Практическое занятие № 12. Идейные разногласия Базарова и Павла Петровича Кирсанова




Практическое занятие № 12

Базаров в системе образов романа «Отцы и дети». Нигилизм Базарова. Базаров и Кирсановы. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Взгляды Базарова на искусство, природу, общество

Цель:

· определить нравственные и идейные позиции героев произведения, их отношение к действительности.

Задачи:

· продолжить анализ романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»;

· выявить общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей»;

· сравнить взгляды Базарова и П.П.Кирсанова на искусство, природу, общество.

Чтение и анализ отрывков «Приезд Аркадия и Евгения Базарова», «Схватка за вечерним чаем», «Дуэль»

Система вопросов и заданий

Прочитать 1-6, 10, 24 главы романа.

УСТНО

1. Кто такой Базаров?

2. Что означает слово «нигилист»?

3. Какова роль названия «Отцы и дети» в построении всего произведения?

4. Что особенно выделил автор в портрете Базарова?

5. Что дает портрет для понимания характера героя?

6. С какой целью Тургенев сталкивает героя с другими персонажами?

7. В чем заключается внутренний и внешний (общественный) конфликт романа?

8. Почему И.С.Тургенев дважды проводит своего героя по кругу (Марьино, Никольское, родительский дом)?

9. Охарактеризуйте Павла Петровича и Николая Петровича. Какой образ жизни ведет каждый из них?

10. Как объяснить, почему И. С. Тургенев написал: «Николай Петрович - это я »?

11. В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. По каким вопросам происходит спор между Базаровым и Павлом Кирсановым?

12. Охарактеризуйте противостояние Базарова и «отцов».

13. В чем сила и слабость Базарова, Павла Петровича Кирсанова?

14. Почему Базарову жизнь «отцов» представляется «глухой»? Кто победил в словесной схватке? Каков итог спора? Составить таблицу.

15. Как автор выражает своё отношение к героям во время их диалога

и после него?

16. Каково поведение оппонентов перед дуэлью? Подтвердите цитатами из текста.

17. Изменилось ли их поведение во время дуэли? Что удивляет в поведении противников?

18. Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы видим его после дуэли?

19. Справедливо ли утверждение, что герои Тургенева «больше дети событий, чем отцы собственных поступков»? Как И. Тургенев передает психологию своих героев? На примере нескольких эпизодов раскройте его принцип «тайной психологии»

20. Считаете ли вы, что в образе Базарова писатель изобразил героя своего времени? Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.

21. ПИСЬМЕННО. Составить таблицу

Идейные разногласия Базарова и Павла Петровича Кирсанова

Направления спора Базаров П. П. Кирсанов
Роль дворянства, аристократии    
Философские, общественно-политические взгляды    
Русский народ (крестьянство)    
Отношение к искусству    
Отношение к природе    

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Проблемные вопросы

Как и почему идёт спор между представителями разных поколений, между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами?

Каковы общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей»?

 

Иван Сергеевич Тургенев в своих произведениях мастерски раскрывает характеры героев, их мысли и душевное состояние с помощью портретов и диалогов. Страстные споры на политические и философские темы способствуют пониманию персонажей и одновременно демонстрируют разные точки зрения. Это держит читателя в напряжении.

За два месяца до окончания романа автор пишет: «Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы. Этот принцип античной трагедии положен в основу “Отцов и детей”».

Иван Сергеевич Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса… Слабость, вялость и ограниченность. Если сливки плохи, что же молоко?».

Автора волнует политическая ситуация в стране: свои размышления о нигилизме, идеологическим носителем которого становится главный герой романа «Отцы и дети», Тургенев выражает в его образе. Представитель поколения «детей», разночинец, интеллигент, борец за духовную свободу личности, Базаров признаёт науку, огромную роль самовоспитания, труд, работу. При этом он резко критикует положение в стране, отрицает эстетические и культурные ценности: «Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Он собирается «место расчистить», то есть, сломать всё старое, чтобы дать дорогу новому. Базаров — носитель революционных идей.

Каково же мнение Базарова? Каковы его взгляды?

Базаров о науке: «Есть науки, как есть ремёсла, знания; а науки вообще не существует вовсе...».

Базаров о личности: «Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезёнка, сердце, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельной берёзой».

Кто прав в споре об искусстве?

Базаров отрицает вечные ценности, говоря об искусстве: «Пушкина читать — потерянное время, музыкой заниматься смешно, природой наслаждаться просто нелепо, Рафаэль вообще гроша ломаного не стоит», «в 44 года играть на виолончели глупо».

Будучи заядлым материалистом и поклонником естественных наук, главный герой романа «Отцы и дети», нигилист Евгений Базаров отрицает искусство и романтику. Он заядлый материалист, поэтому искренне верит, что «порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Романтика чужда ему: «...природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

А что же его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов? Павел Петрович утверждает: «Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. И эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазии дальше “Девушки у фонтана” не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?».

