Самостоятельная работа студентов.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)

Кафедра внутренних болезней, поликлинической терапии

И семейной медицины

 

Специальность 060101 – лечебное дело

 

 

«ВНЕБОЛЬНИЧНАЯ ПНЕВМОНИЯ.

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ.»

Методические указания для студентов 5 и 6 курса лечебного факультета

По дисциплине «Поликлиническая терапия»

 

 

Тюмень, 2016

Методические указания по теме «Внебольничная пневмония. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» подготовлены доцентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины Ж.В. Куимовой под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой.

Методические указания по теме «Внебольничная пневмония. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины,

протокол № 10 от «06 » июня 2016 г.

 

Методические указания по теме «Внебольничная пневмония. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «лечебное дело»,

протокол № __ от «__» ________ 20___ г.

Методические рекомендации заслушаны и утверждены на заседании ЦКМС

протокол №___, «___» ___________ 20___ г

1. Тема занятия: «Внебольничная пневмония. Тактика ведения в амбулаторных условиях.»

Значение изучения темы.

Внебольничная пневмония (ВП) относится к числу наиболее распространенных острых инфекционных заболеваний. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внебольничные пневмонии остаются одной из ведущих причин заболеваемости, госпитализации и смертности. При регистрации эпидемических очагов ВП специалистами органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится эпидемиологическое расследование.

Наиболее высокая заболеваемость пневмонией у взрослых отмечена в Сибирском и Северо-западном федеральных округах (4,18 и 3,69 на 1000), наименьшая в Центральном Федеральном округе (3,07 на 1000).

В настоящее время сохраняются трудности в диагностике этого заболевания. Так в России согласно расчетам общее число больных ежегодно превышает 1,5 млн. человек, но при этом диагностируется 1/3 случаев (в 2006 году в РФ было зарегистрировано 591493 случаев заболевания). Ошибки в диагностике ВП достигают 20%, диагноз в первые 3 дня болезни ставится лишь у 35% заболевших.

В России средняя продолжительность одного случая составляет 25,6 дней. Ежегодный экономический ущерб при этом составляет примерно около 15 млрд. рублей.

Наиболее тяжело внебольничные пневмонии протекают у лиц пожилого возраста, на фоне сопутствующих заболеваний.

В США ежегодно диагностируется более 5 млн. случаев ВП, из которых более 1,2 млн. нуждается в госпитализации. Из числа последних непосредственно умирает от ВП более 60.000 человек. В 2006 году в нашей стране среди лиц старше 18 лет от пневмонии умерло 38970 человек, что составило 27,3 на 100 тыс. человек. Анализ российских данных в отдельных регионах свидетельствует, что наиболее высокая смертность от ВП регистрируется у мужчин трудоспособного возраста. При этом, среди факторов риска летального исхода при ВП выделяют факт позднего обращения пациентов за медицинской помощью.

Знание темы необходимо для решения профессиональных задач по диагностике, лечению и реабилитации больных с пневмониями.

Цель занятия.

3.1. Цель изучения темы: формированиеу студентов умений ведения больных в амбулаторных условиях с диагнозом внебольничная пневмония в ее типичном течении с обоснованием лечения, вопросов экспертизы временной нетрудоспособности, организации санаторно-курортного лечения.

3.2. Общая (учебная) цель занятия:

Для освоения цели занятия надо знать:

- тактику клинического обследования больного с внебольничной пневмонией на догоспитальном этапе, диагностический алгоритм и стандарты обследования при проведении диспансерного наблюдения, при направлении на госпитализацию, дневной стационар, санаторно-курортное лечение;

- семиотику и дифференциальную диагностику при внебольничной пневмонии, международную классификацию (ВОЗ) о причинах болезни и смерти;

- принципы и методы амбулаторного лечения, реабилитации и профилактики при внебольничной пневмонии;

- показания и противопоказания для лечения в условиях дневного стационара, стационара на дому;

- показания и противопоказания к санаторно-курортному и физиотерапевтическому лечению;

- показания и противопоказания, методику проведения различных тренирующих режимов, физиолечения;

- правила выписывания рецептов и приема лекарственных препаратов; контроль за лечением;

- основные принципы организации работы станции "Скорой медицинской помощи";

- разделение функций скорой и неотложной медицинской помощи и преемственность в работе между ними;

- должностные обязанности и права врача по оказанию неотложной помощи;

- методику обследования больных на дому;

- оперативную, учетно-отчетную документацию; методику проведения экспертизы нетрудоспособности при внебольничной пневмонии; нормативы при диспансеризации больных с внебольничной пневмонией;

- профессиональную этику и деонтологические аспекты лечебно-профилактической работы врача, роль информированного согласия; методы и средства санитарного просвещения.

 

Для освоения цели занятия надо уметь:

- в ограниченное время качественно провести опрос и осмотр пациента и выявить основные объективные данные, подтверждающие диагноз внебольничной пневмонии;

- определить минимум необходимых для установления диагноза внебольничной пневмонии лабораторных и инструментальных исследований;

- интерпретировать полученные результаты лабораторных и инструментальных методов обследования;

- составить план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с внебольничной пневмонией;

- выписать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства;

- оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи;

- определить показания для госпитализации больных с внебольничной пневмонией и реализовать госпитализацию в экстренном и плановом порядке;

- пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;

- правильно оформлять документы по экспертизе нетрудоспособности;

- проводить диспансеризацию, оформлять первичную и текущую документацию, оценивать эффективность диспансеризации;

- дать пациенту рекомендации по первичной профилактике, здоровому образу жизни с учетом состояния его здоровья;

- выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию;

- правильно оформлять документацию, с которой имеет дело участковый врач;

- создать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности;

- использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний;

- использовать санитарное просвещение для профилактики внебольничной пневмонии в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного;

- вести учет санитарно-просветительной работы;

- планировать санитарно-просветительную работу.

 

Для освоения цели занятия надо владеть:

- интерпретацией полученных результатов лабораторных и инструментальных методов обследования;

- умением составлять план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с внебольничной пневмонией;

- умением выписывать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства;

- методикой оказания первою помощи в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи;

- умением пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;

- методологией оформления документов по экспертизе нетрудоспособности;

- тактикой проведения диспансеризации (по основным группам диспансерного наблюдения), оформления первичной и текущей документации, оценке эффективности диспансеризации;

- методикой обучения пациентов по вопросам первичной профилактики, здорового образа жизни с учетом состояния его здоровья;

- умением выбирать оптимальный вариант лечения, назначать медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию;

- умением правильно оформлять документацию, с которой имеет дело врач-терапевт участковый;

- умением создавать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности;

- умением использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний;

- умением использовать санитарное просвещение для профилактики внебольничной пневмонии в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного;

- умением вести учет санитарно-просветительной работы;

- умением планировать санитарно-просветительную работу.

 

4. План изучения темы.

1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.

2. Практическая работа студентов: самостоятельная работа с врачом терапевтом участковым, клинические разборы, работа с медицинской документацией.

3. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.

Самостоятельная работа студентов.

Вопросы для самоподготовки.

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для изучения данной темы:

1. Патофизиология воспаления; понятие резистентности, реактивности.

2. Причины возникновения, механизмы развития и появления иммунодефицитных состояний.

3. Морфогенез и морфологические особенности пневмонии в зависимости от вида вызывающего ее инфекционного агента.

4. Нормальная рентгенограмма органов грудной клетки.

5. Микробиологическая характеристика возбудителей пневмоний, методы их верификации: бактериоскопия, посев мокроты и определение чувствительности к антибактериальным препаратам выделенной флоры, серологическая диагностика.

6. Пропедевтическая характеристика синдромов интоксикации, очагового уплотнения легочной ткани, бронхообструктивного и синдрома накопления жидкости в легких.

7. Клиническая фармакология антибактериальных средств; принципы антибиотикотерапии.

8. Анатомия плевры, плевральных полостей.

9. Физиология транссудации и резорбции плевральной жидкости.

10. Биохимические тесты, позволяющие дифференцировать транссудат и экссудат.

11. Рентгеноанатомия плевральных полостей, легких, средостения.

Вопросы по дисциплине «Поликлиническая терапия»:

1. Какие виды пневмоний выделяют в соответствии с современной этиопатогенетической рубрификацией.

2. Эпидемиологическая характеристика атипичных пневмоний.

3. Перечислите диагностические критерии пневмонии.

4. Перечислите возможные осложнения пневмоний.

5. Каковы показания к госпитализации больных пневмонией?

6. Какие современные принципы эмпирической терапии внебольничных пневмоний.

7. В каких случаях производят смену антибактериального средства? Назовите критерии эффективности антибиотикотерапии.

8. Что такое плевральный синдром?

9. Какие группы факторов ведут к развитию плеврального выпота? Назовите клинические варианты плевральных выпотов.

10. Назовите этапы диагностического поиска при наличии плеврального выпота.

11. Какие методы лучевой диагностики позволяют выявить даже небольшое количество жидкости в плевральной полости?

12. Экспертиза утраты трудоспособности у пациентов с пневмониями, плевритами.

13. Как организовать диспансерное наблюдение за больными после перенесенной пневмонии, плеврита?

14. Определите показания к санаторно-курортному лечению у пациентов после перенесенных острых воспалительных заболеваний легких.

15. Особенности ведения пациентов пожилого и старческого возраста с острыми воспалительными заболеваниями легких.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: