Департаментом финансового мониторинга Комитета (далее – ДФМ) в 2017 году правоохранительным и контролирующим органам Республики Беларусь, подразделениям финансовой разведки иностранных государств направлено 1857 информационно-аналитических материалов (в 2016 году – 1908), включая сообщения о выявленных подозрительных финансовых операциях.
С использованием информации ДФМ правоохранительными и контролирующими органами: применено финансовых санкций на сумму 32 млн. руб. (101,1 млн. руб.); поступило в бюджет средств –
183,1 млн. руб., что в 4,3 раза больше уровня 2016 года (40,8 млн. руб.); выявлено 631 (551) преступление, из них ОФР – 264 (356).
В 2017 году ДФМ проведена комплексная работа по выявлению и пресечению деятельности лжепредпринимательских структур и субъектов, осуществляющих противоправные финансовые операции в целях получения преступного дохода. Отмечается устойчивое снижение количества лжеструктур, чему способствовала проведенная совместная работа ДФМ с ДФР и банками. В отчетном периоде выявлено 111 белорусских субъектов хозяйствования с признаками лжеструктур (в 2016 году – 235, в 2015 – 575). В целях пресечения получения преступных доходов приостановлены финансовые операции 5 индивидуальных предпринимателей, 17 физических лиц, а также 1 компании-нерезидента. Сумма приостановленных на их счетах средств составила 8,7 млн. руб. в эквиваленте (4,1 млн. дол. США, 911,8 тыс. евро, 442,5 тыс. рос. руб., 49,2 тыс. бел. руб.).
(слайд 9) Осуществлялась реализация мероприятий по развитию и совершенствованию деятельности департаментов финансовых расследований и финансового мониторинга Комитета.
Приоритетными направлениями в работе ДФМ в отчетном периоде также являлись:
|
· выявление незаконной предпринимательской деятельности и схем уклонения от уплаты налогов;
· анализ финансовых операций субъектов хозяйствования реального сектора экономики в высокорисковых сферах (отраслях) деятельности;
· выявление схем совершения коррупционных преступлений, в том числе посредством реализации схем необоснованного посредничества при закупках товаров (работ, услуг) государственными предприятиями и предприятиями с долей государства в уставных фондах;
· анализ финансовых операций, связанных с незаконным оттоком валютных денежных средств за рубеж;
· противодействие финансированию терроризма.
Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
(слайд 10) Основными задачами Министерства финансов Республики Беларусь являются следующие:
- проведение государственной политики, осуществление управления в финансовой сфере деятельности и координация действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
- обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур:
- разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других республиканских органах государственного управления;
- контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.
|
Министерство финансов в соответствии с возложенными на него за-дачами:
- осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику, финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению до-ходов бюджета;
- обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов и устанавливает с участием соответствующих министерств, других республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей и г. Минска:
- осуществляет систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает по согласованию с Национальным банком вопросы, касающиеся исполнения бюджета;
- регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и внебюджетными фондами;
- организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;
- осуществляет подготовку и уточнение правил управления государственными финансовыми средствами и их учет;
- осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным, расходованием па целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, исполнительными комитетами, предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями;
|
- определяет, разрабатывает и утверждает формы бюджетной документации, формы бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и об исполнении смет расходов бюджетных учреждений и организаций;
- осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, объединении, учреждений и организаций всех форм собственности, обеспечивает постоянное совершенствование учета и отчетности на основе международных стандартов бухгалтерского учета и принципов мировой практики;
- осуществляет методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности, ведет государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций;
- организует методологическое обеспечение и осуществляет практическую деятельность, но совершенствованию внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений;
- координирует деятельность республиканских органов государственного управления, созданных при Министерстве финансов, дает им поручения, обязательные для исполнения.
(слайд 11) Основными задачами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь являются следующие:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;
- обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;
- обеспечение учета налогов;
- разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы государственной налоговой инспекции;
- осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.
Министерству но налогам и сборам Республики Беларусь и его должностным липам предоставляется право:
- производить в государственных органах, на предприятиях и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет декларации и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
- получать от предприятий и граждан необходимые сведения, справки, документы о хозяйственной деятельности проверяемых предприятий и граждан, в том числе от банков об открытии счетов предприятиям и гражданам, наличии на них денежных средств и об операциях по этим счетам;
- в случаях, предусмотренных законодательством, изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) пли иных объектов от налогообложения, а также патенты, регистрационные удостоверения, лицензии для передачи их в органы, которые выдали эти документы, с сообщением о нарушениях налогового законодательства;
- изымать у правонарушителей вещи и товарно-материальные ценности (неоприходованные товары, образцы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, денежную выручку), являющиеся объектами нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве пли вещественными доказательствами по этим делам;
- отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих государственных налоговых инспекций.
Органом банковского надзора является Национальный банк Республики Беларусь.
(слайд 12) В соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь главными целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.
В Республике Беларусь сложилась система банковского надзора, в целом соответствующая мировым стандартам.
Она включает регистрацию и лицензирование банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (банки), осуществление дистанционного надзора за банками и ОАО "Банк развития Республики Беларусь" (Банк развития) на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применение соответствующих мер надзорного реагирования к банкам и Банку развития в случае нарушения ими банковского законодательства, ухудшения их финансового состояния, реорганизацию и ликвидацию банков, системный анализ рисков банковского сектора, регулирование и контроль в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, осуществление валютного контроля.
