ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО




СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫК МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) требует пересмотра устоявшихся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.

Система условий реализации ФГОС ДО раскрывается в качестве ключевой предпосылки формирования интеллектуальных, физических и личностных качеств развития детей дошкольного возраста, а также направленности организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

Зона ближайшего развития (понятие, введенное Л.С. Выготским) характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач [2].

Суть образовательного стандарта – детоцентризм (стиль воспитания, в основе которого лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению) и как следствие учет зоны ближайшего развития, работы с разумным опережением, но ни в коем случае не искусственное ускорение [1].

Новые требования актуализировали пересмотр основных принципов и подходов к организации образовательного процесса в ДО:

1) полноценное проживание ребенком дошкольного возраста, обогащение

(амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальныхособенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится активным субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенкаполноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности художественно-эстетического развития;

5) сотрудничество педагогов с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действийребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.[1].

Понятие «amplification» в переводе с английского языка - «сильное увеличение, мощное усиление». Основу теории амплификации детского развитиясоставляют выводы ученых о том, что самостоятельное и автономное развитие взаимосвязаны и являются результатом получения общественного опыта во время собственной деятельности каждого ребенка и его общения с окружающим миром. Амплификация детского развития - это обогащение развития ребенка как личности, предполагающее ускоренное развитие малыша, за счет развития у него тех психических качеств, которые характерны для более позднего возраста [4].

В современных условиях концепция амплификации детского развития предполагает умение взрослых (педагогов и родителей) максимально использовать возможности каждого возраста ребенка для его полноценного психического и нравственного развития, что определяется необходимостью наиболее широкого развертывания, а также обогащения содержания присущих детям форм игровой и практической деятельности.

Таким образом, амплификация детского развития заключена в отдельных психических функциях при взаимодействии с играми и предметноразвивающим сектором. Психические новообразования рождаются и формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими людьми [4].

Для осуществления эффективного музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО становится актуальным и необходимым обновление целевых ориентиров учебной программы в образовательной области «Музыка», направленной на решение задач развивающего характера, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности детей в доступных формах.

В соответствии с требованиями времени и спецификой развития детей дошкольного возраста образовательный процесс базируется на дифференцированном и личностно ориентированном подходах.

Педагогическая необходимость в реализации дифференцированного подхода в процессе обучения обусловлена многими факторами: - заинтересованностью общества в создании оптимальных условий для выявления и реализации задатков и способностей каждого ребенка с максимальным использованием его потенциальных возможностей;

- противоречием между традиционными коллективными формами образования и индивидуальным характером условия программного материала; - явно выраженными различиями в условиях сформированности познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста (неравномерный характер развития)[3].

Дифференцированный подход в музыкальном воспитании дошкольников это создание оптимальных педагогических условий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, приобретения ими определенных, специфических знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей, а так же организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы; и предполагает разделение детей на подгруппы, в которых содержание образования, методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи [5].

В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.

Дифференцированный подход в музыкальном воспитании позволяет успешно решать следующие задачи:

• формирование музыкально-сенсорных способностей;

• выработка сосредоточенности, слухового внимания и анализа;

• развитие музыкального слуха (умение сопоставлять, сравнивать, различать звуки по высоте, силе, длительности);

• оказание помощи в овладении вокально-слуховой координацией, в восприятии и воспроизведении метроритма, ритмического рисунка/

Маркова Светлана Николаевна в своей работе раскрыла понятия индивидуального и дифференцированного подходов в обучении, описала теоретические основы этих подходов, дала их сравнение. Этой проблеме уделяли внимание А.Я. Коменский, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, Ш.Х.

Блонский, А. А. Кирсанов, Я.И. Ковальчук и др.

Таким образом, дифференцированный и индивидуальный подходы при организации образовательной деятельности с детьми в условиях дошкольной организации позволяют педагогическому коллективу обеспечивать современное качество образования в результате всестороннего изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников, их интересов, способностей.

Литература

1. Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т. А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2007.

3. Жигалик М. А. Журнал Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Выпуск№ 79 / 2014.

4. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: Тезисы докладов. - М., 1948. С. 73-76.

5. Макаренко Н.А. Дифференцированный подход к обучению. НАУКОГРАД электронное периодическое издание 1/2013.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: