Решение проблемных ситуаций




ГРУППА 6 ЛПЗ № 1 Задание на 25.12.20г. урок на 6 часов.

МДК 01.02. Подготовка тракторов, СХМ, и механизмов к работе.
Общая подготовка изучаемых трактора к работе.

 

Данная методическая разработка содержит рекомендации по проведению практического занятия на тему «Ознакомление с органами управления, порядок проведения операций ЕТО, пуск двигателя». Выполнение работ по рабочей профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Основная часть…………………………………………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………… 15

Список литературы………………………………………………………………16

Приложения…………………………………………………………………….17

 

Введение

Сельскохозяйственные машины работают в трудных условиях. Пыль, грязь, снег попадают в трущиеся узлы, вызывают усиленный механический износ их. Неровности поля приводят к возникновению динамической нагрузки на отдельные соединения и их поломке. В процессе работы нарушается регулировка машины, то есть изменяется взаимное расположение деталей в результате механического износа и ослабления креплений. Смазочные вещества под действием высоких температур и попадания в них посторонних примесей теряют свои первоначальные свойства, а это увеличивает износ деталей. В системе охлаждения трактора образуется накипь, в топливных, масляных и воздушных фильтрах задерживаются загрязнения, образуется нагар на головках блоков, камерах сгорания, клапанах, что приводит также к изменению работы двигателя. Кроме перечисленных факторов, детали машин стареют, теряют свою первоначальную прочность. Большой износ вызывает коррозия металлов, особенно когда машины длительно не используются. В результате всех этих причин машина теряет свою работоспособность, преждевременно выходит из строя, чем наносится большой ущерб народному хозяйству. Для уменьшения влияния всех этих факторов, продления сроков службы машин в нашей стране разработан обязательный комплекс, называемый планово-предупредительной системой обслуживания машинно-тракторного парка.

Техническое обслуживание — это совокупность обязательных операций по проверке, очистке, смазке, креплению и регулировке деталей и узлов машин, имеющих целью — предупредить преждевременные износы, появление неисправностей и поломок и обеспечить работоспособное состояние машины. Техническое обслуживание является профилактическим.

Система технического обслуживания машинно-тракторного парка включает: эксплуатационную обкатку, техническое обслуживание, периодический технический осмотр, ремонт и хранение.

Для тракторов в процессе их использования независимо от их технического состояния установлены следующие виды планового технического обслуживания:

1. ежесменное техническое обслуживание (ЕТО);

2. первое техническое обслуживание (ТО-1);

3. второе техническое обслуживание (ТО-2);

4. третье техническое обслуживание (ТО-3);

5. сезонное техническое обслуживание (СТО).

Периодичность технического обслуживания и ремонта тракторов в мото-часах единая для всех тракторов, а в килограммах израсходованного топлива — разная и зависит от часового расхода топлива двигателем. Сезонное техническое обслуживание проводят при переходе с летней на зимнюю эксплуатацию и наоборот.

Организация технического обслуживания машинно-тракторного парка требует точной системы планирования, учета и контроля за проведением технического обслуживания и ремонтов. Основными документами при этом являются: годовой план технического обслуживания и ремонтов, в котором отражены затраты на техническое обслуживание и ремонт, трудоемкость работ и т. д.; график проведения технического обслуживания и ремонтов; журнал использования техники, технические паспорта и книги учета затрат.

Операции технического обслуживания трактора для конкретной марки проводят по правилам, которые утверждены для этого трактора.

Ежесменное техническое обслуживание проводят в поле на поворотной полосе или на бригадном стане. Оно заключается в наружной очистке от пыли и грязи, осмотре узлов, проверке креплений, устранении течи, проверке уровня воды, топлива, масла и электролита в батарее, проверке работы контрольных приборов, сигнализации, агрегатов трактора и состояния шин. При работе в пыльных условиях особое внимание уделяют обслуживанию воздухоочистителя и радиатора.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает операции ежесменного технического обслуживания и дополнительные операции: мойку и смазку узлов, промывку кассет - воздухоочистителя и замену масла, проверку батарей аккумуляторов, проверку давления воздуха в шинах и регулировку механизмов,

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все операции первого технического обслуживания и дополнительные операции: смену масла в картере двигателя, топливного насоса и регулятора числа оборотов, регулировку узлов, механизмов управления трактора, проверку, очистку и промывку деталей системы питания, смазки, гидравлики.

Третье техническое обслуживание (ТО-3) включает все операции второго технического обслуживания и дополнительные операции: удаление шлама и накипи из системы охлаждения, промывку и смену смазки во всех картерах узлов, проверку и регулировку топливной аппаратуры, агрегатов системы смазки, гидравлики, электрооборудования. При этом техническом обслуживании проводят общее безразборное диагностирование технического состояния машины и решают вопрос о дальнейшей ее эксплуатации или постановке в ремонт. Третье техническое обслуживание проводят на пункте технического обслуживания.

