ХАДИС ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ 5 глава




Поистине, Он – Щедрый!

ХАДИС ТРИНАДЦАТЫЙ

Стремление к благому

عن أبي موسى رضيَ اللّهُ عنهُ قال: كانَ رسولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم إذا جاءه السائلُ أو طُلبَتْ إليه حاجةٌ قال: ] اشفَعوا تُؤْجَروا ، ويَقضِي اللّهُ على لسان نبيِّهِ ما شاءَ .

Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передал, что, когда к посланнику Алаха, , приходил человек, просивший чего-либо для себя или для других, он всегда говорил (тем, кто у него находился): «Ходатайствуйте (за просящих), [36] и вы получите на­граду, а Аллах объявит об угодном Ему решении через Своего пророка». Аль-Бухари и Муслим.

Этот полезнейший хадис заключает в себе одну из важных ос­нов религии. В нём говорится о том, что рабу следует стремиться к совершению благих дел независимо от того, осуществится ли же­лаемое полностью или частично или из этого вообще ничего не получится, и это подобно ходатайству за нуждающихся в чём-либо перед владыками и влиятельными лицами. Многие люди отказы­ваются от подобных действий, если не знают, будет ли принято их ходатайство, тем самым лишая себя великого блага, которое они могли бы получить от Аллаха, а своего брата – того благодеяния, которое мог бы оказать ему ходатай. Вот почему пророк, , повелевал своим сподвижникам помогать нуждающимся посредст­вом ходатайства за них, тем самым побуждая их добиваться награ­ды Аллаха, ведь он сказал: «Ходатайствуйте, и вы получите на­граду…» Аллах любит благое и угодное Ему ходатайство [37], ведь Всевышний сказал:

{Тому, кто заступится хорошим заступничеством, будет от него удел.} “Женщины”, 85.

Стремясь получить свою награду, ходатай в то же время стре­мится и оказать благодеяние своему брату, так как в случае успеха получится, что он сделал ему добро.

Кроме того, часто бывает так, что ходатайство человека стано­вится причиной полного или частичного удовлетворения желаний того, за кого он ходатайствует, а стремление к совершению благого, которое может осуществиться или не осуществиться, является оче­видным благом, приучает души оказывать другим людям помощь в благих делах и готовит почву для такого заступничества, которое будет принято, на что, по меньшей мере, можно надеяться.

Ходатайство приносит пользу, ибо говорит о стремлении к из­бавлению от всего, что приводит людей к отчаянию, ведь поиски и стремление свидетельствуют о надежде и желании добиться жела­емого, тогда как обратное свидетельствует об обратном. В этом хадисе указывается на то, что желательно направлять людей к со­вершению благого. Кроме того, в нём говорится, что заступниче­ство не обязательно будет принято, поскольку это может произой­ти лишь в том случае, если ходатайствуют с целью удовлетворе­ния законных прав тех, за кого просят, ибо эти права должны со­блюдаться и без заступничества; если же с заступничеством в по­добных случаях обращаются, то удовлетворение таких прав стано­вится еще более обязательным.

В этом хадисе имеется указание также и на милосердие проро­ка, , стремившегося к тому, чтобы члены его общины при­ходили к благу самыми разными путями. И это – лишь один из многих тысяч примеров, свидетельствующих о милосердии и со­страдательности пророка, , ибо только благодаря его учас­тию, наставлениям и руководству исламская община смогла обрес­ти всё благое и полезное для себя во всех отношениях, а помимо этого он ещё и направлял членов этой общины к отражению все­возможных проявлений зла и всего того, что могло бы нанести им вред. Он довёл до сведения людей всё, что было ему поручено, вы­полнив возложенную на него миссию, и дал необходимые настав­ления своей общине. Да пребудут с ним, его семейством и его сподвижниками благословения Аллаха, мир и благодать!

Теперь о том, что касается слов пророка, : «…и пусть Ал­лах через своего посланника объявит об угодном Ему реше­нии».

Решение [38] Всевышнего, имеющее отношение к предопределе­нию [39], бывает двух видов. Первое охватывает собой не только всё благо и всё зло, все проявления покорности и ослушания, но и во­обще всё то, что было и будет. Что же касается второго, то оно но­сит более ограниченный характер и имеет отношение к предопре­делению в сфере религиозных дел. Это касается лишь того, что любит Аллах, и о чём Он объявляет через Своего пророка, так как этот пророк, , был Его рабом и посланником, и полностью соотвествовал тому, чего требовало положение раба Аллаха, дос­тигшего высшей ступени в качестве Его посланника. Это значит, что все его слова, дела, наставления и проявления нравственных качеств являлись служением Аллаху, и имели отношение к тому, что любит Аллах Всевышний. И что бы из дозволенного ни со­вершил пророк, , за это его обязательно ждёт награда и воздаяние, не говоря уже о том, что было ему повелено. Таково положение раба, являющегося посланником, которое он, , сам избрал для себя, когда ему было предложено на выбор быть посланником и ангелом или же посланником и рабом, поскольку последнее является высшей ступенью. [40]

 

ХАДИС ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ

Воздаяние соответствует проступку

عن أَبي صِرْمَةَ رضي الله عنه أَنّ رَسُولَ الله صلى الله عليه وسلم قالَ: ] مَنْ ضَارَّ ضَارَّ اللهُ به ، وَمَنْ شَاقَّ شَاقَّ اللهُ عليه .

Сообщается, что Абу Сирма, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Тому, кто старается на­носить вред (другим), Аллах (тоже) нанесёт вред, и для того, кто станет создавать трудности для других, Аллах (тоже) соз­даст трудности».

Ахмад, Абу дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Дулаби, ат-Табарани, аль-Байхаки, Ибн аль- Асир и аль-Мази.

Этот хадис является указанием на две основы из числа основ шариата.

Суть первой состоит в том, что в силу достохвального и муд­рого установления Аллаха воздаяние за добро, равно как и за зло, будет соответствовать поступку. Так, Аллах будет любить совершающего то, что Он любит, а того, кто совершает ненави­стное Аллаху, Он возненавидит; тому, кто облегчит положение мусульманина, Аллах облегчит его собственное положение в обоих мирах; того, кто избавит верующего от одной из печалей в мире этом, Аллах избавит от одной из скорбей Дня воскресения, и Аллах будет помогать рабу в его нужде до тех пор, пока сам раб не перестанет помогать в нужде своему брату. И точно также Аллах причинит вред тому, кто станет стремиться к причинению вреда мусульманину, и перехитрит того, кто станет хитрить с Ним [41], и создаст трудности для того, кто поставит мусульманина в трудное положение, и будет поступать так во всех остальных случаях, имеющих отношение к этой основе шариата.

Суть второй основы состоит в предотвращении нанесения вре­да и умышленного причинения его другим, ибо пророк, , сказал: «Недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ) [42] » [43], что касается всех видов причинения ущерба.

Причинение вреда влечёт за собой одно из двух: либо лишение человека того, что приносит ему пользу, либо причинение ему како­го-либо вреда. Необоснованное причинение вреда людям непозво­лительно, наоборот, человек должен стремиться к тому, чтобы ни­коим образом не причинять людям вред и не наносить им обиды.

К этому имеет отношение обман и мошенничество в торговых делах, сокрытие изъянов товара, применение всевозможных уло­вок и взвинчивание цены [44], встреча каравана [45] и стремление купить, продать или сдать в аренду что бы то ни было, если раньше этим уже начал заниматься кто-то другой, что относится и ко всем ос­тальным сделкам. То же самое касается сватовства к той девушке, к которой уже посватался твой брат [46], и стремления занять ту или иную должность, если она уже занята человеком, который спосо­бен справляться со своими обязанностями, поскольку все подоб­ные действия являются не чем иным, как запретным нанесением вреда.

Аллах не благословит ни одной сделки такого рода, поскольку тому, кто наносит вред мусульманину, Аллах тоже нанесёт вред, а того, кому Он нанесёт вред, покинет благо и постигнет зло в нака­зание за то, что он приобрёл.

То же самое относится и к нанесению вреда словом и делом своему партнёру или соседу, причём человеку не позволяется де­лать со своим имуществом ничего такого, что может причинить косвенный вред его соседу, не говоря уже о нанесении ему прямо­го ущерба.

То же самое относится к нанесению ущерба должником своему заимодавцу и к его попыткам заняться тем, что может повредить заимодавцу, причём должнику не позволяется ни подавать мило­стыню за счёт долга без разрешения последнего, ни отдавать в за­лог своё имущество одному из заимодавцев в обход других, ни пе­редавать своё имущество в вакф, ни отпускать на волю рабов, если это причинит ущерб его заимодавцу, ни тратить больше необ­ходимого без его разрешения.

То же самое относится и к нанесению ущерба в завещаниях, относительно чего Всевышний сказал так:

{…после вычета по завещанию и выплаты долга, если это не приносит вреда…} “Женщины”, 12.

В данном случае имеется в виду выделение завещателем одно­му из наследников больше положенной ему доли, или, наоборот, обделение наследника, или же выделение доли тому, кто не входит в число законных наследников, с целью нанесения ущерба пос­ледним.

Точно так же во многих случаях мужу не позволяется причинять вред жене, например, намеренно поступать по отношению к ней не­справедливо для того, чтобы выплатила ему деньги при разводе [47], или вновь возвращать её к себе с целью причинения ей вреда [48], или относиться к одной из своих двух жён так, что от этого будет стра­дать другая, иначе говоря, ставить её в положение женщины, с кото­рой муж не общается, но в то же время и не разводится с ней.

То же самое относится и к несправедливым решениям, свиде­тельствам, разделам и прочим действиям, идущим на пользу од­ним людям за счёт других, так как всё это является причинением вреда, а виновный в совершении подобных действий заслуживает наказания и того, чтобы Аллах причинил вред ему самому.

В ещё большей мере это касается злословия о людях в присут­ствии лиц, наделённых властью, и правителей, когда человек подстрекает их подвергнуть кого-либо наказанию, отнять его имуще­ство или же лишить его принадлежащего ему по праву. Любой че­ловек, который поступает так, является притеснителем, и ему сле­дует ожидать наказания в обоих мирах.

К этому же имеет отношение и то, что пророк, , запре­тил больному заразной болезнью встречаться со здоровым [49], так как это может принести здоровому вред.

Кроме того, пророк, , запретил прокажённым и им подобным находиться среди людей [50].

Обо всём этом и подобном этому Аллах Всевышний сказал так:

{А те, которые причиняют обиды верующим мужчинам и женщинам, не имея на то оснований, понесут на себе бремя клеветы и явного греха}. “Сонмы”, 58.

Кроме того, пророк, , запретил пугать мусульманина, даже если это делается в шутку [51].

К этой же категории поступков относятся также высмеивание людей, издевательство над ними, злословие, задевающее их честь, и разжигание между ними розни, так как всё это является причине­нием вреда и противодействием воле Аллаха, что неизбежно вле­чёт за собой наказание.

Таким образом, смысл этого хадиса состоит в указании на то, что Аллах причинит вред тому, кто причинит его людям, и воспро­тивится тому, кто станет противиться Ему, подразумевается же в нём то, что если человек отвратит вред от мусульманина и помо­жет ему в трудном положении, то Аллах дарует ему благо и отвра­тит от него вред и всяческие напасти в качестве воздаяния за это.

 

ХАДИС ПЯТНАДЦАТЫЙ

Всеобъемлющие благие качества

عن أبي ذرٍ رضي الله عنه قالَ: قالَ رسولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم: ] اتقِّ اللّهَ حيثما كُنتَ ، واتْبَعِ السيئةَ الحسنةَ تمحُهَا ، وخالقِ الناسَ بخُلُقٍ حسنٍ 

Сообщается, что Абу Зарр аль-Гифари, да будет доволен им Ал­лах, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был; совершив дурное, сделай вслед за этим что-нибудь хорошее, и это сотрёт собой дурное, и придерживайся благо­нравия (в отношениях) с людьми». Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Хаким.

В этом великом хадисе посланник Аллаха, , говорит как о праве Аллаха, так и о правах Его рабов. Право Аллаха, которое обязаны соблюдать Его рабы, состоит в том, что им следует боять­ся Его должным образом и страшиться Его гнева и Его наказания, что выражается в отказе от запретного и выполнении обязательно­го.

Эти слова заключают в себе наказ Аллаха первым и последним [52], как заключают они в себе и наказ каждого Его посланника своему народу, ибо каждый из них говорил: “Поклоняйтесь Аллаху и бой­тесь Его!”

О качествах, которые свидетельствуют о благочестии, Аллах Всевышний сказал так:

{Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к вос­току и западу, нет, благочестие (состоит в том, чтобы) уверо­вать в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание, и в пророков, и в том, чтобы, несмотря на свою любовь к (имуществу), расходовать его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершать молитву, и давать закят; (благочестивы) верные за­ключённому ими договору и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности. Это - те, которые правдивы, и это – богобоязненные}. “Корова”, 177.

И Аллах Всевышний также сказал:

{Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спе­шите) к раю (, равному) по ширине небесам и земле и угото­ванному для богобоязненных...} “Семейство Имрана”, 133.

А затем Он упомянул о качествах, свидетельствующих о бого­боязненности. Аллах Всевышний сказал:

{…которые расходуют в богатстве и бедности, и сдержи­вают свой гнев и прощают людям (, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!} “Семейство Имрана”, 134.

Таким образом, характеризуя богобоязненных, Аллах указал, что они обладают истинной верой, с которой сообразуются их яв­ные и тайные дела, выполняют свои религиозные обязанности, со­вершая молитвы и расходуя свои средства, проявляют терпение в беде, нужде и в опасности, прощают людям, сносят причиняемые ими обиды, оказывают им благодеяния и спешат получить проще­ние и покаяться, если совершат что-нибудь неподобающее или обидят самих себя. Что же касается пророка, , то он запове­дал каждому рабу Аллаха придерживаться богобоязнености все­гда, везде и в любом положении, поскольку каждый человек край­не нуждается в благочестии и не может обойтись без него ни при каких обстоятельствах.

Однако, поскольку раб Аллаха неизбежно будет допускать те или иные упущения в том, что касается благочестия, пророк, , велел заниматься тем, благодаря чему эти упущения мож­но устранять и стирать, иными словами совершать что-то доброе после совершения дурного. Под “ добрым ” здесь подразумевается всё то, что приближает к Аллаху Всевышнему, а важнейшими из добрых дел, устраняющих дурное, являются искреннее покаяние, мольба о прощении и обращение к Аллаху, что подразумевает по­минание аллаха, любовь к Нему, страх перед Ним, надежду на Не­го и постоянное стремление к Нему и к Его милости. К числу доб­рых дел, которые искупают собой дурное, относится также уста­новленное Аллахом расходование средств и совершение молитв.

Кроме того к числу добрых дел, устраняющих собой дурное, относятся поступки тех, кто прощает людей, оказывает благодеяния не только людям, но и всем живым существам, утешает испытывающих печаль, облегчает участь окозавшихся в трудном положении и устраняет всё вредоносное, а Аллах Всевышний сказал:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: