Проблемы возрастных групп и пути их решения




· Младенчество и раннее детство (от рождения до 3 лет)

Проблема Пути преодоления
1. Кризис новорожденности. Первый кризис и переломный момент в жизни ребенка, переход с биологического к социальному типу развития. Создание комфортные условий для ребенка, облегчающих переживание кризиса новорожденности.
2. Рудиментарное состояние психической жизни новорожденного. Проблема представляет собой недифференцированные, нерасчлененные переживания (аффект, влечения, ощущения). Ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом. В связи с обобщенной картиной мира, ребенок искаженно воспринимает действительность, окружающую его. Выделяет чувственный тон происходящего. Именно по этой причине необходимо создать атмосферу комфорта и спокойствия в семье, благодаря чему будет происходить правильное становление индивидуальной психической жизни новорожденного.
3. Кризис 1-го года(становление ходьбы, становление речи, гипобулические реакции). Источником аффективных вспышек ребенка нередко выступает отказ взрослого или непонимание детских желаний. Своеобразная ситуация развития в младенчестве приводит к потребности в общении, поскольку ребенок данного возрастного периода может действовать только через других. Однако этот возраст характеризуется тем, что у ребенка еще нет речи – основного средства общения. Кризис одного года внешне выражается как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых, происходит так называемый всплеск самостоятельности. Ребенок овладевает ползанием, затем ходьбой. Стремление к самостоятельности почти всегда встречает отпор со стороны взрослых, поскольку многие действия ребенка могут причинить вред ему самому или окружающим, т. е. со стороны взрослых вынужденно возникает запрет. Ситуация кризиса заставляет взрослых перестраивать свои отношения с младенцем, расширять поле безопасного действования ребенка, обогащая его предметную среду и репертуар своих взаимодействий с ребенком.
4. Недостаток непосредственно-эмоционального общения.Дефицит общения в этот период ведет к так называемому эффекту госпитализма, задержке физического и психического развития детей, появлению различных нарушений поведения. В условиях госпитализма, несмотря на хороший уход и питание, наблюдается замедление эмоционального и речевого развития ребенка, задержка развития познавательных функций. Решение проблемы состоит в построении теплых отношений с матерью, достатке общения и внимания к ребенку. Надежная привязанность младенца к матери или к другому взрослому, заботящемуся о нем, является основой его дальнейшего развития. Нарушение чувства привязанности имеет отрицательные последствия для всего дальнейшего психического развития ребенка, создает основу для развития невротической личности, появления психических заболеваний.
5. Замедленный темп развития речи у детей.Процесс овладения речью является результатом сложного взаимодействия общих когнитивных способностей ребенка, его специальных лингвистических способностей и речевого опыта. Для когнитивного развития в младенчестве необходима благоприятная среда: отзывчивые близкие взрослые, обогащающая стимуляция, способствующие активным действиям младенца и поощряющие его исследовательскую активность. В ином случае развитие ребенка характеризуется значительным отставанием в физическом и психологическом планах. Однако чрезмерная стимуляция, превышающая способность младенца справиться с возбуждением, также является неблагоприятной для его развития. Попытки загрузить маленьких детей стимуляцией, к которой они не готовы, могут вызвать отчуждение, угрожающее спонтанному интересу к познанию.

· Дошкольный возраст, игровой (от 3 до 6 лет).

Проблема Пути преодоления
1. Кризис 3-х лет.Выражается в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии, обесценивании взрослых и деспотизме. В раннем возрасте ребенок строит свое действие по образцу действия взрослого, его действие вплетено в ситуацию совместной деятельности со взрослым, но к трем годам ребенок открывает свое действие как личное, возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, желаниям взрослых и даже вопреки собственной пользе. Необходимо найти точки соприкосновения родителя и ребенка, продолжить вырабатывать тактику поведения и воспитания: замечать и отмечать достижения ребенка, не игнорировать его успехи, регулировать повышенную обидчивость и чувственность.
2. Определение места ребенка в социуме.Является логическим продолжением кризиса 3-х лет. Ребенок начинает отделять свою деятельность и самого себя от взрослых. Взрослый, его функции и отношения впервые выделяются ребенком как особые объекты, интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей. Поведение ребенка опосредствуется образом взрослого и его действий. Это новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, характеризует социальную ситуацию развития дошкольного периода, а, следовательно, служит основой всех новообразований в личности ребенка дошкольного возраста. Со стороны родителей и педагогов необходимо доведение до ребенка той информации, которая будет полезна ему в развитии. Помощь в самоопределении и формировании личности ребенка.
3. Формирование различных страхов. Интерес к беспокойству ребенка, помощь в преодолении ситуаций, вызывающих дискомфорт. Наблюдение за тем, как ребенок проявляет свои страхи и как пытается с ними бороться. Формируется активная поддержка ребенка.
4. Интерес к биологической сущности человека, не находящих откликов со стороны взрослых. Поддержка ребенка и корректное объяснение различных биологических процессов, происходящих в организме человека.
5. Проблема личностного развития.Формируется моральное развитие дошкольника, произвольное поведение, определение своего места в системе социальных отношений. В течение дошкольного возраста ребенок не только усваивает стандарты поведения и оценок, т. е. критерии, определяющие желательность или нежелательность действий и их результатов, но и способен ориентироваться на них при самооценивании. Педагоги и родители должны помочь сформировать ребенку правильную систему оценивания себя и своих поступков. Кроме того, в этот период на основе разговоров с родителями о прошлом, в которых они сообщают детям большое количество описательной и оценочной информации, относящихся к их «Я», формируется автобиографическая память. Эта личная история жизни является источником развития запоминаемого «Я», т. е. более или менее устойчивого и согласованного образа «Я»

· Школьный возраст (от 6 до 12 лет)

Проблема Пути решения
1. Кризис семи лет.Происходит утрата детской непосредственности и наивности; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, каким был до этого, появляется «несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение».[Выготский]. Происходит дифференциация внутренней и внешней стороны личности ребенка. Во-первых, выделяются отношения к правилу, заданному взрослому (ребенок, нарушая правила, начинает осознавать их); во-вторых, возникают самостоятельно организованные самим ребенком действия, в которых взрослый выступает как эксперт. Таким образом, симптомы кризиса семи лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось стремление к общественно значимой деятельности, к занятию значимой социальной позиции и ребенок уже способен к деловому сотрудничеству. Задача взрослого на этом периоде развития – направить ребенка таким образом, что он максимально реализовал свою психологическую, мотивационную, интеллектуальную, волевую готовность к процессу обучения.
2. Резкое изменение социальной ситуации развития ребенка.Переход ребенка из дошкольного этапа в младший школьныйтребует периода адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Его успешность зависит от психологической готовности ребенка к школьному обучению, от семейной ситуации и от отношений в системе «учитель – ребенок». Родителям нельзя «бросить» ребенка, рассчитывая, что он полностью самостоятельно справится с ситуацией освоения требований школьной системы и учебной деятельности, но вредна и другая крайность – подавление самостоятельности ребенка, выполнение всех учебных требований за него. Родительская поддержка может быть оказана в форме повышенного интереса к правилам и требованиям школьной жизни; в том, чтобы научить ребенка собирать портфель, вовремя садиться за уроки, не отвлекаться во время выполнения домашних заданий, самостоятельно контролировать правильность выполнения тех или иных заданий. Учителям и родителям следует исключить эмоциональный шантаж, если у ребенка что-то не ладится в учебной деятельности, исключить естественные оценочные реакции.
3. Проблема когнитивного развития.Младшие школьники, неспособные к учению, не справляются с тем, что другим детям в классе дается более или менее легко. Это приводит к тому, что эти дети постоянно переживают неуспех в учебной деятельности, что обусловливает неблагополучие отношений в системе «ребенок – учитель», а это, в свою очередь, может негативно влиять на отношение к ним родителей и сверстников. Неспособные к учению дети нередко переживают эмоциональное неблагополучие, что ведет к формированию неуверенности в себе, робости, замкнутости или, наоборот, несдержанности, раздражительности, хвастливости и т. д.Эти дети нуждаются не только в особом внимании и поддержке, но и в организации специальной коррекционно-обучающей работы. Как ни странно, одаренные дети, опережающие своих сверстников по уровню умственного развития, также могут испытывать трудности в учебной деятельности, которые должны быть приняты во внимание родителями и педагогами.
4. Проблема одаренности.Одаренные школьники уже в начале обучения отличаются рядом личностных особенностей.Для значительной части одаренных детей характерен перфекционизм, т. е. стремление добиться совершенства в том, что они делают. Вполне закономерно, что и самооценка у таких детей весьма высокая, хотя иногда может отличаться некоторой противоречивостью: при неудаче они склонны к самобичеванию и самоедству, иногда даже к депрессивным состояниям. Чрезмерная эмоциональность в сложных ситуациях проявляется зачастую в инфантильных реакциях: критические замечания могут вызвать слезы, а любой неуспех привести к отчаянию. Одаренные дети весьма чувствительны к похвале и одобрению окружающих.одним из важнейших источников трудностей одаренных школьников в обучении служит расхождение между условиями, необходимыми для проявления и развития разных граней одаренности, и предлагаемой конкретной структурой образования. Достижение этого соответствия могут обеспечить специально создаваемые программы обучения и поддержки детей с разными видами одаренности, многие из которых уже доказали свою эффективность
5. Проблемы личностного развития.В этом возрасте развиваются личностная рефлексия, самопознание и самооценка. Ребенок должен научиться критически оценивать информацию о себе и оценивать себя, исходя из своих предрасположенностей, что следует поддерживать родителям.

 

· Юность (от 12 до 18 лет)

Проблема Пути решения
1. Подростковый кризис. Рефлексивное отношение к своим возможностям и способностям в учебной деятельности переносится в сферу самосознания, обусловливая восприятие себя «уже не как ребенка». Беседы ребенка со взрослыми, при необходимости с узким специалистом – детским психологом, для выявления конкретной проблемы. Педагогу и родителям необходимо направить рефлексивные настроения ребенка в позитивное русло.
2. Проблема пубертатного периода. В этот период происходят быстрые изменения в размерах и пропорциях тела, повышение количества жировых отложений и мышечной массы, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, кардинальные изменения отмечаются во всех органах и системах организма. Физические изменения сопровождаются сравниваем себя со сверстниками и идеалом. На данном этапе важное значение имеет формирование правильной самооценки, которая позволит избежать перенесения проблем физического развития в психологическую сферу. Характерны перепады настроения в связи с гормональными изменениями, которыми подросток должен научиться руководить. Со стороны родителей важно выражение поддержки и корректное объяснение физических изменений в организме.
3. Проблема взаимоотношений подростка со взрослыми. Необходимо исключить неготовность родителей принять изменения в развитии своих детей, авторитарный стиль воспитания и общения с подростком. Неудовлетворение родителями потребностей ребенка, в первую очередь в безусловной любви, понимании, защите также негативно сказывается на взаимоотношениях. Теплота, поддерживающие детско-родительские отношения, позволяющие подростку исследовать социальные роли и представления, способствуют развитию автономии, которая, в свою очередь, прогнозирует формирование высокой самооценки, уверенности в себе, хорошей академической успеваемости.
4. Проблема снижения успеваемости.При переходе в средние классы успеваемость подростков снижается Многие подростки демонстрируют снижение мотивации учения. Испытывающие стресс подростки, у которых резко снижается школьная успеваемость, часто отличаются низкой самооценкой, отсутствием мотивации и стремления к достижениям. Решение данной проблемы состоит в выявлении проблемы снижения успеваемости и работы с ней. Для подростка в этот период необходимо поддерживать интерес к учебе личным интересом и заинтересованностью в результате.
5. Чрезмерное увлечение или отсутствие интереса. Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечений, когда они приобретают чрезмерный характер. Примером этого служат различные фанаты спортивных клубов, музыкантов, артистов и т. д. Другая крайность – полное отсутствие интересов: подростку становится неинтересным то, что его увлекало раньше, а новые интересы не появляются. Он либо слоняется без дела, либо смотрит часами телевизор или играет в компьютерные игры, либо стремится в группу сверстников, которые только праздно шатаются, не в силах себя чем-либо занять. Эти подростки с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия» составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок, поэтому они нуждаются в особом внимании педагогов и психологов.

· Молодость (от 18 до 44 лет)

Проблема Пути решения
1. Кризис юности.В связи с отсутствием опыта и упорным сопротивлением реальности возникает дефицит чувства реальности, приводящий к тому, что любой приговор выносится безапелляционно и отвергается любой компромисс. Отсюда склонность к скоропалительным решениям в суждениях и поведении Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку, только задерживает развитие. Молодые люди, которые достойно принимают кризис, т. е. не уходят от вопросов: «Кто я?», «Как мне воплотить мои мечты?», «Какой путь выбрать?», «Куда я иду?», «Кто может мне помочь?», «Как добиться цели?» – обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой.
2. Создание семьи.Для человека периода ранней взрослости остро стоит проблема преодоления усвоенного в родительской семье наследия, что связано либо с устаревшим и по этому неадекватным опытом родителей, либо с травмирующим эффектом прошлого. Целью переосмысления сложившегося опыта, освобождением от родительских директив может быть стремление приблизиться к самому себе, выбор собственного способа жизни. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них – адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. Процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, взаимной сексуальной адаптации супругов, решение проблемы жилища и приобретения совместного имущества, сближение точек зрения, ценностных ориентаций, представлений, привычек супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. На данном этапе важна «командная» работа супругов.
3. Переход к родительству.Рождение ребенка ставит взрослого человека перед необходимостью освоения новой социальной позиции – позиции родителя. Материнство и отцовство – это одна из главных ролей женщины и мужчины и очень важный аспект идентичности взрослого человека. Родительство требует существенных перемен и ограничений в личной жизни, освоения новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца, возлагает на них ответственность и наделяет новым социальным статусом. Для молодых родителей необходима работа над следующими качествами: ответственность[АР1], забота, руководство, поддержка, эмоциональное принятие ребенка.
4. Кризис профессионального развития и роста.Заключается в несовпадении профессиональных ожиданий и реальной ситуации. В основе проблем и кризисов профессионального развития лежат противоречия между сложившимися представлениями о профессии и себе в ней и реальностью (профессиональные функции, рабочее место и т. п.). Человеку необходимо четко обозначить свои планы профессионального роста и профессиональной карьеры и сопоставить с собственными возможностями. Это позволить либо наметить план продвижения по карьерной лестнице, либо осознать максимальные перспективы в определённой сфере и не завышать своих ожиданий. Необходимо провести собственную оценку эффективности своей профессиональной деятельности и сопоставить с оценкой окружающих.
5. Кризис молодости.Несмотря на то что человек относительно доволен жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что какие-то вещи переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь разваливается. Подводятся первые итоги и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов. Появляется стремление начать все сначала в 30 лет, причем изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства. Лейтмотив этого кризиса – побег. Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Задача данного кризиса – коррекция жизненного плана. Должен быть сделан новый выбор или проанализирован и подтвержден прежний; необходимо превратить свою мечту в определенные цели или отказаться от нее и заменить новой; должны измениться или углубиться внутренние ориентиры, принятие тех частей «Я», которые были оставлены без внимания в 20 лет; необходима духовная работа по осознанию своего призвания и места в жизни.

· Средний возраст (от 45 до 59 лет)

Проблема Пути решения
1. Кризис взрослости. Происходит освобождение от иллюзий, осознание того, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни. В этот период человек энергично ищет правду о себе, чтобы увидеть мир в правильной перспективе.
2. Кризис зрелости (55–60 лет).Этот критический период характеризуется как время подведения итогов, которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы.Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что не имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию и ограничению. Начинает ухудшаться здоровье, становится меньше сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании и внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в 55–60 лет субъективно не ощущает себя старым.
3. Эмоциональное обеднение. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям ведет к застою. Особенно важна эмоциональная гибкость по отношению к подрастающим детям, их друзьям и семьям, а также тогда, когда рушится собственная семья, уходят друзья и старые интересы перестают быть сосредоточием жизни. С эмоциональным обеднением можно бороться таким способами, как открытость новому, выстраивание новых отношений.
4. Интеллектуальная ригидность. Среди людей среднего возраста существует известная тенденция к растущей ригидности во взглядах и действиях, что делает их закрытыми для новых идей. Эта умственная жесткость должна быть преодолена, либо она перерастает в нетерпимость, приводит к неспособности творчески решать проблемы. Необходимо вырабатывать у себя открытость новому опыту и новым взаимоотношениям.
5. Ухудшение основных физических характеристик, развитие заболеваний. Гиподинамия (недостаток движения), неправильное питание, психоэмоциональное напряжение и вредные привычки наиболее распространены среди людей среднего возраста. В связи с этим происходит ухудшение физического состояния человека и развитие различных заболеваний. Способ борьбы заключается в двигательной активности, правильном питании и исключении вредных привычек и стрессовых ситуаций.

· Пожилой возраст (от 60 лет до 74)

Проблема Пути решения
1. Выход на пенсию.Это влечет за собой резкое изменение жизненного стереотипа, поскольку изменяются стиль и образ жизни, сужается привычный круг общения, появляется избыток свободного времени, уменьшается материальный достаток, происходит утрата прежнего статуса и социальных ролей. Пожилой человек должен суметь адаптироваться к новым жизненным условиям тогда, когда ему труднее приспособиться к вынужденным переменам, да еще на фоне снижения физических сил и ухудшения здоровья. Особенно тяжело адаптация к выходу на пенсию проходит у тех, чья идентичность тесно связана с профессиональной ролью.
2. Проблема здоровья. Для того, чтоб избежать проблем со здоровьем необходимо регулярное посещение медицинских учреждений. Также важны занятия различными формами физической активности (гимнастика, фитнес, йога, ходьба), профилактика заболеваний, правильное питание.
3. Психический упадок.Выражается в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости, снижении инициативы и внутренних побуждений. Психический упадок является отражением общего процесса инволюции, определяемый возрастными изменениями в высшей нервной деятельности, однако время его проявления, скорость развития, тяжесть и глубина различны. Укрепление физического здоровья, излечение от соматических болезней быстро ведут к оживлению психической жизни в позднем возрасте. Также важно сохранение оптимистичного взгляда на жизнь в периоде поздней взрослости.
4. Одиночество в старости. Переживание одиночества – индивидуальное чувство, и проявляется оно двояко: как тягостное ощущение нарастающего отчуждения от окружающих, разрыв с ними или как тенденция отгородиться от окружающих, как стремление к уединению, обеспечивающее независимость. Если одиночество тяготит человека, возможен поиск новых знакомых через различные спортивные или интеллектуальные клубы для людей старшего возраста и т.д.
5. Возникающие финансовые трудности Пути решения в помощи со стороны близких людей, детей, внуков. В связи с выходом на пенсию основной заработок человека теряется, а выплачиваемая пенсия, как правило, не сопоставима по размерам с потерянным доходом.

· Старческий возраст (75 – 90 лет)

Проблема Пути решения
1. Проблема здоровья. Для того, чтоб избежать проблем со здоровьем необходимо регулярное посещение медицинских учреждений. Также важны занятия различными формами физической активности (гимнастика, фитнес, йога, ходьба), профилактика заболеваний, правильное питание.
2. Одиночество в старости. Переживание одиночества – индивидуальное чувство, и проявляется оно двояко: как тягостное ощущение нарастающего отчуждения от окружающих, разрыв с ними или как тенденция отгородиться от окружающих, как стремление к уединению, обеспечивающее независимость. Если одиночество тяготит человека, возможен поиск новых знакомых через различные спортивные или интеллектуальные клубы для людей старшего возраста и т.д.
3. Сенильная деменция. Выражается в том, что пожилые плохо понимают абстракции, их мыслительные процессы отличает медлительность, они плохо помнят недавние события, у них бывают признаки спутанности сознания, провалов в памяти и дезориентации, их внутренний мир сжимается, и они не могут нормально думать, действовать, общаться с людьми.   Во-первых, важна ранняя диагностика данного заболевания. Возраст, несомненно, является фактором риска. Во-вторых, необходимо поддерживать здоровье сердечно-сосудистой системы, которая обеспечивает правильную работу мозга. Существуют разнообразные способы предотвращения деменции: ведение дневника, чтение, двигательная активность.
4. Социальная адаптация Одиночество — это социально-психологическое состояние, которое возникает вследствие того, что у человека сужается или совсем отсутствует круг общения. У пожилых людей теряются деловые связи. Они могут прекратить общаться с друзьями и приятелями по причине длительной болезни. Их близкие умирают. Смерть одного из супругов является одной из самых основных причин одиночества. Пути решения заключаются в поиске партнера, более часто посещение общественных мест, увеличении частоты контактов с более младшими членами семьи.
5. Позиция враждебности к себе и своей жизни.Пожилые люди очень пассивны, безынициативны, имеют склонность к депрессиям. Они чувствуют себя ненужными, одинокими. Пожилому человек нужно: общаться, независимо от того, работает он или нет; не поддаваться бездеятельности, апатии; не настраивать себя на негатив; ухаживать за собой, за близкими людьми, помогать другим. Это дает ощущение собственной важности, полезности.

 

[АР1]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: