Сравнение развитых и развивающихся государств




ПР7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНОВ И СТРАН В КУРСЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»

Цель: способствовать формированию профессиональной компетентности будущих учителей географии в области проектирования методики изучения регионов и стран мира.

Задачи:

- определить цели регионального раздела курса и последовательность изучения регионов мира.

- выявить особенности структуры комплексных социально-экономических характеристик стран.

- совершенствовать умение составлять сравнительные географические характеристики регионов и стран мира.

- раскрыть возможности применения при изучении регионов и стран лекционно-семинарской системы обучения, учебных игр и дискуссий.

Актуализация знаний о методике изучения регионов и стран мира.

В условиях, когда современный мир меняется с необыкновенной быстротой, перед курсом «Экономическая и социальная география мира» встают новые задачи структурного и проблемного изучения нашей планеты во всех ее быстро меняющихся «красках» и территориальном многообразии.

Поэтому «на помощь» учебнику, «обязательному минимуму», программе должна прийти кропотливая работа с периодической печатью, передачами телевидения, «свежими» справочными материалами и т. д. СМИ!!!

Географическое страноведение дает комплексное представление о стране, систематизируя и обобщая разнородные данные о природе, человеке и хозяйстве.

Объектом изучения страноведения могут быть, помимо собственно страны, ее крупные части (районы) или же группы стран, образующие так называемые субрегионы возможно полной географической характеристикой (по схеме Н. Н. Баранского).


Субрегионы мира:

Европа

Западная Европа

Северная Европа

Южная Европа

Восточная Европа

Азия

Западная Азия

Центральная Азия

Южная Азия

Северная Азия

Восточная Азия

Юго-Восточная Азия

Африка

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка

Америка

Северная Америка

Центральная Америка

Карибский бассейн

Южная Америка

Австралия и Океания

Австралия и Новая Зеландия

Меланезия

Микронезия

Полинезия


Подробнее об этом:

Региональная группировка стран мира

А.Л. ЧЕПАЛЫГА Изучение стран и регионов

https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200300207

 

Каждая тема открывается «Визитной карточкой», которая содержит информацию об уникальных объектах и явлениях в сфере данной темы,

заканчивается рубриками

«Подведем итоги» (конкретизация основных положений темы),

«Информация к размышлению» (проблемные вопросы, которые могут быть использованы учителем для проведения дискуссий или стать основой для подготовки учащимися своих проектов) и

«Подробнее» (ссылки на дополнительные ресурсы (учебники, пособия, источники в Интернете).

Вопросы к обсуждению:

1. Позволяет ли сформировать полное представление о качестве жизни населения планеты изучение регионов и стран в курсе «Экономической и социальной географии мира»?

2. Какие есть варианты для учащихся, сдающих ЕГЭ по географии, но не изучающий курс «Экономической и социальной географии мира»


 

Задания

Задание 1. Заполните таблицу «Сравнение развитых и развивающихся государств»

Сравнение развитых и развивающихся государств

Критерий сравнения Развитые государства (примеры государств) Развивающиеся государства (примеры государств)
Расположение (материк/часть света)    
Исторические особенности (бывшая колония/метрополия)    
Наличие и богатство природных ресурсов    
Геополитическая обстановка в государстве, на рубежах государства    
Тип воспроизводства населения    
Преобладающие возрастные группы населения    
Особенности демографической политики    
Особенности естественного прироста и его причины    
Особенности миграционных процессов    
Особенности урбанизации    
ВВП/ИРЧП    
Уровень образования населения    
Количество верующего населения    
Специализация экономики    
Преобладающие отрасли хозяйства    
Занятость населения в структуре хозяйства    
Тип сельского хозяйства (товарное/натуральное)    
Членство в международных организациях    
И др.    
И др.    
И др.    

 

Задание 2. По программам, учебникам и методическим пособиям определить иерархию последовательности изучения регионов и стран мира. Свои ответы обоснуйте.

Задание 3. Определить научные основы изучаемого курса (научные теории, концепции, положения). Результаты оформите в виде таблицы.

Задание 4. Установить метапредметные компетенции в процессе изучения стран мира для формирования знаний в области истории, литературы, иностранного языка, изобразительного искусства и т.п.

Задание 5. Разработать уроки-лекции по темам «Общая характеристика региона Зарубежной Европы. Природные условия и ресурсы», «Население Зарубежной Азии», «Хозяйство Африки». В плане урока предусмотреть постановку проблемы перед учащимися, выделение смысловых блоков, вопросы для дискуссии.

 

Литература

Основная

1. Максаковский В.П. Географическая картина мира, ч. 2. - Ярославль, 1995.

Дополнительная

2. Горохов С.А. Хозяйство современной Индии//География в школе, 2006: - №2. – С.21-29.

3. Воскресенская О.В. Принципы отбора стран для изучения в курсе географии материков и океанов // География в школе, 2006: - №8. – С.39-42.

4. Колосов Е.Н., Колосова Н.Н. Знакомство со страной, устремлённой в будущее //География в школе, 2008: - №2. – С.27-29.

5. Лобжанидзе А.А., Заяц Д.В. Программа профильного курса «Этногеография и этнокультурные регионы мира» // География в школе, 2006: - №3. – С.46-50.

6. Максаковский В.П. География мировых природных ресурсов // География в школе, 2006: - №5. – с.4- 9.

7. Максаковский В.П. Географическая картина мира, ч. 2. - Ярославль, 1995.

8. Максаковский В.П. Региональные и локальные конфликты в современном мире // География в школе, 2005: - №8. – С.3-9.

9. Раковский С.Н. Население мира в конце XX - начале XXI в. Социально- географические показатели // География в школе, 2003: - №1. – С.3-16.

10. Свинцова И.М. Экономическое районирование территории России // География в школе, 2006: - №1. – С.49-55.

11. Хлебосолова О.А. Итоговый тест по курсу «Материки и океаны, народы и страны» //География в школе, 2008: - №4. – с.41- 42.

12. Шатных А. В. Изучение Зарубежной Европы в курсе 10 класса // География в школе. — 1997. — № 6.

Интернет – источники

1. https://europa.km.ru - виртуальная Европа

2. https://kinderino.ru/vokrug/ - Вокруг света

3. https://www.rgo.ru - География. Планета Земля

4. https://www.yspu.yar.ru/vestnik/uchenue_praktikam/4_4/ - география городов для самых маленьких

5. https://geo_tur.narod.ru - Гео-Тур: география стран и континентов

6. https://www.mirkart.ru - мир карт: интерактивные карты стран и городов

7. https://www.geoport.ru - GeoPort.ru: страноведческий портал

8. https://geo.historic.ru - страны мира: географический справочник

9. https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200300207 - А.Л. ЧЕПАЛЫГА Изучение стран и регионов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: