний носовой ход не развит, он формируется лишь к 4 годам. Эти анатомические особенности, а также хорошо развитая сосудистая и лимфатическая сеть могут приводить к отекам слизистой оболочки при насморке, затруднению носового дыхания, т.е. удовлетворение потребности в дыхании становится проблематичным. К особенностям анатомического строения можно отнести и наличие широкого слезно-носового протока, что способствует проникновению инфекции в конъюнктивальный мешок и развитию конъюнктивита.

Придаточные полости носа, отсутствующие у детей грудного возраста, начинают оформляться только после 2 лет, причем их развитие происходит неравномерно: в течение преддошкольного и дошкольного возраста наиболее быстро развивается гайморова пазуха; лобный и сфеноидальный синусы в этом периоде развиваются медленно, полное их развитие происходит в более старшем возрасте.

Широкая и короткая евстахиева труба у детей раннего возраста расположена более горизонтально, чем у старших детей, ее отверстие располагается ближе к хоанам — эти особенности являются предрасполагающим фактором к возникновению инфекции барабанной полости при насморке.

Гортань у детей раннего возраста расположена выше, чем у взрослых, подвижна, положение гортани непостоянно даже у одного человека. Только анатомическими особенностями строения гортани объясняется более высокая заболеваемость ларингитами у детей, при этом возможно развитие стеноза (сужения) гортани, которое сопровождается нарушением дыхания, лающим кашлем.

Бронхи у детей раннего возраста отходят от трахеи под одинаковым углом, поэтому инородные тела могут попадать и в левый, и в правый бронх одинаково часто. Лишь с возрастом, когда меняется форма грудной клетки, меняется и угол отхождения бронхов, и инородные тела чаще попадают в правый бронх, который отходит более вертикально.

Легочная ткань в преддошкольном и дошкольном периодах окончательно не сформирована, процесс ее формирования продолжается на протяжении обоих возрастных периодов. Именно на этот возрастной этап приходятся основные периоды в развитии легких.

В этом возрасте завершается первый период развития легких, который длится от рождения до 2 лет, — период особенно интенсивного развития альвеол. К этому же возрасту размеры отдельных долей легкого соответствуют друг другу, как у взрослых. До этого верхняя доля левого легкого развита хуже, а верхняя и средняя доли правого легкого имеют почти одни и те же размеры.

Второй период в развитии легких, продолжающийся с 2 до 5 лет, характеризуется интенсивным развитием эластической ткани, лимфатической ткани, включенной в мышечные бронхи, что, возможно, объясняет возрастание числа случаев затяжных пневмоний и начало формирования хронических пневмоний в преддошкольном возрасте.

В третьем периоде развития легких (от 5 до 7 лет) завершается формирование альвеол, происходит окончательное созревание структур ацинуса, поэтому течение пневмоний становится более благоприятным.

Масса легких к началу преддошкольного возраста примерно в 3 раза превышает массу легких при рождении, возрастает в 5 раз к возрасту 4-5 лет, а к концу дошкольного возраста - в 7-8 раз.

Из особенностей дыхания в эти возрастные периоды можно отметить:

• уменьшение количества дыхательных движений до 30— 35 в минуту в возрасте 1—2 лет и примерно до 25 в минуту — в 5—6 лет;

• в возрасте 1—3 года преобладает брюшной (диафрагмальный) тип дыхания, в 3—5 лет начинает преобладать грудной тип дыхания.

Сердечно-сосудистая система. Рост сердца происходит неравномерно: на период преддошкольного возраста приходится интенсивный рост сердца, и уже к 3 годам масса сердца достигает 0,4—0,5 % от массы тела, т.е. его относительная масса начинает соответствовать относительной массе сердца взрослого. Причем в первые 2 года энергичнее растут предсердия, интенсивный рост желудочков наблюдается значительно позже. К 3 годам масса сердца утраивается, к 4 годам увеличивается в 4 раза, к концу дошкольного возраста — примерно в 6 раз, затем темпы роста сердца значительно замедляются. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной взрослым.

Частота сердечных сокращений с возрастом снижается и составляет в преддошкольном периоде 105—115 в минуту, в дошкольном — около 100.

В первые 2—3 года происходит интенсивный рост артериального давления, преимущественно за счет систолического(максимального), диастолическое (минимальное) давлениеимеет лишь тенденцию к повышению. В 5 лет АД – 100 мм. рт. ст., до 5 лет – 80+2 n, после 5 лет 100+ n, (n – число лет ребенку).

Пищеварительная система в раннем детском возрасте продолжает интенсивно развиваться: увеличивается длина пищевода, растет желудок, объем которого к началу дошкольного периода достигает 400—600 мл, а масса к 4—5 годам увеличивается в 6 раз, увеличивается и поверхность слизистой оболочки желудка. Но функциональное состояние слизистой оболочки желудка остается несовершенным (количество желудочных желез, продуцирующих желудочный сок, примерно в 2,5 раза меньше, чем у взрослого).

Кишечник у детей преддошкольного и дошкольного возрастов отличается большей относительной длиной, чем у взрослых, но темпы его роста отстают от темпов роста тела. Нервная регуляция моторики кишечника несовершенна, слизистая оболочка тонкая, слабо зафиксированная: все это способствует возникновению различных патологических процессов — инвагинации кишечника, забросу содержимого толстого кишечника в тонкий, выпадению толстой кишки.

Поджелудочная железа также растет, причем наиболее интенсивный ее рост наблюдается именно в преддошкольном, т.е. в первые 3 года жизни, но в это время ее функция еще несовершенна. Секреторная активность поджелудочной железы достигает уровня секреции взрослых к 5-летнему возрасту, при этом выполняются и внешнесекреторная, и внутрисекреторная функции.

Масса печени также нарастает параллельно массе тела, но скорость ее увеличения отстает от темпов увеличения массы тела, поэтому нижний край печени в эти возрастные периоды всегда выступает из-под правого подреберья и легко прощупывается.

Мочевая система. К периодам преддошкольного и дошкольного возраста формирование мочевыделительной системы еще не завершено, хотя продолжается рост мочеточников, мочевого пузыря, а также почек, масса которых к дошкольному возрасту увеличивается в 5 раз. Но мочеточники остаются относительно широкими, имеют много изгибов. Эластическая и мышечная ткань в мочевом пузыре развита недостаточно. Эти особенности предрасполагают к застою мочи.

У детей этих возрастов почки более подвижны, что связано со слабым развитием околопочечной клетчатки и фасций, окружающих почки. Только к концу дошкольного — началу младшего школьного периода завершается формирование фиксационных механизмов, что уменьшает подвижность почек, их смещаемость при дыхании.

Система анализаторов в преддошкольном и дошкольном периодах продолжает интенсивно развиваться, что связано в том числе и с развитием мозга. Это касается прежде всего органа зрения: наиболее интенсивное увеличение размера и массы глазного яблока происходит именно в первые 3—5 лет жизни, масса глаза достигает к 5-летнему возрасту 6 г, что в два раза больше массы глаза новорожденного. После этого периода процесс роста глаза замедляется. Интенсивно растет роговая оболочка, горизонтальный размер которой к 5 годам достигает величины роговицы взрослых, увеличивается и диаметр радужной оболочки глаза. Улучшается острота зрения, достигающая максимума к 3— 5 годам: в этом возрасте острота зрения ребенка становится такой же, как у взрослых. Еще раньше, в возрасте 2,5—3 лет, формируется осознанное ощущение цветов, таким образом, после 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением, а после 4 лет — совершенствуется восприятие цветовых оттенков.

В преддошкольном и дошкольном периодах мышцы глаза еще слабы, быстро утомляются, и хотя ребенок готов к начальному чтению, важно правильно выбрать режим зрительного напряжения.

Физическое развитие. В преддошкольном периоде интенсивность нарастания длины тела ребенка снижается и составляет в среднем за второй год 12—13 см, за третий — 7—8 см и к концу предцошкольного периода длина тела равна в среднем 95 см. На период дошкольного возраста приходится первое ускорение роста у мальчиков (от 4 до 5,5 лет) и начало ускорения роста у девочек (после 6 лет).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: