Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)
Кафедра внутренних болезней, поликлинической терапии
И семейной медицины
Специальность 060101 – лечебное дело
«ВНЕБОЛЬНИЧНАЯ ПНЕВМОНИЯ.
ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ.»
Методические указания для студентов 5 и 6 курса лечебного факультета
По дисциплине «Поликлиническая терапия»
Тюмень, 2016
Методические указания по теме «Внебольничная пневмония. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» подготовлены доцентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины Ж.В. Куимовой под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой.
Методические указания по теме «Внебольничная пневмония. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины,
протокол № 10 от «06 » июня 2016 г.
Методические указания по теме «Внебольничная пневмония. Тактика ведения в амбулаторных условиях.» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «лечебное дело»,
протокол № __ от «__» ________ 20___ г.
Методические рекомендации заслушаны и утверждены на заседании ЦКМС
протокол №___, «___» ___________ 20___ г
1. Тема занятия: «Внебольничная пневмония. Тактика ведения в амбулаторных условиях.»
Значение изучения темы.
Внебольничная пневмония (ВП) относится к числу наиболее распространенных острых инфекционных заболеваний. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внебольничные пневмонии остаются одной из ведущих причин заболеваемости, госпитализации и смертности. При регистрации эпидемических очагов ВП специалистами органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится эпидемиологическое расследование.
Наиболее высокая заболеваемость пневмонией у взрослых отмечена в Сибирском и Северо-западном федеральных округах (4,18 и 3,69 на 1000), наименьшая в Центральном Федеральном округе (3,07 на 1000).
В настоящее время сохраняются трудности в диагностике этого заболевания. Так в России согласно расчетам общее число больных ежегодно превышает 1,5 млн. человек, но при этом диагностируется 1/3 случаев (в 2006 году в РФ было зарегистрировано 591493 случаев заболевания). Ошибки в диагностике ВП достигают 20%, диагноз в первые 3 дня болезни ставится лишь у 35% заболевших.
В России средняя продолжительность одного случая составляет 25,6 дней. Ежегодный экономический ущерб при этом составляет примерно около 15 млрд. рублей.
Наиболее тяжело внебольничные пневмонии протекают у лиц пожилого возраста, на фоне сопутствующих заболеваний.
В США ежегодно диагностируется более 5 млн. случаев ВП, из которых более 1,2 млн. нуждается в госпитализации. Из числа последних непосредственно умирает от ВП более 60.000 человек. В 2006 году в нашей стране среди лиц старше 18 лет от пневмонии умерло 38970 человек, что составило 27,3 на 100 тыс. человек. Анализ российских данных в отдельных регионах свидетельствует, что наиболее высокая смертность от ВП регистрируется у мужчин трудоспособного возраста. При этом, среди факторов риска летального исхода при ВП выделяют факт позднего обращения пациентов за медицинской помощью.
Знание темы необходимо для решения профессиональных задач по диагностике, лечению и реабилитации больных с пневмониями.
Цель занятия.
3.1. Цель изучения темы: формированиеу студентов умений ведения больных в амбулаторных условиях с диагнозом внебольничная пневмония в ее типичном течении с обоснованием лечения, вопросов экспертизы временной нетрудоспособности, организации санаторно-курортного лечения.
3.2. Общая (учебная) цель занятия:
Для освоения цели занятия надо знать:
- тактику клинического обследования больного с внебольничной пневмонией на догоспитальном этапе, диагностический алгоритм и стандарты обследования при проведении диспансерного наблюдения, при направлении на госпитализацию, дневной стационар, санаторно-курортное лечение;
- семиотику и дифференциальную диагностику при внебольничной пневмонии, международную классификацию (ВОЗ) о причинах болезни и смерти;
- принципы и методы амбулаторного лечения, реабилитации и профилактики при внебольничной пневмонии;
- показания и противопоказания для лечения в условиях дневного стационара, стационара на дому;
- показания и противопоказания к санаторно-курортному и физиотерапевтическому лечению;
- показания и противопоказания, методику проведения различных тренирующих режимов, физиолечения;
- правила выписывания рецептов и приема лекарственных препаратов; контроль за лечением;
- основные принципы организации работы станции "Скорой медицинской помощи";
- разделение функций скорой и неотложной медицинской помощи и преемственность в работе между ними;
- должностные обязанности и права врача по оказанию неотложной помощи;
- методику обследования больных на дому;
- оперативную, учетно-отчетную документацию; методику проведения экспертизы нетрудоспособности при внебольничной пневмонии; нормативы при диспансеризации больных с внебольничной пневмонией;
- профессиональную этику и деонтологические аспекты лечебно-профилактической работы врача, роль информированного согласия; методы и средства санитарного просвещения.
