Технологическая карта урока литературы с использованием технологии критического мышления на тему: «Гибель человеческой души в рассказе «Ионыч» А.П.Чехова»




Предмет: литература

Класс: 10

Цель: познакомить с этапами жизни и творчества писателя, раскрыть художественное своеобразие рассказа «Ионыч», трагизм повседневно – будничного существования и духовного оскуднения личности в рассказе;

Тип урока: урок с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Оборудование: наглядные пособия, портрет писателя А.П.Чехова, текст рассказа «Ионыч», презентация урока, интерактивная доска, фотографии документы

 

Этапы работы Форма педагогического взаимодействия Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность учащегося
I. Орг. Момент     Приветствие учителя Сообщение темы, цели урока Настраиваются на урок, демонстрируют готовность Записывают тему и цель урока   Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу Регулятивные: осуществляют самоконтроль; планируют необходимые действия Коммуникативные: слушают и понимают речь других Личностные: формирование мотивации к обучению  
II. Мотивационно-ориентировочный этап Несколько слов об авторе: Художественный талант А.П.Чехова формировался в 80 годы, в эпоху переоценки духовных ценностей. Все творчество Чехова – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях открыт. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость – сестра таланта». В его рассказах звучит тема духовного оскуднения человека, особенно в рассказе «Ионыч». В этом мы сегодня постараемся убедиться. Но прежде поговорим об авторе А.П.Чехове и его творчестве.   Слушают краткую лекцию об авторе Регулятивные: иметь способность к целеполаганию   Познавательные: формирование интереса к творчеству А.П.Чехова Коммуникативные: слушать и понимают речь других, формирование собственного мнения по отношению к изучаемой проблеме Личностные: воспитывать эстетический вкус    
III. Стадия «Вызов» Возьмите лист бумаги и напишите, что вы знаете, что хотите узнать. Итак, что вы знаете? Что хотите узнать? А теперь я вам предлагаю прочитать текст, который содержит биографические материалы, а также некоторые сведения о творчестве А.П.Чехова. Учитель корректирует данный этап работы. Работа в группах, заполняют таблицу 1, 2 графы по группам Зачитывают свои записи из 2-ой графы Знакомятся с текстом, записывают новые сведения в графу №3 Регулятивные: иметь способность к целеполаганию Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Личностные:мотивация учебной деятельности
IV. Стадия «Реализация» Переходим к теме нашего занятия. Давайте опытаемся на примере анализа рассказа «Ионыч» раскрыть нравственную проблематику произведений удивительного писателя. Словарная работа: Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Деградация– постепенное ухудшение, упадок человека. Прием «Мозаика» - проверяется знание текста. Лингвистический анализ текста рассказа «Ионыч». Вопросы ученикам. (Опираясь на прочитанный заранее текст).
  • Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождения человека).
  • Какова главная мысль (идея) произведения? (Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)
Слово учителя. Необходимо проанализировать первые предложения, которыми начинается рассказ, т.к. они несут наибольшую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных - украшение города С. Но так ли это? Еще раз перечитаем начало текста. Синтаксический разбор первого предложения.   (Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни), [то местные жители, как бы оправдываясь, говорили], (что, напротив, в С. очень хорошо), (что в С. есть библиотека, театр, клуб, бывают балы), (что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи), (с которыми можно завести знакомства). И указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую. Сначала придаточные предложения, затем главное. Такое построение не случайно. Оно обращает внимание, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Так думают и местные жители и «как бы оправдываясь». (В литературном произведении идейно – нравственную ценность представляют даже такие, казалось бы, незначительные художественные элементы, как позиции главных и придаточных предложений, порядок слов, использование вводных предложений), Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев. Проблемная ситуация: О чем заставляет задуматься фамилия этого героя? Каковы взгляды, характер этого человека? Чтобы решить эту проблему, обратитесь к анализу текста. Анализ I главы. Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. Словарная работа: Земский – это значит участковая форма медицинского обслуживания населения в дореволюционной России. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на художественную деталь. «Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал». Как вы думаете, каков наш герой? Настораживает ли вас вводное предложение, т.е. художественная деталь: «Своих лошадей у него не было»? Это замечание специально для вас, читателей, а что же будет дальше. Старцев по приглашению Ивана Петровича Туркина знакомится с его семьей. Какие романы пишет Вера Иосифовна Туркина? А как в рассказе преподносится игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Назовите примеры русских слов, которые искажает в своей речи Иван Петрович. Чем славен он? Он рассказывает анекдоты, острит, предлагает гостям, в том числе и Старцеву, смешные задачи. Какой вывод? А что Старцев?   Анализ 2 главы. Прошло больше года. Что изменилось за этот год? Изобразите графически: Какая это была любовь. Опрометчивая Ненастоящая Легкомысленная Притворная Это не любовь Нелепая Вывод: «благодаря» такой любви герои расстаются. Котик уезжает в Москву, а Старцев уже «имеет пару лошадей и своего кучера Пантелеймона в бархатной жилетке». Анализ 4 главы. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Примерные вопросы: Сколько прошло лет? (4 года) Какие изменения произошли в семье Туркиных? Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Продолжите мысль: «Если самые талантливые люди во всем городе бездарны... то каков же должен быть город!» Сделайте вывод по 4 главе. Анализ 5 главы. Прием «Двойной дневник» Творческая работа:нарисовать доктора Старцева и Ионыча. Защита по рисункам.   Прием «Кластер» Чтобы понять, как происходит гибель человеческой души, расставьте основные вехи на жизненном пути Старцева. Изобразите графически логическую связь между основными этапами жизни. Жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева, путь от Старцева к Ионычу. Вывод: Типичен ли образ Старцева? Злободневна ли эта тема – деградация личности человека? Что произошло с героем? Бездуховная жизнь, на которую обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Если человек не способен к сопротивлению, происходит омертвление человеческой души – самое страшное возмездие. Ограждение от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой, он равен Туркиным, безнравственным и бездушным людям. Личная ответственность человека за свою жизнь, надо бороться с тиной окружающей среды, сопротивляться пошлости, лени, мещанству, эгоизму.
    Записывают слова в тетрадь   Работа в группах (каждая группа работает по вопросам).     Анализируют предложение.     Отвечают на вопросы.     Записывают слова в тетрадь     Отвечают на вопросы. Анализируют рассказ.   Делают вывод: Мы видим через художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором слов. А Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно».     Отвечают на вопрос, изображая ответ графически.     Каждая группа по цепочке задает вопросы, Тонкие вопросы – однословный ответ, толстые вопросы требуют размышления.     Делают вывод: Отрезан последний путь к любви. Ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности, нравственных ценностей.   Заполняют дневник:
Герой в начале рассказа Герой в конце рассказа
Старцев любил говорить о больнице, была благородная цель - помогать страдальцам, служил народу идеальный, возвышенный, человечество идет вперед, отменяет смертельную казнь, нужно трудиться, лечил бесплатно, добрый к больным, внимательный, доктор Старцев. Такой, как все, просто Ионыч, от любви ни следа, прижизненное умирание человека, духовно и морально опустошен, нравственное падение, пополнел, раздобрел, больных принимает спешно, страдал одышкой, тройка с бубенчиками, считает по вечерам желтые и зеленые бумажки руб. на 70 кладет на счет, пухлый, красный, есть имение, два дома, жадность одолела, горло заплыло жиром, характер раздражительный, голос неприятный, одинок, ничего не интересует.

 

 

Выполняют задание.

 

 

Отвечают на вопросы.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме Регулятивные: формирование логических действий, Коммуникативные:умение выражать свои мысли, умение строить монологическое высказывание. Личностные: формирование межличностных отношений в процессе работы.
V. Стадия «Рефлексия». Прием «Сочинение Синквейна» I строка Одно ключевое слово, предложение. II строка Прилагательные, характеризующие I строку. III строка Глаголы, действия. IV строка Ученики высказывают свое отношение к информации, полученной на занятии. V строка Выражение своих чувств, мыслей. Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру «Берегите в себе человека».   Составляют Синквейн.   Записывают домашнее задание. Личностные: сформировать личную ответственность за результаты деятельности; -формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; -адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.   Регулятивные:самостоятельно планируют действия; осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу.   Коммуникативные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: