РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ
Программа вступительного экзамена
для абитуриентов направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Образование в области изобразительного и декоративно – прикладного искусства»
Программа и методические рекомендации составлены в соответствии со стандартами общего среднего (полного) образования и с учётом опыта организации вступительных экзаменов по изобразительному искусству вузов Российской Федерации.
Пояснительная записка
Вступительный экзамен «Рисунок и живопись» предназначен для выявления художественного опыта абитуриентов в изобразительной деятельности, необходимого в профессиональной подготовке будущего бакалавра дизайна.
Цель и задачи вступительного испытания
Цель данного вступительного испытания состоит в выявлении уровня художественной подготовки абитуриента в области рисунка и живописи.
Его задачи обусловлены необходимостью оценить способности абитуриента в конструктивном построении и объемно-пластическом моделировании предметной формы средствами рисунка и живописи, выявлению уровня его культурного развития и профессиональной мотивации.
Требования к уровню подготовки абитуриентов
При приеме абитуриентов на направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Образование в области изобразительного и декоративно – прикладного искусства» проводятся дополнительные вступительные испытания профессиональной направленности по рисунку, живописи, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании и освоить обязательный минимум содержания обучения изобразительному искусству, а именно:
знать /понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
уметь:
- применять художественные материалы (карандаш, гуашь, акварель) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры).
Абитуриент должен владеть опытом художественно-творческой деятельности:
- использовать язык графики и живописи в собственной художественно-творческой деятельности;
- уметь выполнять плоское и объемное изображение формы предмета, моделировку светотенью и цветом;
- уметь выполнять построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость);
- уметь изображать с натуры отдельные предметы или группы предметов в разных художественных техниках;
- выражать в творческой деятельности свое отношение к изображаемому – создавать художественный образ;
- анализировать и оценивать процесс и результат собственного художественного творчества.
Форма и процедура вступительного испытания
Для проведения творческого экзамена создается комиссия из преподавателей факультета и опытных специалистов, работающих в области изобразительной деятельности и дизайна, под председательством ответственного за прием на факультет культуры и искусств ЗабГУ.
Творческий конкурс на факультет культуры и искусств ЗабГУ по направлению подготовки 44.03.01Педагогическое образование, профиль «Образование в области изобразительного и декоративно – прикладного искусства» проводится в два этапа: экзамен по рисунку и экзамен по живописи.
Вступительное испытание по рисунку и живописи проводится в отдельной аудитории (мастерской), количество поступающих в одной аудитории при проведении вступительного испытания не должно превышать 20 человек.
Абитуриенты должны подготовиться к вступительному испытанию: принести материалы и инструменты, необходимые для исполнения работы (бумага, карандаши, краски и проч.).
На оборотной стороне листа, предназначенного для работы, проставляется номер экзаменационного листа абитуриента и ставится печать приемной комиссии.
Для выполнения задания каждому абитуриенту может быть выделено не более одного листа размером 40´60 см.
В случае необходимости, по заявлению абитуриента, может быть произведена замена испорченного листа, при этом испорченный лист изымается и уничтожается, новый лист маркируется, при этом время на выполнение задания не увеличивается, о чем абитуриент предупреждается заранее.
Абитуриенту запрещается подписывать выполненную работу, ставить какие-либо знаки, пометки. Работы, содержащие подписи, посторонние знаки, пометки предметной комиссией не рассматриваются.
Абитуриенту дается время на выполнение задания не более 6 академических часов (4 астрономических часа).
Для проверки выполненные работы развешиваются в аудитории (мастерской) и оцениваются членами предметной комиссией по 100-балльной шкале согласно установленным критериям.
Оценка с указанием количества баллов выставляется прописью на лицевой стороне работы. Секретарём предметной комиссией заполняется экзаменационный протокол с обязательным указанием шифра работы и полученной оценки. Протокол подписывается всеми членами предметной комиссии, производившими оценку работы. Работа расшифровывается, оценка проставляется в экзаменационную ведомость и экзаменационный лист, после чего результаты экзаменов объявляются абитуриентам.
Экзаменационные работы абитуриентам не возвращаются.
Апелляция проводится в день объявления результата соответствующего экзамена.
Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:
допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);
поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
допускается проведение вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограничений по здоровью;
продолжительность вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья по письменному заявлению поступающих, поданному до начала проведения вступительных испытаний, может быть увеличена, но не более чем на 1,5 часа.
СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
Экзамен по рисунку
Цель творческого экзамена по рисунку – определение способности линейно-конструктивного построения структуры формы в пространстве и светотеневого решения рисунка.
Задачи:
1. Выявить умения компоновки предметной формы в пространстве листа.
2. Проверить умения линейного построения конструкции предметной формы с передачей ее пропорций в существующей пространственной взаимосвязи.
3. Оценить умения передачи объемной формы, светотональных отношений, фактуры предметов с помощью основных изобразительных средств.