Дистанционное задание по русскому языку.
Отправьте на почту irinazoteeva76@gmail.com Срок выполнения 17.11.2020
Официально-деловой стиль
Посмотрите видеоурок. Для этого перейдите по ссылке.
https://yandex.ru/video/preview?text=видеоурок%20Официально%20-%20деловой%20стиль%2010%20класс&path=wizard&wiz_type=v4thumbs&filmId=865598776713408110
Напишите конспект «Особенности официально-делового стиля речи». Опирайтесь на теоретический материал, помещённый ниже.
Выполните упражнения 1,2,3.
Особенности официально-делового стиля речи.
Сфера применения. обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых бумаг и писем в государственных учреждениях, суде.
Жанры: международный договор, государственный акт, юридический закон, постановление, устав, инструкция, служебная переписка, деловые бумаги (заявление, расписка, доверенность, объявление и т. д).
Стилевые особенности.
1) точность, исключающая возможность истолкований;
2) языковой стандарт.
Лексические признаки официально-делового стиля речи
1) языковые штампы (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании решения, входящие-исходящие документы, контроль за исполнением возложить, по истечении срока.
2) профессиональная терминология: недоимка, алиби, черный нал, теневой бизнес;
В официально-деловом стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат одному стилю:
снабжение = поставка = обеспечение, платежеспособность = кредитоспособность, износ = амортизация, ассигнование = субсидирование и др.
Официально-деловая речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт. В официальном документе предпочтение отдается родовым понятиям, например:
- прибыть (вместо приехать, прилететь, прийти и т.д.),
- транспортное средство (вместо автобус, самолет, "Жигули" и т. д.),
- населенный пункт (вместо деревня, город, село и т.д.) и др.
Морфологические признаки официально-делового стиля речи
1) существительные – названия людей по признаку, обусловленному действием (налогоплательщик, арендатор, свидетель);
2) существительные, обозначающие должности и звания в форме мужского рода (сержант Петрова, инспектор Иванова);
3) отглагольные существительные с частицей не- (лишение, несоблюдение, непризнание);
4) производные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании);
Синтаксические признаки официально-делового стиля речи
К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся:
1) употребление простых предложений с однородными членами, причем ряды этих однородных членов могут быть весьма распространенными (до 8–10), например:
… штрафы в качестве меры административного взыскания могут устанавливаться в соответствии с законодательством России за нарушение правил техники безопасности и охраны труда в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве;
2) преобладание сложных предложений, в особенности сложноподчиненных, с придаточными условными:
При наличии спора о размерах причитающихся уволенному работнику сумм администрация обязана уплатить указанное в настоящей статье возмещение в том случае, если спор решен в пользу работника.
Задание 1. Используя данный ниже образец, напишите текст собственного заявления с просьбой выделить материальную помощь.
Директору ГБПОУ СО АИТ
Загайнову Д.С.
студентки группы 102 - т
Ивановой Н.Ю.
заявление.
Прошу выделить мне материальную помощь в связи с трудным финансовым положением в семье.
19.09.2020 Иванова Н.Ю.
Задание 2. Из данных слов и словосочетаний выпишите лексику, характерную для делового стиля.
Установление контроля, поезжай, мероприятие, всю дорогу, лицевой счет, скрипеть, в случае неявки, без уважительной причины, нести ответственность, отвечать, поставить в известность, довести до сведения, сообщить, проявлять инициативу, выразить благодарность, поблагодарить, принять административные меры, тётенька, балбес, шляться, барахло, глазник, подлежать изъятию.
Задание 3. Напишите ТОЛЬКО название документа! Соблюдайте нумерацию. За справками обращайтесь к материалам, помещённым под таблицей!!!!
НАЗВАНИЕ ДОКУМЕНТА | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОКУМЕНТА |
1____________ | документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу. |
2___________ | это документ, свидетельствующий о предоставлении права доверенному лицу на совершение определенных действий или получение денежных или товарно-материальных ценностей от лица доверителя. |
3._____________ | документ, в котором работник собственноручно в произвольной форме (без исправления и помарок) дает краткое описание в хронологической последовательности этапов своей жизни и трудовой деятельности |
4._______________ | документ, подтверждающий получение каких-либо материальных ценностей (денег, документов, ценных вещей и т.п.), заверенный подписью получателя. |
5.______________ | это документ, в котором работник предприятия или учреждения, организации объясняет причины невыполнения какого-либо распоряжения, приказа, инструкции. |
6._________________ | документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц), адресованный должностному лицу или организации. |
ЭТО СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ!!!!
Автобиография - документ, в котором работник собственноручно в произвольной форме (без исправления и помарок) дает краткое описание в хронологической последовательности этапов своей жизни и трудовой деятельности.
Заявление - документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц), адресованный должностному лицу или организации.
Личная доверенность - это документ, свидетельствующий о предоставлении права доверенному лицу на совершение определенных действий или получение денежных или товарно-материальных ценностей от лица доверителя.
Объяснительная записка - это документ, в котором работник предприятия или учреждения, организации объясняет причины невыполнения какого-либо распоряжения, приказа, инструкции.
Расписка - документ, подтверждающий получение каких-либо материальных ценностей (денег, документов, ценных вещей и т.п.), заверенный подписью получателя.
Резюме — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.