Отличие моторной (экспрессивной) алалии от анартрии и дизартрии




Дифференциальная диагностика алалии

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от сенсорной алалии

Показатель Моторная (экспрессивная) Сенсорная
1. Восприятие речи Сохранно на перцептивном уровне Нарушено на перцептивном и языковом уровнях
2. Понимание речи Соответствует возрасту; возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции Не соответствует возрасту.
3. Слуховое внимание Достаточное Значительно снижено
4. Эхолалия Отсутствует Отмечается
5. Повторение В некоторых случаях невозможность повторения Повторяют без понимания повторенного
6. Стремление к коммуникации Стремление к вербальной и невербальной коммуникации; использование мимики, жестов, мелодики, «звуковых жестов», звукоподражаний в качестве компенсаторных средств Отсутствие жестов, невыразительная мимика. Нежелание контактировать.
7. Динамика усвоения языка Значительно лучше при спонтанном и направленном усвоении языка Хуже

 

 

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки речевого развития

Показатель Моторная (экспрессивная) алалия Задержка речевого развития
1. Нарушение ЦНС Носят стойкий органический характер. Обратимый нейродинамический характер или не наблюдается.
2. Особенности овладения речью Задержка темпа нормального речевого развития сочетается с патологическими проявлениями (см. критерии по Ковшикову В.А.). Нарушение всех подсистем языка, которые не в полной мере соответствуют специфике детской речи на ранних этапах ее развития. Нарушена скорость овладения речью, то есть темповая задержка речевого развития. Однако ребенок проходит все этапы онтогенеза, но позже.
3. Спонтанное усвоение языка Спонтанное полноценное овладение языком невозможно Возможно спонтанное, вне специального обучения овладение языком
4. Импрессивная речь Затруднено понимание грамматических изменений слов. Ребенок смешивает квазиомонимы. Хорошо понимает обращенную речь. Отсутствует смешение грамматических форм и семантически сходных слов.
5. Экспрессивная речь Стойкие, грубые нарушения структуры слова, фразы. Аграмматизм, который усиливается с накоплением словаря. Трудности в программировании высказывания. Отсутствуют нарушения структуры слова и фразы, аграмматизмы. Есть программа речевого высказывания.
6. Динамика коррекционной работы Медленное овладение речью даже в условиях коррекционного обучения. Не могут спонтанно преодолеть свой дефект. Возможны остаточные явления в школьном возрасте. Способны к самостоятельному овладению речью. Речевую недостаточность преодолевают спонтанно. Логопедическая коррекция направлена на звуковую коррекцию. В школьном возрасте преодолевают.

 

 

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от фонематической дислалии

Показатель Моторная (экспрессивная) алалия Фонематическая дислалия
1. Основные симптомы Расстройство всей системы языка (у части детей с преимущественным расстройством какой-либо из подсистем) Частичное расстройство языковой системы: непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков
2. Анамнез Имеет решающее значение для дифференциальной диагностики на поздних этапах развития алалии, когда в речи некоторых детей выявляются только фонематические нарушения, а расстройства других подсистем языка могут отсутствовать или быть невыраженными
Отягощен (см. этиологию) Не отягощен

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детской моторной афазии

Показатель Моторная (экспрессивная) алалия Детская моторная афазия
1. Анамнез Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды Действие патологических факторов наблюдается после 3-х лет
2. Характер речевого дефекта Недоразвитие речи как системы Избирательность поражения какой-либо из подсистем
3. Преодоление нарушения речи Необходима целенаправленная коррекция и развитие речевой функциональной системы Возможно спонтанное восстановление речи
4. Симптомы локальных поражений головного мозга Менее выражены Выражены ярче

 

 

Отличие моторной (экспрессивной) алалии от анартрии и дизартрии

Показатель Моторная (экспрессивная) алалия Анартрия/Дизартрия
1. Нарушение уровней производства речи Моторный уровень полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт Нарушен моторный уровень производства речи
2. Характер нарушения языковой системы Нарушение всей системы языка Нарушение только одной из подсистем – фонетической (за исключением случаев сочетания алалии и дизартрии)
3. Дефекты звукопроизношения являются следствием: Нарушения производства фонематических операций – выбора и комбинирования единиц Нарушения фонетических (моторных) операций
4. Общая характеристика произношения звуков - Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, пропускам, заменам), имеют одновременно правильное произношение   - Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (сосуществование искажения, замены, пропуска)   - Доминирование замен звуков   - Характеристика произношения звука во многом определяется контекстом   - Произношение звука в составе слогов полностью или относительно сохранно, а в составе слов часто нарушено - Единичные из звуков, подверженных нарушениям, имеют одновременно и правильное произношение   - Преобладают однотипные нарушения звукопроизношения (только искажение, замена или пропуск) - Доминирование искажений звуков - Влияние контекста на произношение звука минимально   - Нарушение звука и в слогах, и в словах
5. Искажение звуков - Искажение небольшого количества звуков - Искажение преимущественно «сложных» (то есть позднего онтогенеза) звуков   - Сосуществование и искаженной и правильной артикуляции для некоторых звуков - Искажение большого количества звуков - Искажение и «сложных», и «простых» (то есть раннего онтогенеза) звуков - Постоянное искажение для всех искажающихся звуков
6. Замены звуков - Замены и «сложных», и «простых» звуков - Преобладание непостоянных замен звука - Преобладание разнообразных замен звука - Сравнительно часты взаимозамены звуков - Замены преимущественно «сложных» звуков - Преобладание постоянных замен звука - Преобладание однообразных замен звука - Сравнительно редки взаимозамены звуков
7. Пропуски звуков - Доминирование непостоянных пропусков - Пропуски и «сложных», и «простых» звуков - Доминирование постоянных пропусков - Пропуски преимущественно «сложных» звуков
8. Перестановки звуков Часты Сравнительно редки
9. Повторения звуков Часты Сравнительно редки
10. Вставки звуков Сравнительно часты Редки

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: