ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ




НЕОКАНТИАНСТВО

Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология. В неокантианстве различают Марбургскую школу (Герман Коген, Пауль Наторп), занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, и Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла (Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт).

ПОЗИТИВИЗМ

Философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук. Основная цель позитивизма — получение объективного знания. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода была выражена в манифесте «Венского кружка». Принято выделять четыре этапа развития позитивизма: 1) Первый (классический) позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Джон Милль, Герберт Спенсер. 2) Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус. 3) Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок. 4) Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.

ПСИХОАНАЛИЗ И ФРЕЙДИЗМ

Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. Направления психоанализа: 1) Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии; 2) Методы исследования основных мотивов поведения человека; 3) Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Техники (и этапы анализа): 1) Накопление материала: а) метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»), б) «Толкование сновидений»; 2) Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов; 3) Анализ «сопротивления» и «переноса»; 4) Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём). Структурная модель психики: 1) Эго («Я»), 2) Суперэго («Сверх-Я»), 3) Ид («Оно»). Зигмунд Фрейд выделил следующие защитные механизмы психики: Замещение, Реактивное образование, Компенсация, Вытеснение, Отрицание, Проекция, Сублимация, Рационализация, Регрессия. Фрейдизм первое и одно из наиболее влиятельных направлений в психоанализе.

СТРУКТУРАЛИЗМ

Направление и интеллектуальное движение в современной философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Одним из основных положений структурализма является утверждение о том, что социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением. Структурализм ставит своей целью объяснить, как данные социальные институты, которые могут быть выявлены в рамках структурного анализа, делают возможным человеческий опыт.

НАУЧНЫЙ РЕАЛИЗМ

Философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта. Существует три вида научного реализма: наивный, обычный и критический. Наивный реализм — мир таков, каким его представляет современная наука, те сущности, существование которых постулируется хорошо подкрепленной научной теорией, в действительности существуют. Научный реализм постулирует существование объективной истины, целью научных теорий провозглашается открытие истины, движущей силой научного прогресса — приближении к истине. Соответственно, научный реализм предполагает, что научные теории стремятся дать истинное описание независимо существующей реальности. Если научная теория истина, то ненаблюдаемые сущности, которые она постулирует — существуют. Ричард Бойд выделил следующие виды реализма, в зависимости от исследуемых вопросов: Онтологический, Эпистемологический, Семантический.

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

Эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером. Критический рационализм противопоставляется релятивистской философии, постмодернизму и социологическому подходу. Критический рационализм исходит из того, что знание является объективным и не сводится к тому, что знают люди. Поппер считает, что традиция постоянной и рациональной критики — это и есть то, что в науке присутствует с самого появления, то есть с Фалеса и до сегодняшнего дня. Теория критического реализма сформулирована Карлом Поппером в работе Объективное знание, дальнейшей разработке теория была подвергнута в работах Уильяма Уоррена Бартли, Альберта Ханса и Дэвида Миллера.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аналитическая философия — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов. Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее: (a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования[1][2], ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук. (b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

философское течение, получившее основное развитие в конце XIX — начале XX веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. Стала реакцией на зарождающийся кризис сциентистских ценностей и попыткой преодоления связанного с этим нигилизма, построения и обоснования новых духовно-практических ориентиров. Предшественником философии жизни считается Артур Шопенгауэр. Представители: Ницше, Клагес, Лессинг, Дильтей, Шпенглер.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Феноменология предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность). Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мираЗадача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир. Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции. Основателем направления был Эдмунд Гуссерль, к предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля. Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей.

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философское исследование, в котором любая избранная проблема разрабатывается с учетом связи сущего с Высшей реальностью. Религиозная философия (в отличие от философии религии) всегда контекстуально относится к определённой религиозной системе, существует буддийская, христианская, исламская и т. д. философия. В отличие от богословия, безусловно полагающего основные положения веры (догмы), религиозная философия занимается их доказательным обоснованием. Религиозная философия оперирует сугубо философскими средствами и носит в себе функции философии. Современная религиозная философия - конфессиональное направление в философии, которое отображает основные тенденции современного состояния в религии, является промежуточным звеном между современным миром и религией.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

В широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Макс Шелер — основоположник философской антропологии. Шелер выстраивает иерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Тем не менее проблема человека — это главная проблема философии.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»). Среди наиболее влиятельных философских и социологических концепций общества можно отметить марксизм (Маркс, Энгельс) и неомарксизм (Георг Лукач), либеральную теорию (фон Мизес, Хайек), теорию массового общества (Ортега-и-Гассет), теорию менеджериального общества (Бернхэм), теорию тоталитарного общества (Юнгер, Арендт, Мангейм), теорию развитого индустриального общества Франкфуртской школы (Хоркхаймер и Адорно, Маркузе), теорию постиндустриального общества и информационного общества (Белл, Тоффлер), теорию общества «позднего модерна» (Гидденс) и теорию имперского глобализма (Хардт и Негри).

МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Родоначальниками философии диалектического материализма считают К. Маркса и Ф. Энгельса. Особенности марксистской философии: 1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом; 2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный и закономерный; 3) Не только предпринята попытка объяснить мир, но и разработаны общие методологические основы его преобразования. И как результат, центр философских исследований из области абстрактных рассуждений переносится на область материально – практической деятельности людей; 4) Воедино увязываются диалектико – материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития. Важным вкладом К. Маркса в философию и общество знание можно считать созданную им теорию прибавочной стоимости, а так же открытие и четкое формулирование теории материалистического понимания истории. По Марксу, общество развивается естественным путем, от одной общественно – экономической формации к другой.

АМЕРИКАНСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

Философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и др. В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: