Театральная деятельность.




Ассамблеи. Меньшиковский дворец.

Царевна Наталья Алексеевна (22 августа 1673, Москва — 18 июня 1716) — любимая и родная сестра Петра I, дочь Алексея Михай- ловича и Натальи Нарышкиной.

 

 

 

Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1715 г., худ. Никитин И. Н.

Наталья Алексеевна Романова — дочь Алексея Михайловича Ро- манова от второго брака с Натальей Нарышкиной. Она же — млад- шая сестра Петра I. Царевна большую часть своей жизни посветила любимому брату и театральным постановкам. В настоящее время Ею была создана Библиотека, которая в настоящее время нахо- дится в составе рукописных фондов Библиотеки Академии Наук.

 

На протяжении всей своей жизни, еще с детства, она разде- ляла увлечение брата з а п а д н о й культурой и поддерживала его в своих начинаниях и р е ф о р м а т о р с к и х движениях. Петр, став уже царем, старался сообщать сестре о победах лично или посланием от своих сподвижников: Ф. А. Головина и А. Д. Мень- шикова.

«С «сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип (женщины) – тип артистки, писательницы.... (К. Вали- шевский «Царство женщин») ».

Театральная деятельность.

Царевна Наталья Алексеевна занималась театром и уделяла внимание культурной, нравственной и духовной сфере жизни. В 1706 г Наталья Алексеевна организовала придворный театр в Пре- ображенском дворце. В 1707 году был открыт первый публичный те- атр. Находился он на пересечении Воскресенского пр-та и Серги- евской улицы (сейчас это пр-т Чернышевского и улица Чайковс- кого). (В 1708 году Наталья Алексеевна вслед за Петром отправи- лась в Петербург. Она поселилась во дворце на Крестовском остро- ве и занялась созданием любительского театра «комедийной хоро- мины» для благородных господ.) В России XVIII века он стал первым придворным театром. До исследований И. Е. Забелина ак- тивность царевны в театре во многом приписывалась царевне Софье, ее сестре. (Забелин И. Е.: а) Домашний быт русских цариц, с. 77, 81, 191)

 

Она сама писала стихи, пьесы и была режиссером поста- новок. Пьесы ставились на современные темы, инсценировки житий святых, переводных романов. [ Наталья Алексеевна ставила пьесы на современные темы, отражающие русскую жизнь, и занима- лась постановками о житии святых. Кроме этого, заимствовала понравившиеся сюжеты из иностранных романов, слегка изменив их под русскую бытность. Все представления были рассчитаны на «охотных смотрельщиков» и оплату не брали. ] Для этого театра специально писались пьесы, в том числе самой царевной, Ф. Журовским. По сообщению графа Бассевича она сочинила две пьесы. Ее авторству приписываются: «Комедия о святой Екате- рине», «Хрисанф и Дария», «Цезарь Оттон», «Святая Евдокия», но до нашего времени они сохранились лишь частично.

 

Царевна Наталья Алексеевна устроила «комедийную хоромину» для всех «прилично одетых людей», то есть дворянской публики. Актерами были приближенные и слуги царевны и ее невестки царицы Прасковьи. Специальным указом императора труппе были переданы все «уборство» из «комедийной храмины», прежде по- мещавшейся на Красной площади в Москве, «комедиальное и тан- цевальное платье», привезенное несколькими годами раньше не- мецкими театрами в Москву, а в 1709 году — их декорации и тексты пьес.

На содержание двора Наталье Романовой требовались значи- тельные средства, но получала она всего 2 500 руб. в год. Петр не любил тратить деньги на излишества и не позволял это де- лать членам царской семьи. Но помог с театральным реквизитом: он снабдил театр комедийными и танцевальными платьями.

Детство и отрочество

Под тускло-золотым сводом стоял на крылатых грифонах стол, на нем горели свечи, перед ними, положив голые локти на разбросанные листы, си- дела молодая женщина в наброшенной на обнаженные плечи меховой ду- шегрейке; мягкий свет лился на ее нежное кругловатое лицо; она писала; бросила лебединое перо, поднесла руку с перстнями к русой голове, поправ- ляя окрученную толстую косу, и подняла на Гаврилу бархатные глаза. Это была царевна Наталья Алексеевна.

А. Н. Толстой. «Пётр Первый»

Получила имя в честь своей матери Натальи Нарышкиной. Была крещена патриархом Иоакимом в Чудовом монастыре. Симон Ушаков написал ей мерную икону (местонахождение неизвестно).

 

Потеряла отца в три года, воспитывалась матерью вместе с братом, видимо, разделяя все его «потехи». В правление царевны Софьи опальная ветвь семьи летом жила в селе Преображенском, а зимой в Москве.

 

15 мая 1682 года во время стрелецкого бунта в тереме царевны, видимо, не обысканном, сумели спастись её дед Кирилл Полуэктович Нарышкин, её дяди — Иван, Лев, Мартемьян и Феодор Кирилловичи Нарышкины, несколько родственников, занимавших должность комнатных стольников, и Андрей Матвеев, сын Артамона Сергеевича.

 

В 1683 году иностранец её описывает: «У Наталии [Нарышкиной], кроме Петра, есть еще очень красивая девятилетняя дочь, тоже Наталия, отличающаяся замечательной красотой, по уму и вежливости она вся в мать».

 

Отношения с Петром

На протяжении всей своей жизни, ещё с детства, разделяла увлечение брата западной культурой и поддерживала его в своих начинаниях, в отрочестве ездила вместе с ним в Немецкую слободу.

 

«С жаром чистой, прекрасной души, любила всё, что нравилось брату. (Н. Г. Устрялов) »

«Она так сроднилась со всем, что интересовало Петра, что впоследствии, когда он, будучи уже царём, одерживал ту или другую победу, спешил обрадовать сестру собственноручным письмом или поручал Ф. А. Головину и А. Д. Меншикову уведомить её о том и поздравить»[5].

 

В 1698 году, после того, как царица Евдокия Лопухина была пострижена мужем в монастырь, к царевне Наталье в Преображенское был отдан маленький царевич Алексей. Позже в её же доме Пётр поселит Марту Скавронскую, где она получит в крещении имя Екатерины, а её крёстным отцом станет царевич Алексей. При дворе царевны Натальи жили две сестры Меншикова (Мария и Анна), с которым Наталья находилась в очень хороших отношениях, Анисья Кирилловна Толстая, Варвара Михайловна Арсеньева и её сестра Дарья, жена Меншикова. Эти придворные дамы составляли общество и «охрану» Екатерины.

 

Начиная с 1708 года царевна живёт в Петербурге, на Крестовском острове, но видимо, не постоянно, и бывает в Москве. В 1713 году дом Натальи Алексеевны в Петербурге находился между церковью Божией Матери Всех Скорбящих и дворцом царевича Алексея Петровича. В 1715 году вместе с братом была крёстной будущего Петра II. Сообщают о трениях, имевшихся в конце жизни между царевной и выросшим царевичем Алексеем, навещавшим царицу Евдокию и, будто бы, обвинявшим Наталью в рассказах о том царю.

 

В отличие от старших сестёр, Наталья выросла уже в царствование своего брата, когда отношение к женщинам царского рода в обществе изменилось, однако, как и они, осталась незамужней; нет данных о каких-либо матримониальных планах царя относительно любимой сестры.

Под Петербургом царь в 1712 году подарил сестре мызу Гатчина[8]. Для неё там построили на одном из прибрежных холмов Белого озера трёхэтажный дом. Также ей принадлежали земли по Петергофской дороге, на которых позднее возникла усадьба Александрино[9].

 

В год смерти царевны ей планировался дом на Васильевском острове, в котором она не успела поселиться. Один её дом Пётр определил под приют для подкидышей, в другом поселился вместе с императрицей 28 апреля 1722 года.

 

Еще при жизни царевны в её доме была устроена первая в Петербурге богадельня, куда принимались старые и убогие женщины — на Воскресенском проспекте, названном так по построенной ею церкви Вознесения Христова. На средства царевны построена также Смоленско-Корнилиевская церковь в Переяславле-Залесском[10][неавторитетный источник?].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: