Внутренние документы о комплаенсе. Торговые (коммерческие) политики.




Антимонопольный аудит. Этапы внедрения антимонопольного комплаенса.

Антимонопольный аудит представляет собой комплексную проверку деятельности хозяйствующего субъекта на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, законодательства о государственном регулировании торговой деятельности, законодательства о рекламе, законодательства о закупках товаров и иного законодательства, применение которого находится в сфере компетенции ФАС России.

 

В рамках антимонопольного аудита исследуются:

 особенности соответствующих товарных рынков;

 взаимоотношения с коммерческими партнерами и потребителями;

 коммерческая политика, включая вопросы ценообразования;

 локальные акты, договоры и иные соглашения, переписка, закупочные процедуры;

 прошедшие и текущие споры (с антимонопольным органом, с потребителями и др.)

 общественная и иная публичная деятельность.

 

Проведение антимонопольного аудита позволяет выявить нарушения антимонопольного и смежного законодательства, комплексно оценить возможные антимонопольные риски компании, а также выработать конкретные и действенные меры по их устранению.

 

 

Этапы внедрения антимонопольного комплаенса:

1. Издание акта об антимонопольном комплаенсе

2. Создание уполномоченного подразделения (должностного лица)

3. Оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства

4. Разработка «дорожных карт»:

Включает в себя этапы, конкретные мероприятия, сроки, ответственных за их реализацию и способы изменения результата разработки и внедрения системы на каждом этапе, с учетом существующей в хозяйствующем субъекте системы управления рисками и обеспечивающую интеграцию в текущие бизнес-процессы

5. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса

Внутренние документы о комплаенсе. Торговые (коммерческие) политики.

Во избежание преследования со стороны антимонопольных органов ФАС России рекомендует хозяйствующим субъектам соотнести свою деятельность с нормами антимонопольного законодательства, определить товарные рынки, потенциально являющиеся неконкурентными, разработать и внедрить внутренний документ (торговую политику) по отбору контрагентов, взаимодействию с ними, а также прекращению работы с контрагентами.

Антимонопольная политика - основной локальный акт общекорпоративного значения, включающая комплекс мероприятий и процедур по предупреждению рисков.

По рекомендациям ФАС в торговую политику следует включить:

 

- Определение товарного рынка (Для этого необходимо определить занимаемые доли товарных рынков, на которых действует хозяйствующий субъект.

- Выбор контрагента и работа с ним (критерии отбора контрагентов, порядок проведения проверки (описание процессов), обуславливающий принятие решений, перечень и полномочия лиц, участвующих в процедурах одобрения или отказа от коммерческих отношений, лиц, принимающих такие решения, сроки и порядок рассмотрения заявок контрагентов (потенциальных контрагентов), а также условий сотрудничества с контрагентами, определяющими стоимость товара, объем поставок, условия оплаты, скидки, премии и прочее. Любая торговая политика помимо перечисленного выше, должна включать в себя стандартный (типовой) договор со всеми существенными условиями договора (шаблон которого находится в свободном доступе в телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа всех потенциальных и действующих контрагентов), форму заявки контрагента (потенциального контрагента).

(Отбор контрагента представляет собой процесс проверки хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, потенциального контрагента установленным в документе (торговой политике) требованиям.

Критериями отбора контрагентов могут быть, в том числе:

- наличие регистрации в качестве юридического лица (индивидуального

предпринимателя);

- отсутствие задолженности по налогам и сборам;

- отсутствие процедуры ликвидации или банкротства контрагента;

- деятельность контрагента не приостановлена;

- наличие у контрагента необходимых лицензий;

- отсутствие судимости и уголовного преследования у лиц, занимающих

руководящие должности контрагента и его учредителей;

- отсутствие среди лиц, занимающих руководящие должности контрагента и

его учредителей, а также членов их семей, - лиц, замещающие государственные

должности, и имеющие конфликт интересов;

- иные объективные критерии.

 

Хозяйствующему субъекту, занимающего доминирующее положение, при выполнении порядков, описанных в настоящих рекомендаций, важно документировать каждый этап процесса. Кроме того, необходимо обращать особое внимание на обязательную регистрацию входящей и исходящей корреспонденции, с указанием корреспондента, темы и реквизитов писем, краткого содержания.

 

- Прекращение работы с контрагентами (Порядок и основания прекращения работы хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, с контрагентом должен быть детально прописан в соответствующем документе (торговой политике). Перечень оснований должен быть исчерпывающим, обоснования четко сформулированными, однозначно толковаться.

 

!!! Дифференцированное применение торговой политики или ее отдельных положений при отборе потенциальных контрагентов или при работе с действующими контрагентами имеет признаки создания дискриминационных условий.

Внутренние документы об антимонопольном комплаенсе (локальные нормативные акты, трудовые договоры, гражданско-правовые договоры и другие). Правовой режим внутренних актов об антимонопольном комплаенсе.

Формирование и детальное регулирование антимонопольного комплаенса должно определяться самой компанией с учетом специфики бизнеса и внутренней организационной структуры. В то же время в Законе установлены обязательные элементы антимонопольного комплаенса, которые в совокупности должны содержать внутренние акты хозяйствующих субъектов.

К таким элементам относятся:

1. порядок проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью компании;

2. меры, направленные на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства;

3. меры, направленные на осуществление контроля за функционированием системы антимонопольного комплаенса;

4. порядок ознакомления работников с внутренними актами;

5. информация о должностном лице, ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса.

Помимо перечисленного набора обязательных элементов компания вправе предусмотреть иные требования к системе антимонопольного комплаенса.

Закон предусматривает необходимость опубликования акта (актов), регулирующего антимонопольный комплаенс, на сайте компании в сети Интернет. Указанная информация размещается на русском языке.

 

Утверждение и внедрение системы антимонопольного комплаенса происходит по средствам разработки:

Антимонопольной политики, Положения о Комитете по комплаенсу, Положения о порядке проведения внутренних антимонопольных рисков расследований соблюдения комплаенс – политики, Регламент взаимодействия ответственных работников организации по исполнению комплаенс – политики и подготовке отчета о реализации антимонопольной политики за отчетный период.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: