Дифференциальная диагностика алалии
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от сенсорной алалии
№ | Показатель | Моторная (экспрессивная) | Сенсорная |
1. | Восприятие речи | Сохранно на перцептивном уровне | Нарушено на перцептивном и языковом уровнях |
2. | Понимание речи | Соответствует возрасту; возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции | Не соответствует возрасту. |
3. | Слуховое внимание | Достаточное | Значительно снижено |
4. | Эхолалия | Отсутствует | Отмечается |
5. | Повторение | В некоторых случаях невозможность повторения | Повторяют без понимания повторенного |
6. | Стремление к коммуникации | Стремление к вербальной и невербальной коммуникации; использование мимики, жестов, мелодики, «звуковых жестов», звукоподражаний в качестве компенсаторных средств | Отсутствие жестов, невыразительная мимика. Нежелание контактировать. |
7. | Динамика усвоения языка | Значительно лучше при спонтанном и направленном усвоении языка | Хуже |
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки речевого развития
№ | Показатель | Моторная (экспрессивная) алалия | Задержка речевого развития |
1. | Нарушение ЦНС | Носят стойкий органический характер. | Обратимый нейродинамический характер или не наблюдается. |
2. | Особенности овладения речью | Задержка темпа нормального речевого развития сочетается с патологическими проявлениями (см. критерии по Ковшикову В.А.). Нарушение всех подсистем языка, которые не в полной мере соответствуют специфике детской речи на ранних этапах ее развития. | Нарушена скорость овладения речью, то есть темповая задержка речевого развития. Однако ребенок проходит все этапы онтогенеза, но позже. |
3. | Спонтанное усвоение языка | Спонтанное полноценное овладение языком невозможно | Возможно спонтанное, вне специального обучения овладение языком |
4. | Импрессивная речь | Затруднено понимание грамматических изменений слов. Ребенок смешивает квазиомонимы. | Хорошо понимает обращенную речь. Отсутствует смешение грамматических форм и семантически сходных слов. |
5. | Экспрессивная речь | Стойкие, грубые нарушения структуры слова, фразы. Аграмматизм, который усиливается с накоплением словаря. Трудности в программировании высказывания. | Отсутствуют нарушения структуры слова и фразы, аграмматизмы. Есть программа речевого высказывания. |
6. | Динамика коррекционной работы | Медленное овладение речью даже в условиях коррекционного обучения. Не могут спонтанно преодолеть свой дефект. Возможны остаточные явления в школьном возрасте. | Способны к самостоятельному овладению речью. Речевую недостаточность преодолевают спонтанно. Логопедическая коррекция направлена на звуковую коррекцию. В школьном возрасте преодолевают. |
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от фонематической дислалии
№ | Показатель | Моторная (экспрессивная) алалия | Фонематическая дислалия |
1. | Основные симптомы | Расстройство всей системы языка (у части детей с преимущественным расстройством какой-либо из подсистем) | Частичное расстройство языковой системы: непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков |
2. | Анамнез | Имеет решающее значение для дифференциальной диагностики на поздних этапах развития алалии, когда в речи некоторых детей выявляются только фонематические нарушения, а расстройства других подсистем языка могут отсутствовать или быть невыраженными | |
Отягощен (см. этиологию) | Не отягощен |
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детской моторной афазии
№ | Показатель | Моторная (экспрессивная) алалия | Детская моторная афазия |
1. | Анамнез | Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды | Действие патологических факторов наблюдается после 3-х лет |
2. | Характер речевого дефекта | Недоразвитие речи как системы | Избирательность поражения какой-либо из подсистем |
3. | Преодоление нарушения речи | Необходима целенаправленная коррекция и развитие речевой функциональной системы | Возможно спонтанное восстановление речи |
4. | Симптомы локальных поражений головного мозга | Менее выражены | Выражены ярче |
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от анартрии и дизартрии
№ | Показатель | Моторная (экспрессивная) алалия | Анартрия/Дизартрия |
1. | Нарушение уровней производства речи | Моторный уровень полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт | Нарушен моторный уровень производства речи |
2. | Характер нарушения языковой системы | Нарушение всей системы языка | Нарушение только одной из подсистем – фонетической (за исключением случаев сочетания алалии и дизартрии) |
3. | Дефекты звукопроизношения являются следствием: | Нарушения производства фонематических операций – выбора и комбинирования единиц | Нарушения фонетических (моторных) операций |
4. | Общая характеристика произношения звуков | - Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, пропускам, заменам), имеют одновременно правильное произношение - Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (сосуществование искажения, замены, пропуска) - Доминирование замен звуков - Характеристика произношения звука во многом определяется контекстом - Произношение звука в составе слогов полностью или относительно сохранно, а в составе слов часто нарушено | - Единичные из звуков, подверженных нарушениям, имеют одновременно и правильное произношение - Преобладают однотипные нарушения звукопроизношения (только искажение, замена или пропуск) - Доминирование искажений звуков - Влияние контекста на произношение звука минимально - Нарушение звука и в слогах, и в словах |
5. | Искажение звуков | - Искажение небольшого количества звуков - Искажение преимущественно «сложных» (то есть позднего онтогенеза) звуков - Сосуществование и искаженной и правильной артикуляции для некоторых звуков | - Искажение большого количества звуков - Искажение и «сложных», и «простых» (то есть раннего онтогенеза) звуков - Постоянное искажение для всех искажающихся звуков |
6. | Замены звуков | - Замены и «сложных», и «простых» звуков - Преобладание непостоянных замен звука - Преобладание разнообразных замен звука - Сравнительно часты взаимозамены звуков | - Замены преимущественно «сложных» звуков - Преобладание постоянных замен звука - Преобладание однообразных замен звука - Сравнительно редки взаимозамены звуков |
7. | Пропуски звуков | - Доминирование непостоянных пропусков - Пропуски и «сложных», и «простых» звуков | - Доминирование постоянных пропусков - Пропуски преимущественно «сложных» звуков |
8. | Перестановки звуков | Часты | Сравнительно редки |
9. | Повторения звуков | Часты | Сравнительно редки |
10. | Вставки звуков | Сравнительно часты | Редки |