Для освоения цели занятия надо уметь:
- в ограниченное время качественно провести опрос и осмотр пациента и выявить основные объективные данные, подтверждающие диагноз внебольничной пневмонии;
- определить минимум необходимых для установления диагноза внебольничной пневмонии лабораторных и инструментальных исследований;
- интерпретировать полученные результаты лабораторных и инструментальных методов обследования;
- составить план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с внебольничной пневмонией;
- выписать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства;
- оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи;
- определить показания для госпитализации больных с внебольничной пневмонией и реализовать госпитализацию в экстренном и плановом порядке;
- пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;
- правильно оформлять документы по экспертизе нетрудоспособности;
- проводить диспансеризацию, оформлять первичную и текущую документацию, оценивать эффективность диспансеризации;
- дать пациенту рекомендации по первичной профилактике, здоровому образу жизни с учетом состояния его здоровья;
- выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию;
- правильно оформлять документацию, с которой имеет дело участковый врач;
- создать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности;
- использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний;
- использовать санитарное просвещение для профилактики внебольничной пневмонии в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного;
- вести учет санитарно-просветительной работы;
- планировать санитарно-просветительную работу.
Для освоения цели занятия надо владеть:
- интерпретацией полученных результатов лабораторных и инструментальных методов обследования;
- умением составлять план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с внебольничной пневмонией;
- умением выписывать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства;
- методикой оказания первою помощи в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи;
- умением пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности;
- методологией оформления документов по экспертизе нетрудоспособности;
- тактикой проведения диспансеризации (по основным группам диспансерного наблюдения), оформления первичной и текущей документации, оценке эффективности диспансеризации;
- методикой обучения пациентов по вопросам первичной профилактики, здорового образа жизни с учетом состояния его здоровья;
- умением выбирать оптимальный вариант лечения, назначать медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию;
- умением правильно оформлять документацию, с которой имеет дело врач-терапевт участковый;
- умением создавать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности;
- умением использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний;
- умением использовать санитарное просвещение для профилактики внебольничной пневмонии в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного;
- умением вести учет санитарно-просветительной работы;
- умением планировать санитарно-просветительную работу.
4. План изучения темы.
1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.
2. Практическая работа студентов: самостоятельная работа с врачом терапевтом участковым, клинические разборы, работа с медицинской документацией.
3. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.
Самостоятельная работа студентов.
Вопросы для самоподготовки.
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для изучения данной темы:
1. Патофизиология воспаления; понятие резистентности, реактивности.
2. Причины возникновения, механизмы развития и появления иммунодефицитных состояний.
3. Морфогенез и морфологические особенности пневмонии в зависимости от вида вызывающего ее инфекционного агента.
4. Нормальная рентгенограмма органов грудной клетки.
5. Микробиологическая характеристика возбудителей пневмоний, методы их верификации: бактериоскопия, посев мокроты и определение чувствительности к антибактериальным препаратам выделенной флоры, серологическая диагностика.
6. Пропедевтическая характеристика синдромов интоксикации, очагового уплотнения легочной ткани, бронхообструктивного и синдрома накопления жидкости в легких.
7. Клиническая фармакология антибактериальных средств; принципы антибиотикотерапии.
8. Анатомия плевры, плевральных полостей.
9. Физиология транссудации и резорбции плевральной жидкости.
10. Биохимические тесты, позволяющие дифференцировать транссудат и экссудат.
11. Рентгеноанатомия плевральных полостей, легких, средостения.
Вопросы по дисциплине «Поликлиническая терапия»:
1. Какие виды пневмоний выделяют в соответствии с современной этиопатогенетической рубрификацией.
2. Эпидемиологическая характеристика атипичных пневмоний.
3. Перечислите диагностические критерии пневмонии.
4. Перечислите возможные осложнения пневмоний.
5. Каковы показания к госпитализации больных пневмонией?
6. Какие современные принципы эмпирической терапии внебольничных пневмоний.
7. В каких случаях производят смену антибактериального средства? Назовите критерии эффективности антибиотикотерапии.
8. Что такое плевральный синдром?
9. Какие группы факторов ведут к развитию плеврального выпота? Назовите клинические варианты плевральных выпотов.
10. Назовите этапы диагностического поиска при наличии плеврального выпота.
11. Какие методы лучевой диагностики позволяют выявить даже небольшое количество жидкости в плевральной полости?
12. Экспертиза утраты трудоспособности у пациентов с пневмониями, плевритами.
13. Как организовать диспансерное наблюдение за больными после перенесенной пневмонии, плеврита?
14. Определите показания к санаторно-курортному лечению у пациентов после перенесенных острых воспалительных заболеваний легких.
15. Особенности ведения пациентов пожилого и старческого возраста с острыми воспалительными заболеваниями легких.