Стратегической задачей банковского надзора является недопущение системных банковских кризисов. К основным задачам также относятся:
1. обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков;
2. формирование банками и Банком развития эффективных систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля;
3. установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране;
4. осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков, Банка развития путем анализа представляемой отчетности и проведением инспекционных проверок;
5. своевременное применение корректирующих мер, обеспечивающих поддержание (восстановление) платежеспособности и ликвидности банков, Банка развития;
6. своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств банков для банковской системы и кредиторов;
7. формирование и совершенствование методологического обеспечения в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
8. организация и осуществление контроля за выполнением банками, Банком развития, лизинговыми и микрофинансовыми организациями, форекс-компаниями, Национальным форекс-центром требований актов законодательства в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
9. осуществление контроля за выполнением банками, Банком развития требований валютного законодательства в ходе проверочной деятельности.
Банковским кодексом закреплены права и полномочия Национального банка в области:
· пруденциального регулирования деятельности банков и надзора за ней, осуществления надзора за деятельностью банковских групп, банковских холдингов на консолидированной основе;
· определения порядка осуществления банками, Банком развития, лизинговыми и микрофинансовыми организациями, форекс-компаниями, Национальным форекс-центром мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
· осуществления валютного контроля в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками банковского законодательства, устанавливает объем и порядок опубликования (представления) информации, используемой для оценки степени надежности банков, а также квалификационные требования и (или) требования к деловой репутации, предъявляемые к кандидатам на руководящие должности в банках, в органах управления банками.
Требования законодательства, предусмотренные для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в области банковского надзора, применяются к Банку развития с учетом особенностей, установленных Национальным банком.
Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Национальный банк в целях выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и иных кредиторов, осуществляет анализ деятельности банков. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить меры воздействия (надзорного реагирования), предусмотренные Банковским кодексом.
Для повышения устойчивости банковского сектора сформирована система пруденциальных требований, основанных на мировом опыте и рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, которая включает следующие основные требования:
1. достаточность капитала для покрытия основных рисков банковской деятельности (кредитного, рыночного, операционного) с учетом консервационного, контрциклического буферов и буфера системной устойчивости;
2. управление ликвидностью банка и ограничение риска ликвидности, включая наличие достаточного запаса высоколиквидных необремененных активов для исполнения краткосрочных обязательств,, а также соответствие имеющегося в наличии объема стабильного фондирования структуре активов и обязательств;
3. ограничение концентрации рисков, включая ограничение риска на одного должника, группу взаимосвязанных должников, на одного связанного с банком должника (инсайдера) и взаимосвязанных с ним лиц, а также ограничение общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупных рисков;
4. создание специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;
5. наличие систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля;
6. раскрытие банками информации для участников рынка.
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:
1. при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки. Условия и порядок доступа проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц помимо или против их воли определяются в соответствии с действующим зауконодательством;
2. при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
3. в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий);
4. истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;
5. истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
6. привлекать экспертов, специалистов;
7. получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
8. вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
9. при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля (надзора) за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
10. изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном действующим законодательством, подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;
11. проводить в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг;
12. изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовое оборудование;
13. в случаях и порядке, установленных законодательством, при проведении проверки на срок, не превышающий срок ее проведения, направлять с изъятием или без изъятия игровые автоматы на техническое освидетельствование;
14. требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
15. в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее – банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;
16. в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;
17. проводить проверки фактического наличия документов и (или) имущества в кассах, помещениях, иных местах их хранения, контрольные обмеры, контрольные запуски в производство сырья и материалов, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;
18. проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, Министерства здравоохранения, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;
19. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, операций по счетам, наложение ареста на имущество проверяемого субъекта, задержание транспортных средств на время проверки, арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей, которые являются предметами нарушения законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства, опечатывание касс, помещений, мест хранения документов и (или) имущества, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены действующим законодательством.
При этом приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, а продлеваться только по решению суда.
Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие обязаны:
1. проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
2. предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
3. внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок;
4. проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
5. требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
6. производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, Министерства здравоохранения;
7. соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
8. при проведении проверки соблюдать служебную этику;
9. ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
10. заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;
11. требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
12. соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;
13. принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
14. принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;
15. передавать в порядке, установленном в пункте 76 настоящего Положения, материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;
16. вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;
17. осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.
Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе:
1. получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
2. требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
3. отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
4. не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок (журнал производства работ);
5. не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
7. заявить отвод эксперту, специалисту;
8. просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
9. представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
10. присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
11. знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
12. указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
13. требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;
14. получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт – в случае его составления;
15. обжаловать в соответствии с действующим законодательством решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.
Проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера обязаны:
1. выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок;
2. обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
3. обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
4. обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;
5. обеспечить возможность осуществления отбора проб и образцов, проведения испытаний, технических освидетельствований;
6. изготавливать в случаях, предусмотренных действующим законодательством, за свой счет копии изымаемых документов;
7. возмещать в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, затраты, связанные с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований и экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, а также стоимость израсходованных проб и образцов;
8. содействовать проверяющим в проведении проверки;
9. давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
10. являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия;
11. представить проверяющему затребованные у них в соответствии с действующим законодательством информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
12. предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;
13. принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам.
Материально ответственные лица проверяемого субъекта обязаны присутствовать при проверке вверенных им ценностей, контрольных запусках в производство сырья и материалов, а также при других действиях по проверке в отношении проверяемого субъекта.
При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица при проверке вверенных ему ценностей и других действиях проверяющий вправе провести такие действия без участия указанного лица с привлечением работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) с участием не менее двух понятых. Лица, присутствующие при проведении проверки, также подписывают документы, составленные по ее результатам.
Контролирующие (надзорные) органы при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим направлениям:
определение вопросов, подлежащих проверке, сроков проведения плановых проверок;
проведение совместных проверок в целях координации действий, направленных на сокращение числа проверок в отношении проверяемых субъектов;
обмен информацией о результатах проводимых проверок;
работа по совершенствованию форм и методов контрольной (надзорной) деятельности.