Аристократ прав в том, что современные художники уходят от слепого подражания мастерам прошлого, но всё же поддерживают традиции. Стоит отметить, что каждый раз, как только речь заходит об искусстве, у уверенного Базарова проявляется преувеличенная резкость. Случайно ли это? Весь образ Евгения — собирательный, он, Евгений, как и представители прогрессивного русского общества середины XIX века, увлекается точными науками. Молодой нигилист — практик, поэтому он чужд пустой мечтательности. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, он говорит богатой молодой вдове Анне Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической».

Для него всё окружающее великолепие — лишь источник научной деятельности, поле для опытов. Базаров признаёт грандиозность мира, но с горечью: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно перед вечностью, где меня не было и не будет».

Каково же отношение Павла Петровича и Евгения к народу?

Кирсанов с умилением смотрит на простых людей, упрекая оппонента в презрительном отношении. Евгений отвечает, что они этого заслуживают. Павел Петрович, как сторонник обычаев и традиций, видит в этом залог спасения общества: «Нет, нет! Я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры». Базарову не нравится такая точка зрения, так как, по его мнению, забитость, необразованность и слепая вера не способствуют развитию: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом — он русский, а разве я сам не русский?» Но именно Евгений ближе всех к крестьянам. Споря с Кирсановым, он произносит: «Мой дед землю пахал... Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».

На чём основывается уверенность Базарова? Он из простой семьи, сын лекаря и сам лекарь. К нему тянутся крестьянские ребятишки: «Все в доме привыкли к нему... Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он всё-таки свой брат, не барин».

Молодой нигилист умеет разговаривать со слугами, находит общий язык с дворовыми имения. Его речь понятна и проста, в ней масса пословиц и поговорок: «от копеечной свечи Москва сгорела», «слыхали мы эту песню много раз», «туда и дорога».

Павел Петрович Кирсанов изъясняется, напротив, довольно витиевато, что подчёркивает его дворянское происхождение и принадлежность к светскому обществу. Его речь дополнена французскими и иногда английскими фразами, модными в то время в кругу аристократии. А ещё он искажает слова и вместо «принцип» говорит «принсип», а вместо слов «этот», «этим» — «эфтот», «эфтим». Базаров иронизирует на этот счёт: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… — подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны», — говорит он.

Базаров считает, что «нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом». Но он верит в будущее: «Исправьте общество, и болезней не будет». К тому же Базаров считает, что необычайно важна и самоорганизация: «Всякий человек сам себя воспитать должен».

На страницах романа мы видим идейный спор представителей «отцов» и «детей». В этом споре Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров раскрывают как свои сильные, так и слабые стороны.

Аркадий Кирсанов — друг Базарова, который учится вместе с ним на медицинском факультете университета. Он хочет походить на Евгения и слепо следовать идеям нигилизма, которые он до конца не понимает. Для него это значит «ко всему относиться с критической точки зрения, не склоняться ни перед какими авторитетами, не принимать ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип».

Николай Петрович Кирсанов поясняет, что нигилист — это человек, «который ничего не признаёт». Павел Петрович добавляет: «Который ничего не уважает».

Впрочем, Тургенев показывает и других людей, которых привлекает нигилизм: по мнению Дмитрия Ивановича Писарева, «недостойные подражатели» Базарова — безмозглый Ситников и эмансипированная Кукшина.

Ситников мечтает стать великим, следует моде и рьяно интересуется новым веянием в обществе: «...когда при мне Евгений Васильевич в первый раз сказал, что не должно признавать авторитетов, я почувствовал такой восторг… словно прозрел!». Писатель показывает, что поверхностных последователей, как Ситников, много: «Я старинный знакомый Евгения Васильича и могу сказать — его ученик. Я ему обязан моим перерождением».

Евдоксия Никитишна Кукшина (её фамилия придумана от слова «кукиш») — развязная, вульгарная, откровенно глупая молодая женщина с «прогрессивным взглядом» на жизнь. Она живет одна и пытается вести хозяйство: «Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запылённый столам. Везде белели разбросанные окурки папирос». Автор показывает её сатирически, изображает неприглядную внешность и смешные манеры: «В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение её лица неприятно действовало на зрителя». Она ходит «несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка её на пожелтелом горностаевом меху». Она в большей степени интересуется «женским вопросом» и естественными науками: читает статьи о женщинах, рассуждает о физиологии, эмбриологии, общается со студентами.

Сопоставляя Базарова с другими сторонниками нигилизма, автор подчёркивает цельность его образа, ум, душевную силу и искреннюю идеологическую убеждённость. Он не имеет настоящих единомышленников, поэтому он одиноко борется с закостенелым обществом. Тургенев говорит, что его герой стоит на рубеже смены режимов, его время ещё не пришло. Базаров так отзывается о будущем поколении: «Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то, что мы с тобой».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: