Тема: Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.




Цель: создать условия для получения знаний обучающимися о сложном предложении как о самостоятельной единице синтаксиса.

Задачи:

Образовательные: повторить и углубить сведения о сложном предложении, известные учащимся по курсу 5—7 классов; научить определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения, различать простые и сложные предложения; составлять схемы сложных предложений.

Развивающие: развивать учебно-научную речь (устную монологическую и диалогическую); развивать навыки анализировать языковое явление на основе имеющихся теоретических компетенций; развивать аналитические способности: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету, культуру общения и учебного труда, ценностное отношение к знаниям.

Форма урока: урок открытия нового знания.

Применяемая технология: технология проблемно-диалогового обучения, информационно-коммуникативные технологии (мультимедийные).

Этапы урока деятельность преподавателя Этапы создания мини-проекта
Организационный момент    
Актуализация опорных знаний Какой раздел языка вы изучали весь 8 класс? (Синтаксис) Что это за раздел языка, что он изучает? (словосочетания, предложения, способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения) Какие предложения вы изучали? (простые и осложненные). Сегодня мы начинаем изучение сложного предложения, с ним вы будете работать целый год. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тема урока «Сложное предложение». Во время всего урока вам необходимо в программе Word составить таблицу/памятку/брошюру/презентацию, которая будет называться «Отличия простого предложения и сложного предложения» (после каждого этапа учитель дает учащимся время для создания проекта) Ученик знакомится с темой проекта и выбирает конечный продукт работы на уроке (таблица/памятка/брошюра/презентация)
Целеполагание Какие цели урока мы можем поставить? (Вспомнить, какие предложения, являются сложными; дать определение понятию «сложное предложение», научиться отличать сложное предложение от простого)  
Стадия вызова Материал для наблюдения: 1. Реказатопила луга. [- =] 2. Вышедшая из берегов, реказатопила луга [/ /, - =](Повторить, когда обособляются определения и приложения: 1 - относится к личному мест, 2 – стоит после определяемого слова, 3 – имеют добавочное обстоятельственное Зн причины или уступки, 4 – стоит после имени собственного и уточняет его, 5 – приложение с союзом как со Зн причины). 3. Рекавышла из берегов и затопила луга. [- = и =] Перепишите предложения и сделайте их синтаксический разбор, нарисуйте схемы предложений. Что общего в предложениях 1-3? (Они простые, у них одна грамматическая основа) О скóльких ситуациях в них говорится? (Об одной) 4. Рекавышла из берегов, и лугаоказались затопленными [- =], и [- =](Повторить виды сказуемых: составное именное сказуемое). ↗↘. Чем 4 предложение отличается от предыдущих? (сложное, 2 грамматические основы) В каком предложении информации больше? (4) О скóльких ситуациях в них говорится? (О двух). Таким образом, сложное предложение в своем составе имеет 2 и более грамматических основ. Сложное предложение состоит из частей, каждая часть имеет свою грамматическую основу. Эти части называются предикативными частями. Назовите 1ую предикативную часть сложного предложения, а теперь 2ую. Есть ли связь между этими предикативными частями? (значение причины: река вышла из берегов, поэтому луга затопились), т.е части сложного предложения представляют собой смысловое единство. Обратите внимание на глагольные формы. Сколько их в 4 предложении? (3) Определите их время и вид (прошв р, сов вид). Какой можно сделать вывод? (время и вид одинаковые). В этом заключается грамматическое единство частей сложного предложения. 5. Река вышла из берегов. Луга оказались затопленными. ↘.↘. Есть ли разница между 4 и этими предложениями? Прочитайте их, учитывая знаки препинания. Как будет выглядеть интонационная схема этих предложений? (4. ↗↘. Есть начало и конец интонации; 5. ↘.↘. Каждое предложение имеет свое начало и свой конец интонации). Мы приходим к выводу: всему сложному предложению (а не отдельным его частям) свойственна интонационная завершенность. Учащийся углубляет знания о сложном предложении и с помощью учителя выделяет основные черты сложного предложения и вносит их в свой продукт мини-проект и формулирует определение. Параллельно с этим учащийся вспоминает определение простого предложения и на основе основных черт сложного предложения выделяет черты простого предложения.
Этап осмысления Формулирование вывода   А теперь скажите мне, что такое сложное предложение. Сложное предложение - это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее 2х грамматических основ и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.   А теперь откройте 28ую страницу учебника и прочитайте правило (1 пункт). Совпадает ли информация в учебнике с нашими рассуждениями?   Чтение правила (2 пункт) Что нового вы узнали из правила? Какие знаки препинания можно поставить в сложном предложении? (,; -:) Читая параграф учебника, учащийся проверят себя, а также узнает, какие знаки препинания ставятся в сложном предложении и вносит эту информацию в продукт мини-проекта.
Этап первичного закрепления Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения. Плотной стеной темнели по сторонам камыши, чернела причаленная кем-то лодка, чернели верши, выброшенные на сухое, и только сама вода была еще светла.   Время от времени пробегал порыв ветра, он вырывался, казалось, из жерла раскаленной печки.   Вдруг там, на востоке, у кромки дальнего леса, заалелось, и вскоре, пронзая сероватый рассвет, оттуда брызнули первые лучи солнца.   Искрясь, засверкали на листьях и травах капельки росы, и влажные полосы тумана, сжигаемые горячими лучами солнца, стали медленно отступать в низины.   Осторожно ступая по свежевыструганным, ещё не выкрашенным (не хватило краски!) половицам, Доронин миновал сени и вошёл в светлую большую комнату.   Он не стыдился своей бедности (как говорится, бедность не порок) и не жаловался на неё.   Орфографическая разминка. Запишите словосочетания и графически объясните орфограммы. Пребывать в каком-то недоумении, деревянный или костяной крючок, ничего не делая, прибывать по расписанию, некрашеные стены, не выученные вовремя уроки, не покрашенный масляной краской пол, в прибрежных зарослях кувшинок, на кожаном темно-коричневом переплете, развевающийся в ветреную погоду флаг, чья-то старинная вышивка, засветло расположились на поляне, на улице по-весеннему свежо. Выполнив несколько практических заданий, ученик использует примеры сложных и простых предложений для своего проекта.  
Подведение итогов. Что такое сложное предложение? Из каких частей состоит сложное предложение? Сложное предложение и 2 простых предложения – это одно и то же? Учащийся доделывает свой проект и отправляет конечный продукт на проверку учителю.
Рефлексия Продолжите предложения: Сегодня я узнал… На уроке я научился… Мне было трудно… Мне было непонятно… Теперь я знаю, что… Меня удивило… Я бы хотел узнать, почему…  
Домашнее задание Базовый уровень: Параграф 5, упр 47 Креативный уровень: выписать 5 сложных предложений из любого произведения классической литературы, выделить все орфограммы и провести синтаксический разбор каждого предложения Самоанализ. Дома ученик может дополнить уже готовый мини-проект, исправить недочеты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: