Двадцать восьмое декабря. Домашняя работа




Двадцать восьмое декабря

Домашняя работа

Практическое занятие № 9

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка

Учебная цель: совершенствование умения выявлять закономерности функционирования фонетической системы русского языка

Учебные задачи:

1. Развивать умения выявлять закономерности функционирования фонетической системы русского языка, фонетические законы изменения (оглушение, озвончение, редукцию).

2. Совершенствовать орфографическую грамотность.

Краткий теоретический материал по теме

Фонетическая сторона русского языка характеризуется системой согласных (36 согласных организованы в пары по твердости-мягкости и глухости-звонкости), гласных(6 гласных звуков), фонетическими законами изменения (оглушением, озвончением, редукцией), ударением, интонацией.

К фонетическим особенностям русского языка относятся следующие. По природе русский язык консонантный (преобладание согласных), преимущественно переднеязычный, отличается активной артикуляцией, подвижным ударением и богатой интонацией, передающей все нюансы смысла, эмоций и состояния человека.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Что изучает фонетика? Что такое фонема?

2. Вспомните, что вам известно об орфоэпии. Что изучает орфоэпия? С какими разделами языка она связана?

3. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?

4. Почему наблюдается смешение ударных [ó] и [э], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?

5. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?

Задания для практического занятия

Вариант 1

1.В каком слове все согласные мягкие?

А) видение

Б) шепелявить

В) жить

Г) извержение

2. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) деревья

Б) поезд

В) подъезд

Г) перебежчик

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) продолбил

Б) причинил

В) прихожанин

Г) поэтесса

4.В каком слове все согласные твёрдые?

А) провозгласил

Б) притеснял

В) пробуждал

Г) проглотил

5. Вставьте И или Ы.

играть – под…грать, раз…грать, с…грать, вы…грать;

интегральный – под…нтегральный;

меж…нститутские соревнования;

двух…мпульсный;

пед…нститут,

дез…нформация,

пост…мпрессионизм,

супер…нтендант.

6. Вставьте букву (правописание приставок на З/С).

Во…хождение на вершину ра…паковать вещи

Чере…чур много и…течь кровью

Во…полнить пробелы прои…шедший случай

Во…звание шалишь и…подтишка

Мирово…зрение …гинуть навсегда

Ни…провергнуть бе…дельничать

7.Вставьте, где нужно, букву Ь.

Горяч…, доч…, обжеч…ся, зареж.., кулич…, мелоч…, острич…, сплош…, тон…ше, уж…, фальш…, вскач…, вояж…, глуш…, пейзаж…, проч…, убереч…ся, тягуч…, платёж, пожарищ…, стриж…, возьмеш…, колюч…, ёж…, брич…ка.

8.Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова, где это возможно.

Образец:

Варе ж ка - варе же к

Бума(ш,ж)ка, ак(кк)умулятор, сва(т,д)ьба, чудес(т)ный, грамм(мм)атика, безрука(ф,в)ка, чу(ф,в)ство, ком(мм)ентарий, лес(т)ница, ко(з,с)ьба, паде(ш,ж), пиро(ш,ж)ки, сторо(ш,ж)ка, шта(б,п), сма(з,с)ка.

9.Вставьте пропущенные буквы.

Беч…вка, деш…вый, ж…лоб, ж…лудь, ж…рнов, зач…т, печ…нка, прич…ска, пш…нка, реш…тка, уч…ба, ч…лка, ч…рточка, ш…пот, ц…коль.

10.Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

Образец:

уплтнение слоёв - плȯтный

отд…лённая деревня

бескрайняя д…лина

внезапно озл…бился

раскр…ить ткань

не нужно усл…жнять

дальняя ст…рона

нельзя г…лодать

упр…стить выражение

искреннее пок…яние

нам…лоть кофе

ум…лять о пощаде

ум…лять достоинства

обн…жить недостатки обл…котиться о перила

погл…щать свет

др…жит от холода

не хочу отр…виться

нужно подб…дрить

необходимо осн…стить

мудрый ст…рожил

Вариант 2

1.В каком слове все согласные мягкие?

А) джемпер

Б) степь

В) чудеса

Г) цепи

2. В каком слове звуков больше, чем букв?

А) купаешься

Б) явление

В) июньский

Г) живёт

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

А) огоньки

Б) ест

В) кочуют

Г) яблоко

4.В каком слове все согласные твёрдые?

А) конец

Б) термометр

В) дельта

Г) шомпол

5. Вставьте И или Ы.

искать – от…скать, под…скать, раз…скать, по…скать;

июльский – пред…юльский;

сверх…зысканный;

трёх…мпульсный;

спорт…нвентарь

контр…гра,

суб…нспектор,

транс…орданский.

6. Вставьте букву (правописание приставок на З/С).

чре…мерный восторг

…даться на милость

ра…жечь

ни…ринуться с обрыва

бе…ветренный

чре…полосица

бе…системный

…гореть дотла

…двинутые парты

ни…посланная милость

бе…брежное небо

7. Вставьте, где нужно, букву Ь.

Ноч…, среж…, бережёш…ся, щёлоч…, стрич…ся, свеч…ка, брош…, сроч…ный, плющ…, хрящ…, кумач…, наотмаш…, навзнич…, замуж…, горяч…, молодёж…, сторож…, невмоч…, с плеч…, хорош…, испеч…, ералаш…, невтерпёж…, умнож…те, назнач…те.

8.Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова, где это возможно.

Образец:

Варе ж ка - варе же к

Ре(с,з)кий, сер(д)це, жени(т,д)ьба, ил(лл)юзия, радос(т)ный, прфес(сс)ия, аген(т)ство, радос(т)ный, праз(д)ничный, кры(ш,ж)ка, кни(ш,ж)ка, но(ш,ж)ки, кру(ш,ж)ка, бу(т,д)ка, ре(с,з)ьба.

9 .Вставьте пропущенные буквы.

Веч…рка, ж…ваный, ж…лтый, ж…лчь, ж…сткий, кош…лка, пощ…чина, пч…лка, расч…ска, сч…т, уч…т, ч…рствый, чеч…тка, щ…голь, щ…тка.

10.Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.

Образец:

Угн…тение бесправных – гнёт

экономика разв…вается

флаги разв…ваются

сп…шите к нам

сп…шите данные

нав…вать тоску

нав…вать кудри

прож…вать мясо

адрес прож…вания

т…сненная обложка

ст…снённые условия

скр…пить печатью

скр…пя сердце

скр…пучая телега

лишился своих з…мель

ч…стоплотное животное ч…столюбивый человек

глаза сл…паются

осл…плён фарами

ст…рожил огород

ут…пические идеи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: