ДИСЦИПЛИНА
Содержание самостоятельной работы [1] студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Кол-во часов |
1. | Проблемы психологии трудных и экстремальных ситуаций | Систематизация источников. Библиографический список литературы по теме. Работа со словарями, подготовка терминологического словаря. Создание каталога ссылок на электронные образовательные ресурсы по темам учебной дисциплины и их краткой аннотации. Подбор методик исследования. | |
2. | Философия и технология развивающего диалога | Самостоятельное изучение теории, анализ конкретных случаев. Отработка навыков ведения индивидуального диалога,ведение групп, написание зачетных работ о применение диалога в индивидуальной и групповой работе с комментариямии анализом. | |
3. | Практика развивающего диалога в трудных жизненных ситуациях. | Включение в свою профессиональную деятельность (самостоятельную работу между занятиями) полученных в процессе обучения навыков и умений, c последующим разбором успехов и трудностей и получением обратной связи по этому заданию. | |
Итого: | 24 час. |
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Кол-во часов |
2. | Философия и технология развивающего диалога 6 | ||
Построение развивающих диалогических отношений | Задание 1. Практика развивающего диалога. 1.Как вы поняли, в чем заключается сущность развивающего диалога? Выпишите все вопросы, которые у вас возникли в связи с термином «развивающий диалог» и обсудите их со своими сокурсниками. Запишите, к чему вы пришли. 2.Удается ли Вам использовать развивающий диалог в своей жизни? В чем заключаются трудности его использования? Приведите конкретные примеры. Задание 2. Исследование ценностного пространства. 1. Познакомьтесь с ценностным опросником С. Шварца постройте на его основе своё ценностное жизненное пространство. 2. Подберите батарею методик, направленную на изучение ценностей человека. Дайте краткую характеристику каждой методики, опишите их преимущества и недостатки. Задание 3. Круг как диалогическая форма работы. Напишите эссе на тему: почему круг является основной и принципиально важной формой работы в диалоге. | ||
Развивающий диалог как инструмент социально-психологической реабилитации | Задание 1.Изучите предложенную литературу и ответьте на следующие вопросы:
| ||
3. | Практика развивающего диалога в трудных жизненных ситуациях. 20 | ||
Диалог как средство преодоления беспомощности в трудных жизненных ситуациях | Задание 1. Сказка как инструмент работы с состояниями беспомощности
1. Познакомьтесь с текстами Владимира Проппа "Морфология сказки" и программой для подростков групп риска "Искусство человеческих взаимоотношений" А. Лихтарникова, Ю. Пежемской и Н. Смирновой и сделайте их реферативный обзор.
2. Сочините свою сказку.
3. Прочитайте сочиненную сказку в группе и проанализируйте её при помощи участников группы.
4. Сделайте постановку своей волшебной сказки в группе.
5. Напишите подробный отчет о проделанной работе. Отметьте, что вам удалось и, что было трудно.
Задание 2. Теория оптимизма и атрибутивные стили.
| ||
Практика исследования потребностей в диалоге. | Задание 1.Исследуйте потребности человека (взрослого или ребенка) по любой актуальной для него теме. Расскажите, какие вопросы вы задавали, когда исследовали потребности и к чему вы пришли вместе с клиентом. Задание 2.Исследуйте точки противоречия, которые человек не осознает. Задание 3.Исследовать потребности членов своей семьи, учебной группы или коллектива на работе и создать на их основе проект совместной деятельности. Задание 4. Проведите родительское собрание как проект совместной деятельности, используя диалог. Опишите опыт полученный в результате проведения такого собрания и оцените его результаты. | ||
Развивающий диалог как инструмент договора. | Задание 1.Заключение соглашения с подростком (по структуре). Задание 2.Семейный договор. 1. Исследуйте представление каждого члена своей семьи о существующем распределении территории в доме и заключить договор о территории с учетом прав каждого члена семьи на личную территорию. Опишите и проанализируйте полученные результаты. 2.Заключите семейный договор о распределении ответственности между членами семьи. Опишите и проанализируйте полученные результаты. | ||
Практика диалогического разрешения конфликта | 1. Проанализируйте конкретную ситуацию разрешения конфликта. Какие принципы и методы развивающего диалога удалось использовать психологу? 2.Используя литературупо теме конфликтов и ваш практический опыт, разработайте практикум по разрешению конфликтов для детей групп социального риска. | ||
Диалогический характер терапии реальностью в трудных жизненных ситуациях. |
Задание 1.Диалогический характер терапии реальностью У. Глассера
1. Познакомьтесь с философией, принципами и целями терапии реальностью У. Глассера.
2. В чем заключается диалогический характер терапии реальностью У. Глассера?
3. Сформулируйте основные принципы терапии реальности в образовании.
4. Каково значение мотивации в терапии реальностью? В чем заключается альтернатива мотивации?
5. Что такое полное поведение? Приведите пример.
6. Раскройте с точки зрения терапии реальностью такие понятия как «послушание», «ответственность», «ситуация выбора», «наказание», «оправдания».
Задание 2.Проведение классных собраний.
| ||
Итого: | 26 час. |
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины:
а) Основная литература:
1. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: автореф. дис... канд. псих, наук: 19. 00. 01 - Москва, 2007.
2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2007.
3. Пежемская Ю.С. Подростки групп социального риска и их социально-психологическая реабилитация. Материалы исследования и опыт практической работы. – Спб., 2008.
4. Пежемская Ю.С. Развивающий диалог как метод проблемного обучения и практика его применения в вузе. /Журнал «Психология в вузе» 2009, №1.
5. Пежемская Ю.С. Развивающий диалог в современной образовательной среде. /Журнал научных публикаций «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» №5 май 2010 (ч.1), Москва, ISSN 2073-0071.
6. Психическое развитие человека и социальные влияния: Коллективная монография. - СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
7. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — СПб.: Речь, 2006.
8. Технологии разрешения социально-психологических проблем развития детей «группы риска»: Учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
9. Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель–ученик»: дис. канд. психологических наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
б) Дополнительная литература
1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1.
2. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование, № 4, 2007. С. 87 – 93.
3. Бурлачук Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1.
4. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997. № 1.
5. Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 3.
6. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобождению из воспитательной колонии. – СПб., 2004.
7. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. – СПб., 2001.
8. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под. ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2003.
9. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. / Под. ред. Л.А. Регуш. - СПб, 1998.
10. Пежемская Ю.С. Школа, в которой я хочу учиться. Потребность в безопасности.// Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003 г.): Материалы Всероссийской конференции. – М., 2003.
11. Прохорова О. Социально- педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации. /Журнал «Воспитание школьников»- №8/2005 год с.30- 35.
12. Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. /Под ред. Е.А. Петровой – М.: Издательство РГСУ, 2004.
13. Чеснокова Е.Н. Диалог с трудными подростками или Педагогика Пауло Фрейра в России.// Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под. ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2001, с.85-105.
14. Чеснокова Е.Н. Развивающий диалог с осужденными подростками (психологические основы развивающего диалога как основного инструмента социально-психологической реабилитации).// Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под. ред. Л.А. Регуш СПб., 2003, с. 170-191.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
ü Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: https://psystudy.ru
ü Система федеральных образовательных порталов. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Каталог: Предметная область: Профессиональное образование: Педагогическое образование: Психология. — Режим доступа: https://www.edu.ru/modules.php?name=Web_Links
г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
ü Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 13 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2000 российских научно-технических журналов, в том числе более 1000 журналов в открытом доступе. — Режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp -
ü «Библиотека» сайта psychology.ru: Психология на русском языке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.psychology.ru/Library.
ü Сайт «Флогистон: Психология из первых рук» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://flogiston.ru/library
ü психологический ресурс PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» (Отборные тексты по психологии и смежным гуманитарным дисциплинам) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psylib.kiev.ua. Благодаря спонсору — Киевскому фонду содействия развитию психической культуры «Институт развивающих психотехнологий», электронные издания добавляются туда практически ежедневно.
ü Обзор психологических ресурсов интернета Подготовлен в НИО библиографии. — Режим доступа:
https://www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1312/d13124792
д) программное обеспечение:OpenOffice.org 3, Операционная система UNIX
Оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине:
Компетенция | Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции |
ОК-5 | Материалы взаимной экспертной оценки и самооценки. Ценностный опросник. |
ОПК-3 | Материалы оценки результатов моделирования решения проблемной ситуации и её анализа. Отчеты и материалы самостоятельных работ, выполненные в соответствии с требованиями задания. |
ПКОД-1 | Отчеты и материалы самостоятельных работ, выполненные в соответствии с требованиями задания. Портфолио методических разработок по созданию проектов совместной деятельности, проведению собраний по разбору текущих проблем, заключению договоров на основе принципов диалога. |
Допуск к итоговой аттестации происходит на основе текущей аттестации по результатам выполнения самостоятельных работ и участия в аудиторных занятиях.
Зачет, включает в себя обсуждение письменного отчета студента о проделанной на курсе работы и самооценочный анализ своих профессиональных навыков с обратной связью от других участников курса.
Второй этап итоговой аттестации проводится в виде комплексной оценки личностно-профессиональной компетентности магистранта при моделировании им решения проблемной ситуации.
Разработчики:
РГПУ им.А.И.Герцена, кафедра психологии развития и образования | Доцент, кандидат психологических наук, доцент | Ю.С. Пежемская | ||||
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) | (ФИО) | |||
[1] Самостоятельная работа (в часах) складывается из инвариантной и вариативной частей (с/р=обязательная+вариативная).