Сезонное техническое обслуживание проводят при переходе к осеннезимнему и весеннелетнему периодам эксплуатации. При этом промывают систему охлаждения, топливные баки, фильтры, топливопроводы, заменяют зимние или летние сорта масел, переводят электрооборудование на зимний или летний режим работы.

Основная часть

 

Тема: «Подготовка трактора к работе»

Урок №1 «Ознакомление с органами управления, порядок проведения ЕТО, пуск двигателя»

Тип урока: урок приобретения навыков и умений

Методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, практические, проблемные.

Принципы обучения: доступность, наглядность, творческая активность и самостоятельность, последовательность и систематичность.

Цели занятия:

а) образовательная: изучить органы управления, порядок проведения ЕТО и запуска дизеля с учётом техники безопасной работы;

б) воспитательная: формирование ответственного отношения при работе с техникой;

в) развивающая: способствовать развитию умений и навыков выполнения работ на тракторе.

Студент должен знать: технику безопасности при проведении работ и порядок операций по ЕТО трактора и пуску дизеля, органы управления трактора

Студент должен уметь: выполнять операции ЕТО, запускать дизель различными способами

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие: ПМ. 03. Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов, ПМ. 01. Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе.

Обеспечиваемые: практики производственные по ПМ.05. Выполнение работ по рабочей профессии 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организованность собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.

Материальное обеспечение: трактор МТЗ-80; трактор ДТ-75; набор ключей, инструменты и оборудование: молотки слесарные массой 500 гр., плоскозубцы – 300мм, набор сменных головок (8-22мм). Набор гаечных ключей от 8 до 60мм, сумка инструментов тракториста, набор шурупов, домкрат Q-4т, противооткатные приставки, подставки, обтирочный материал, медицинская аптечка

Используемая литература:

1. Богатырев А.В. Тракторы и автомобили.- М.; КолосС – 2014.- 400 с.

2. Глазов Г.И. Тракторы. Устройство и техническое обслуживание. – М.; Академия – 2012. - 256 с.

3. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. – М.; КолосС – 2009. – 504 с.

4. Бугара В.А. Справочник по тракторам.- М.: Колос,2010.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие и знакомство с группой, организация внимания.

II. Сообщение темы урока, мотивация и постановка цели урока

Цель ТО тракторов при использовании их по назначению – систематический контроль их технического состояния, выполнение плановых работ для уменьшения скорости изнашивания элементов, предупреждение отказов и неисправностей.

III. Инструктаж техники безопасности при проведении работ по техобслуживанию машины и пуску дизеля

Напоминаю технику безопасности при выполнении заданий при проведении технического обслуживания трактора МТЗ -80.

1. Одежда не должна иметь развевающихся концов, застегнуть или обхватить широкой резинкой обшлага рукавов, длинные волосы убрать под плотно облегающий головной убор. Обувь должна быть на нескользкой подошве.

2. Все инструменты, имеющие заостренные концы для рукояток должны быть снабжены деревянными ручками с бандажными кольцами, предохраняющими их от раскалывания.

3. Слесарные молотки должны иметь ровную, слегка выпуклую поверхность, быть надежно насажены на ручки и закреплены стальными зачерненными клиньями.

4. При выполнении заданий нельзя загромождать проходы; на рабочем месте надо сохранять чистоту и порядок, пролитые нефтепродукты немедленно убирать, площадку у рабочего места всегда содержать сухой.

5. На рабочем месте категорически запрещается пользоваться открытым огнем, курить.

Запрещается мыть руки или чистить одежду бензином. По окончании работы обтирочный материал и другие смоченные в нефтепродуктах материалы следует убирать в безопасное место.

6. Монтажно-демонтажные работы выполнять исправным инструментом и применять его строго по назначению. Запрещается помещать прокладки между зевом ключа и гранью гайки, использовать удлинители, применять для отворачивания или заворачивания гаек зубило и молоток.

7. Во время осмотра аккумуляторов не пользоваться для освещения открытым огнем, использовать переносную лампу напряжением не более 36В, защищенную проволочной сеткой.

8. Использовать безопасные приемы при работах гаечным ключом (рабочее движение – к себе, а не от себя), съемником (обеспечивать сносность винта и снимаемой детали, а так же надетый на нее захват).

9. Не затягивать соединения маслопроводов и гидроагрегатов, если гидросистема находится под давлением.

Обучающиеся расписываются в журнале по ТБ.

IV. Актуализация опорных знаний

· Какие существуют виды технического обслуживания?

· Что такое ЕТО?

· Какие операции ЕТО вы знаете?

· Можно ли при работающем двигателе регулировать клапаны, натягивать ремни и проводить любые регулировки?

Итак, Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) проводят в перерыве между сменами (через каждые 10 ч. работы). Оно предусматривает выполнение следующих операций:

1) проверяют, нет ли подтеканий топлива, масла, электролита и воды через соединения деталей;

2) доливают отстоянное или профильтрованное топливо в баки дизеля и пускового двигателя;

3) измеряют уровень масла в картере дизеля и при необходимости доливают масло. Уровень измеряют не раньше, чем через 20 мин после остановки дизеля;

4) проверяют уровень воды в радиаторе;

5) сливают конденсат из ресивера пневматической системы;

6) проверяют степень засоренности воздухоочистителя дизеля по индикатору на щитке приборов, работу контрольных приборов, звукового сигнала и освещения;

7) если трактор эксплуатировался в условиях повышенной запыленности воздуха, то осматривают и при необходимости очищают защитную сетку радиатора. Во время рабочей смены надо прислушиваться к работе дизеля, следить за показаниями контрольных приборов, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Кроме того, следует периодически проверять состояние шин, степень нагрева корпусных узлов дизеля, трансмиссии, ходовой и гидравлической систем.

V. Вводный инструктаж

А) Ознакомление обучающихся с содержанием задания. Объяснение порядка и последовательности выполнения задания. Работа обучающихся на уроке предполагает выполнение следующих заданий: ЕТО трактора МТЗ-80; ЕТО трактора ДТ-75.

Б) Ознакомление обучающихся с учебно-технической документацией и инструкционно -технологическими картами (см.приложение 1).

В). Ознакомление обучающихся с рабочими местами и их материальным оснащением.

Распределение по звеньям и рабочим местам, выдача инструмента, учебно-технической документации (см.табл.1).

рабочего места

Наименование работ

Число обучающихся в звеньях

ЕТО трактора МТЗ-80

ЕТО трактора

ДТ-75

Таблица 1- График чередования звеньев по рабочим местам

После распределения по рабочим местам происходит выдача инструкционных карт, которые должны обеспечить правильную организацию самостоятельной работы обучающихся при выполнении практических заданий. Знакомство обучающихся с критериями оценок при проведении технического обслуживания тракторов. Оценка должна отражать фактическую успеваемость. Справедливая оценка оказывает большое воспитательное воздействие и мастер производственного обучения обязан умело ее использовать, побуждая обучающих к сознательному и прочному овладению знаниям и, навыками и умениями. Воспитательный характер проверки и оценки знаний проявляется в том, что обучающиеся приучаются сознательно и ответственно относиться к обучению, понимают роль проверок, самоконтроля, умеют находить ошибки и недочеты в своей работе, анализировать их причины. Разработанные показатели для оценки при выполнении работы по техническому обслуживанию тракторов доводятся до обучающихся (см.табл.2).

проведении ТО трактора МТЗ-80 в соответствии с технологически ми картами. Полная самостоятельно сть при планировании и выполнении задания.

Хорошее качество работы в соответствии с техническими требованиями. Достаточно прочное усвоение приемов выполнения задания при выполнении операций при проведении ТО трактора МТЗ-80 в соответствии с технологическими и картами. Самостоятельность планирования и выполнения задания при несущественной помощи мастера

Удовлетворительное выполнение работы в пределах технических условий, но после исправлений по указанию мастера. Усвоение основных приемов выполнения операций при проведении ТО трактора МТЗ-80. Недостаточная самостоятельность планирования и выполнения задания.

Нарушение основных технических условий. Не усвоение основных приемов выполнения производственных операций. Не умение самостоятельно планировать и выполнять работу

 

Выполнение норм времени

Выполнение норм времени

Выполнение норм времени

Выполнение норм времени

Не выполнение норм времени

Организация труда и рабочего времени

Правильная организация труда и рабочего места

Правильная организация труда и рабочего места

Правильная организация труда и рабочего места

Нарушение в организации труда и рабочего места

Таблица 2- Показатели для оценки работы по ТО тракторов

 

VI. Выполнение самостоятельной работы

Самостоятельное выполнение обучающимися заданий по техническому обслуживанию трактора МТЗ-80 в соответствии с инструкционно – технологическими картами. Во время выполнения обучающимися заданий проводятся контрольные обходы рабочих мест, контроль за действиями обучающихся:

Первый обход рабочих мест. Особое внимание обращается на организацию рабочих мест, правильность выполнения задания, использования инструментов и приспособлений, соблюдение обучающимися техники безопасности.

Второй обход рабочих мест. Проверка правильности выполнения трудовых приемов. На рабочем месте определяется алгоритм выполнения практического задания. Определяются ошибки при выполнении заданий, оказывается консультативная помощь обучающимся, даются дополнительные пояснения и указания по выполнению практических заданий. Проверяется соблюдение техники безопасности, умение проводить ТО трактора МТЗ-80.

Третий обход рабочих мест. Проведение проверки правильности ведения самоконтроля. Контроль за качеством проведения ЕТО трактора МТЗ-80; ТО №1 трактора МТЗ-80; Самоанализ выполненных заданий.

Четвертый обход рабочих мест. Проверка правильности соблюдения технических и технологических условий в работе. Контроль за работой всех механизмов трактора. Проверка сдачи рабочих мест, инструментов и приспособлений, которые обучающиеся приводят в порядок. Проведение приема практической работы и оценивание.

 

VII. Рефлексия

Решение проблемных ситуаций

- Что может произойти, если уровень масла ниже нижней метки на проверочном щупе? (заклинивание)

- Что может произойти при утечке охлаждающей жидкости из системы охлаждения двигателя? (перегрев и заклинивание поршневой группы)

- Почему двигатель работает с перебоями, укажите причины? (засорение фильтра, выход из строя форсунки, топливного насоса).

- Какое масло заливают в летнее время в картер двигателя Д-240 (ответ: М10 Г2)

 

VIII. Подведение итогов урока

Анализ работы звеньев и каждого обучающегося. Соотношение целей урока и результата.

Анализ ошибок. Указание положительных и отрицательных сторон работы обучающихся. Анализ ошибок и их обсуждение для повторного закрепления заданий, которые были получены в ходе урока. Разбор наиболее характерных недочетов в работе обучающихся.

Выставление оценок. Сообщение обучающимся оценок, которые выставляются в журнал.

IX. Задание для выполнения домашней работы: повторить перечень операций при ТО-1 трактора

Заключение

Данная методическая рекомендация может быть использована мастерами производственного обучения средних и начальных специальных учебных заведений при составлении поурочных планов практического обучения по ПМ.05Выполнение работ по рабочей профессии 19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, так и других дисциплин в качестве методического пособия практического занятия.

Список литературы

1. Богатырев А.В. Тракторы и автомобили.- М.; КолосС – 2014.- 400 с.

2. Глазов Г.И. Тракторы. Устройство и техническое обслуживание. – М.; Академия – 2012. - 256 с.

3. Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. – М.; КолосС – 2009. – 504 с.

4. Бугара В.А. Справочник по тракторам.- М.: Колос,2010.

5. Баранов Л.Ф. Техническое обслуживание и ремонт машин.- Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416с.

6. Шаров М.А., Дивинский А.А., Харченко Н.П. и др. Тркторы ДТ-75М, ДТ-75Б, ДТ-75К. – М.: Колос, 1978.-375с.

Приложение 1

Протокол ЕТО для МТЗ-80

 

Вид операции

 

Норма

По ГОСТ

 

 

Фактически

 

Вывод:

Соответствует

Не соответствует

 

 

 

Проверка уровня масла в картере двигателя

 

По верхней метке «мах»

 

 

Проверка натяжения

приводных

ремней

 

10-12 мм

между генератором и помпой

 

 

Проверка давления в шинах

 

Задних колес:

1,3-1,5 кгс/см2

Передних колес:

1,3-1,5 кгс/см2

 

Задних колес:

 

 

Передних колес:

 

 

Проверка уровня масла КПП

По уровню контрольной пробки

 

 

Проверка наличия и уровня охлаждения охлаждающей жидкости

 

По уровню горловины радиатора

 

 

Проверка чистоты и герметичности соединений воздухоочистителя

 

По герметичности соединений

 

 

Проверка состояния соединений клемм

аккумуляторной батареи

По состоянию

изоляции кабеля, качества крепления клемм и их чистоте

 

 

Протокол ЕТО для ДТ-75

 

Вид операции

 

Норма

По ГОСТ

 

 

Фактически

 

Вывод:

Соответствует

Не соответствует

 

 

 

Проверка уровня масла в картере двигателя

 

По верхней метке «мах»

 

 

Проверка натяжения

приводных

ремней

 

 

10-18 мм под усилием 3 кг

 

 

Натяжение гусеницы

 

30-50 мм

 

Проверка уровня масла КПП

По уровню контрольной пробки

 

 

Проверка наличия и уровня охлаждения охлаждающей жидкости

 

По уровню горловины радиатора

 

 

Проверка чистоты и герметичности соединений воздухоочистителя

 

По герметичности соединений

 

 

Проверка правильного захвата пускового шнура при запуске ПД-10

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: