Всю прозу Франца Кафки можно назвать одним большим эссе о страхе, о состоянии и замордованного враждебной цивилизацией человеческого существа




 

 

  1. Проблематика новеллы Ф. Кафки «Приговор». Образ главного героя.
  1. Концепция человека в творчестве Ф. Кафки (на примере новеллы «Приговор»)
  1. Тема «потерянного поколения» в заребужной литературе ХХв.

 

Литература «потерянного поколения» повествует о людях, которых война погубила не столько физически, сколько морально. Молодые люди, пришедшие с войны, ощутили бессмысленность и бесцельность существования. Они могут быть здоровы физически, но сломлены душевно.

  1. Жанр антиутопии и политическая сатира в литературе ХХв (на примере одного из произведений)

 

В 20в. Получило распространение новый литературный жанр- антиутопия.

Возникновение антиутопии связано с социально-политическими катастрофами: революции, войны, тоталитаризм.

«утопия»-место, которого нет, идеальное общество.

«антиутопия»- создание таких параметров общества, в котором нам не хотелось бы жить.

Примером антиутопии в литературе служат произведение Е.Замятина «Мы», Джоржда Оруэлла «1984» и «Скотный двор», Энтони Бёрджесса «Заводной апельсин» и др.

 

Роман Джорджа Оруэлла «Скотный двор» служит не только примером антиутопии как таковой, но и является политической сатирой.

 

Сатира — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска.

На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии.

«Скотный двор» Джорджа Оруэлла с говорящими животными, которые организовывают заговор, чтобы управлять миром, положил начало политической сатире.

В повести Оруэлл показал перерождение революционных принципов и программ, то есть постепенный переход с идей всеобщего равенства и построения утопии к диктатуре капитала и тоталитаризму.

 

  1. Сказка-памфлет Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Политическая сатира в сказке.

Памфле́т - разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства. Памфлет имеет обличительный характер.

 

В своей сказке «Скотный двор» Оруэлл показал перерождение революционных принципов и программ, то есть постепенный переход с идей всеобщего равенства и построения утопии к диктатуре капитала и тоталитаризму. Главными героями становятся говорящие животные, организовывающие заговор, дабы управлять миром. Все это указывает нам на жанр политической сатиры.

 

В повести мы видим изображение будущего как тоталитарного государства, где с точки зрения государства все счастливы. Однако для народа это абсолютно не так.

 

Автор пытается показать нам, что вне тоталитарного общества существует дикий мир, с которым контактировать нежелательно, ведь все и так «счастливы», находясь внутри своего государства.

 

 

  1. Сюжет и жанр повести Оруэлла «Скотный двор»

Жанр повести — сказка-памфлет, политическая сатира.

Памфле́т - разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства.

Сюжет «скотного двора»- пародия на революцию 1917-го года. Если рассматривать сюжет, то речь идет о небольшой ферме,с которой животные прогоняют людей для того, чтобы начать самостоятельно вести хозяйство и перестать кормить ораву двуногих нахлебников. Первое время всё действительно идет довольно гладко- урожай собран большой, еды всем хватает, а ферма начинает процветать. Однако довольно скоро власть в свои руки забирает один из хряков, Наполеон, имеющий многочисленную свиту, состоящую из собак и свиней. Быстро устраняя главного своего конкурента свинью Обвала, он берет руководство фермой в свои руки. Иллюзия благополучия сохраняется ещё какое-то время, однако постепенно еды становится меньше, а условия жизни зверей ухудшаются. Возникающие проблемы Наполеон представляет в качестве следствий вредительских действий Обвала, в результате чего все жители «Скотного двора» довольно скоро начинают его ненавидеть. В конечном итоге Наполеон восстанавливает исходные, людские порядки на ферме, сам облачается в одежду, живет в человеческом доме. В это время животные продолжают работать на благо светлого «завтра» и постепенно во все более тяжелых условиях.

В повести изображена эволюция состояния животных, изгнавших со скотного двора (первоначально называвшегося ферма «Усадьба») его предыдущего владельца, жестокого мистера Джонса, от безграничной свободы к диктатуре свиньи по кличке Наполеон

 

Животным надоело постоянно прислуживать людям. Они посчитали, что без них они смогут справляться лучше, ведь урожай никто забирать не будет и им останется больше. Тем более, работать для себя всегда приятнее. Подняв бунт и изгнав своего владельца мистера Джонса, животные пишут на стене сарая семь заповедей, которым должны следовать все животные, находящиеся на ферме.

 

1. Тот, кто ходит на двух ногах— враг.

2. Тот, кто ходит на четырёх ногах или имеет крылья— друг.

3. Животное не носит одежду.

4. Животное не спит в кровати (позднее добавлено: с простынями).

5. Животное не пьёт спиртного (позднее добавлено: сверх меры).

6. Животное не убьёт другое животное (позднее добавлено: без причины).

7. Все животные равны (позднее добавлено: но некоторые равнее других).

Было принято назначить главным свиней, так как они были самыми умными на ферме, к тому же они были лидерами восстания. Снежок искренне верит в построение общества равных животных и благодаря своим ораторским и военным способностям пользуется широким доверием. На еженедельных собраниях неизменно спорит с Наполеоном по вопросам ведения хозяйства. Путём коварства Наполеон берёт верх в борьбе со своим противником, и Снежок изгоняется со двора. План Снежка относительно построения ветряной мельницы на ферме, первоначально высмеянный Наполеоном, осуществляется самим новым правителем фермы после изгнания соперника.

Наполеон - агрессивный кабан, получивший власть на Скотном дворе после восстания. Он использует репрессии и репрессивный аппарат в лице девяти выращенных им собак для усиления личной власти и подавления инакомыслия. После захвата единоличной власти начинает развиваться культ личности Наполеона. Его образ пародирует Иосифа Сталина

Постепенно, одну за одной, Наполеон исправлял, а затем и вовсе отменил все заповеди кроме одной, седьмой. Однако, и эта заповедь не осталось неизменённой и приняла следующий вид— «Все животные равны, но некоторые животные равнее других»

Из других животных можно отметить:

Боксёр — упряжная лошадь; самый трудолюбивый житель Скотного двора, тяжело работающий и при мистере Джонсе, и после восстания, и при Наполеоне. Наивность Боксера мешает ему осознать свою эксплуатацию остальными существами. Во многом благодаря Боксеру животным удаётся довести строительство мельницы до завершающего этапа, однако стройка окончательно подрывает его силы. Наполеон обещает доверчивому работнику вылечить его в госпитале, однако на деле продаёт своего верного последователя на бойню-мыловарню, а на вырученные деньги покупает себе виски.

Бенджамин — старый осёл, скептически относящийся ко всему происходящему, в том числе к революции, но не склонный прямо высказывать своё мнение. В отличие от других животных он хорошо умел читать, и должен был замечать переписывание семи заповедей на стене. Но при просьбе других животных их прочитать, старался отделаться от этой задачи. Вероятно, единственный из героев книги, кто трезво оценивает ситуацию.

Овцы — часть населения со слабыми умственными способностями, не способная критически рассматривать события на ферме. Легко манипулируема Наполеоном и Визгуном, потому выполняет любой приказ и поддерживает любые провозглашённые идеи. При малейшем поводе твердили девиз «Четыре ноги— хорошо, две— плохо». Когда свиньи стали ходить на двух ногах, они переучили овец говорить «Четыре ноги— хорошо, две— лучше».

Конец повести пессимистичен: На «ферме животных» утверждается новая элита— свиньи. Постаревшего рабочего коня, олицетворяющего рабочий класс, руководящие свиньи сдают на бойню, а его шкуру пропивают с соседями-капиталистами. Свиньи перестают отличаться от людей, а люди— от свиней.

 

28. Композиция и проблематика повести Оруэлла «Скотный двор»

Композиция повести построена на постепенном переходе с идей всеобщего равенства и построения утопии к диктатуре капитала и тоталитаризму.

Подняв бунт и изгнав своего владельца мистера Джонса, животные пишут на стене сарая семь заповедей, которым должны следовать все животные, находящиеся на ферме.

Постепенно по ходу развития сюжета семь заповедей меняются, не заметно для обитателей фермы. Но даже если они пытаются поднять бунт, им тут же заговаривают зубы, говоря, что так будет лучше для общества.

Наполеон постепенно избавляется от ненужного ему окружения, сначала Снежок, потом Боксер. Свиньи начинают контактировать с людьми, а потом и вовсе начинают ходить на двух ногах, преступив заповедь — Тот, кто ходит на двух ногах — враг!

Конец повести пессимистичен: На «ферме животных» утверждается новая элита— свиньи. Постаревшего рабочего коня, олицетворяющего рабочий класс, руководящие свиньи сдают на бойню, а его шкуру пропивают с соседями-капиталистами. Свиньи перестают отличаться от людей, а люди— от свиней.

Эта притча, действительно насыщенная отголосками советской действительности межвоенных десятилетий. Она дала Оруэллу материал, но проблематика не столь однозначно конкретна. Само понятие "тоталитарная диктатура" для Оруэлла не было синонимом только сталинизма. Скорее он видел тут явление, способное прорасти и в обстоятельствах, отнюдь не специфичных для России, как, приняв иную зловещую форму, проросло оно в гитлеровской Германии, в Испании, раздавленной франкизмом.

Исходя из этого мы можем сделать итог, что основная проблематика повести — ярый тоталитаризм и его пагубное воздействие на общество. Он не считается с разумными идеями подчиненных (Снежок), совершенно не заботится о рабочем классе (Боксер). Тоталитаризм строит гнилое государство, где с их точки зрения все счастливы.

 

29. Основные идеи французского экзистенциализма и их влияние на литературу (Сартр, Камю)

Экзистенциализм (от лат. Экзистенцио — существование) — философия существования.

Экзистенциализм это философское и литературное течение, появившееся во французской литературе 1940-50-х годов. Экзистенциализм делится на два вида — религиозный и атеистический.

Религиозный — Карл Ясперс, Николай Бердяев - работы в области философии религии.

Атеистический — Эан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэй, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека.

Экзистенциализм исходит из того, что единственной подлинной реальностью является бытие человеческой личности, которая сама определяет свою сущность.

 

Основные идеи экзистенциализма.

1. Понятие «экзистенции» (существования). Рождение — существование — смерть.

Экзистенция навязана нам из вне, от человека не зависит.

2. Понятие «ничто» - отсутствие экзистенции. Мы возникли из «ничто» и переходим в «ничто».

Идея абсурдности бытия. «ничто»-Нарушение экзистенциализма. Человек приходит на миг в этот мир. Чрезвычайно трагическая философия. Мы обречены на страдание и смерть.

3. Понятие «времени». Существование временное. Человек с рождения движется к смерти «наше время ограниченно». Концепция Бенджамина Баттона — часы отсчитывают назад.

4. Понятие «пограничной ситуации» - Ясперс. (стрессовая/экстремальная) — на грани жизни и смерти. Человеческая сущность проявляется больше всего именно в пограничной ситуации: страх за жизнь.

Страх является фундаментом. Страх и Трепет. Страх — психофизиологическое состояние.

5. Понятие свободы. Люди обречены на свободу. Быть свободным- быть самим собою. Несвободу мы выбираем сами.

Палач — жертва

На протяжении жизни люди находятся либо в партнерских отношениях, либо в роли палача, либо в роли жертвы.

Примеры экзистенциализма в литературе:

Сартр - «Стена», драма «Мухи», роман «Тошнота» - манифест атеистического экзистенциализма. Этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.

Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека.

С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована.

Суть диалектики заключается в том, что человек сам творит историю— в той же мере, в какой она— его.

Альбер Камю — драма «Калигула» 1938, повесть «Посторонний» 1942 — о подлинной и мнимой свободе; роман «Чума» 1947 — антифашистская направленность.

Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества— фашизм, сталинизм ит.п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.

 

30. Импрессионизм и творчество М. Пруста.

Имперессионизм (от фр. Impression — впечатление) близок к символизму (рубеж веков).

Главная идея- передача чувственной формы явлений, мимолетного впечатления от жизни.

Примеры в живописи: Ренуар, Моне.Название от картины «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне.

В литературе основными жанрами стали дневник и письмо.

Дневник чувств — то, что происходит в его душе, эмоциональный фон ощущений тончайших нюансов, чувств и переживаний..

Фамилии писателей, примеры в литературе:

- Марсель Пруст — отец модернизма, литературного импрессионизма.

- Гюисмнас «Наоборот»

- Драйзер

- Чехов «Попрыгунья»

Главное — техника ассоциативного письма. Отказ от философичности. Легкомысленность!

Импрессионизм близок к «теории чистого искусства» - уход от проблем, сознательный уход от философских мыслей.

Импрессионизм предлагает отражать мимолетность времени.

Пруст, как отец модернизма и литературного импрессионизма, стремится показать недостоверность, относительность представлений человека о себе, о мире и обществе, расшатанность, непрочность самого общества. В основе творческого метода Пруста лежит импрессионизм, в границах которого Пруст может приходить к элементам социального критицизма, создавать реалистически правдивые человеческие образы. Вселенная Пруста - это и сугубо частный домашний мир рассказчика. Прустом созданы замечательные типы аристократов и буржуа (барон де Шарлюс, Гермапты, Сванн, Вердюрсны). Опыт Пруста разнообразно отозвался в творческих исканиях многих западноевропейских писателей 20 в.

Как заметил английский критик Реймонд Мортимер, «ни одному романисту, кроме Пруста, не посчастливилось сделать своих героев для нас более реальными, нам известно о них намного больше, чем о любых других выдуманных персонажах».

 

 

31. Реализм в зарубежной литературе новейшего времени. Его своеобразие сравнительно с критическим реализмом XIX века.

Крити́ческий реали́зм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке. Главная его особенность— изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Отмечают, что основополагающее значение для развития критического реализма в русском изобразительном искусстве имели материалистическая эстетика В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и передовая художественная критика.

1-й принцип — историзма — конкретно-историческое понимание и изображение характера, когда характер должен быть обусловлен.

 

2-й принцип — типизации — типичные характеры в типичных обстоятельствах. Знакомый незнакомец. (Читая книгу, мы узнаем персонаж по каким-то определенным чертам характера, внешности, поведения. Мы встречались с ним ранее в других произведениях)

Этапы создания реалистического образа

5. наблюдение за жизнью

6. обобщение типичных черт

7. создание из этих черт типичного образа

8. привлечение конкретных черт и создание индивидуальности

Получается условный образ.

Главная проблема реалистической литературы -социальные. Это конфликт между человеком и обстоятельствами.

 

Реализм второй половины ХХ века: происходит отказ от реалистической эстетики, от изображения логической картины мира, от сюжета, традиционного героя, от авторской позиции.

 

Особенности реалистического романа:

1. Центральной остается идея самоценности личности и прочно закрепленным за ним временем.

2. Социальная детерминированность (способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости) общества.

3. Конкретно-историческая правдивость художественного видения.

32. Общая характеристика литературы второй половины ХХ века

Сложность и многообразие форм. Изменяется геополитическое пространство. Появились новые литературы.

Наряду со «старыми литературами» появляются «новые литературные континенты» - Латинская Америка, Япония, Южная Африка, Китай.

Наряду с элитарным искусством (художественная форма, доступная для восприятия и понимания лишь немногим ценителям), развивается «массовая культура» - является следствием развития потребительского общества.

Массовая культура — первое упоминание в начале ХХ века.

Возникновение связано с развитие СМИ и НТР. Это ведет к тому, что аудиториями становится не ограниченное число реципиентов (объект, принимающий что-либо от другого объекта), а весь мир.

Продукция маскультуры — Агата Кристи, Артур Хейли, Стивен Кинг.

 

33. Апокалипсические настроения в культуре второй половины ХХ века и их влияние на постмодернизм.

В культуре второй половины ХХ века наблюдется кризис эпохи. Он находит свое отражение в таких направлениях, как Экзистенциализм (Понятие «ничто» - бездна, к которой движется экзистенциализм, т. е. существование. Мы возникаем из ничто и уходим в ничто. Идея абсурдности бытия. Нарушение экзистенциализма. Человек приходит на миг в этот мир. Чрезвычайна трагичная философия. Мы обречены на страдание и смерть.), Театр абсурда (Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий,— всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.), Новый роман (Новый роман подразумеват иную действительность, абсурдную, непредсказуемую, нарушаются причинно-следственные связи, в поведении персонажей отсутствует мотивировка.)

Вся эта аллогичность мира, настроения краха общества, движения мира в ничто, в бездну, смерть, повлияла на создание такого направления в зарубежной литературе как постмодернизм.

Постмодернизм — это, прежде всего особое мировосприятие, духовное состояние, которое характеризует кризисную эпоху. Для этого состояния характерные ощущения разочарованности, растерянности, отчаяния, исчерпанности бытия. Постмодернизм не оставляет никаких надежд, он удостоверяет кризисные моменты в развития общества и человека, которые, по образному выражению У. Эко, «находятся на самом крае пропасти ».

Далее уже идти некуда. Человеку, который оказался на краю пропасти, все открывается совсем в другом ракурсе — и жизнь и смерть, и именно его существование, которое и подводит его к этому ужасному состоянию. И поскольку любой реальный шаг может стать последним, остается сделать только одно: сделать мысленно шаг в направления себя, заглянуть в самого себя, взглянуть на себя и мир с позиции этой крайней границы. И этот взгляд, который осознается как «последний», так как дальше уже идти никуда, открывает всю нескрываемую правду неблагоустроенной и до сих пор не устроенной надлежащим образом человеческой жизни, лишенной высокой цели, духовного смысла. Но, постмодернизм это не просто кризисное мировосприятие, а еще и осознание кризиса и самоосознание себя в этом кризисном, неспокойном, неустановившемся мире, где разрушаются сами основы бытия. И этот момент - осознание и самоосознание — делает произведения постмодернизма актуальными для нашего времени

Постмодернизм отображает общий абсурд жизни, разрыв социальных и духовных связей, потерю моральных ориентиров в обществе. Дисгармония и деструкция - такие основные признаки постмодерного художественного мира. Здесь нет ничего определенного, постоянного. Этот мир ужасный и химерический. Он отпугивает своею запутанностью и неопределенностью, глубиной кризиса и безысходности.

Произведение постмодернизма подается не как готовая вещь, а как процесс взаимодействия художника с текстом, текста с пространством культуры и социальным пространством, текста с художником и т.п. Здесь речь идет о специфической особенности постмодерного письма, которое предусматривает подчеркнутую условность изображаемого. Произведение представляет собой так называемый условный текст и условный мир.

 

34. Генезис постмодернизма в трудах философов Франкфуртской школы.

Ге́незис — происхождение, возникновение, (за)рождение.

Ученые Франкфуртской школы осуществили попытки философского осмысления современного антропологического кризиса.

В многочисленных и многостраничных произведениях Дерриды и других постмодернистов можно обнаружить только следы главной теоретической и практической проблемы века, а непосредственным предметом обсуждения у него постоянно оказывается что-то другое. Что именно? Например, природа и сущность "следа" как такового. Если главное, существенное, определяющее, центральное поймать сегодня просто нельзя, оно исчезло из сознания (а, может быть, и из самой реальности), оставив после себя только мало различимые следы, по которым нельзя восстановить его, то чем может занять себя мыслящее существо? Оно создает концепцию "следа". Именно этому и посвятила себя постмодернистская философия.

35. Основные направления в зарубежной литературе второй половины ХХ века. Их характеристика. Наиболее яркие представители.

Экзистенциализм (от лат. Экзистенцио — существование) — философия существования.

Основные идеи экзистенциализма.

1) Понятие «экзистенции» (существования). Рождение — существование — смерть.

Экзистенциализм — то, что от человека не зависит.

2) Понятие «ничто» - бездна, к которой движется экзистенциализм, т. е. существование. Мы вознкаем из бытия и уходим в ничто.

Идея абсурдности бытия. Нарушение экзистенциализма. Человек приходит на миг в этот мир. Чрезвычайна трагичная философия. Мы обречены на страдание и смерть.

3) Понятие «времени». Существование конечно и время ограничено. Концепция Бенджамина Баттона — часы отсчитывают назад.

4) Понятие «пограничной ситуации» - Ясперс. (стрессовая/экстримальная) — на грани жизни и смерть. Человеческая сущность проявляется больше всего именно здесь.

Страх является фундаментом. Страх и Трепет. Страх — психофизиологическое состояние.

5) Категория свободы. Люди обречены на свободу. Несвободу мы выбираем сами.

Примеры экзистенциализма в литературе:

Сартр - «Стена», драма «Мухи», роман «Тошнота» - манифест атеистического экзистенциализма.

Театр абсурда - На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий,— всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.

Примеры:

- Эжен Ионеско «Лысая певица», «Носорог»

Реалистический роман -

1. Центральной остается идея самоценности личности и прочно закрепленным за ним временем.

2. Социальная детерминированность (способ решения задачи определён однозначно в виде последовательности шагов. На любом шаге не допускаются никакие двусмысленности или неопределённости) общества.

3. Конкретно-историческая правдивость художественного видения.

 

36. Ведущие тенденции развития французской литературы второй половины ХХ в. Экзистенциализм, «новый роман», театр абсурда.

Сложность и многообразие форм. Изменяется геополитическое пространство. Появились новые литературы. Новые направления в зарубежной литературе. Основные идеи — аллогичность мира, хаос, абсурдность бытия, отказ от реалистической эстетики.

Экзистенциализм (от лат. Экзистенцио — существование) — философия существования.

Экзистенциализм это философское и литературное течение, появившееся во французской литературе 1940-50-х годов. Экзистенциалищм делится на два вида — религиозный и атеистический.

Религиозный — Карл Ясперс, Николай Бердяев - работы в обсласти философии религии.

Атеистический — Эан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар.

Основные идеи экзистенциализма.

1) Понятие «экзистенции» (существования). Рождение — существаование — смерть.

Экзистенциализм — то, что от человека не зависит.

2) Понятие «ничто» - бездна, к которой движется экзистенциализм, т. е. существование. Мы вознкаем из бытия и уходим в ничто.

Идея абсурдности бытия. Нарушение экзистенциализма. Человек приходит на миг в этот мир. Чрезвычайна трагичная философия. Мы обречены на страдание и смерть.

3) Понятие «времени». Существование конечно и время ограничено. Концепция Бенджамина Баттона — часы отсчитывают назад.

4) Понятие «пограничной ситуации» - Ясперс. (стрессовая/экстримальная) — на грани жизни и смерть. Человеческая сущность проявляется больше всего именно здесь.

Страх является фундаментом. Страх и Трепет. Страх — психофизиологическое состояние.

5) Категория свободы. Люди обречены на свободу. Несвободу мы выбираем сами.

Примеры экзистенциализма в литературе:

Сартр - «Стена», драма «Мухи», роман «Тошнота» - манифест атеистического экзистенциализма.

Театр абсурда - На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий,— всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.

В мире нет логики!

Взамен логики — стремление к ассоциативному восприятию мира.

В драме нет сюжета! Нет действия! Ситуация взамен действия!

Примеры:

- Эжен Ионеско «Лысая певица», «Носорог»

Новый роман - Это название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940-х— начале 1960-х годов и противопоставившего свои произведения социально-критическому, с разветвленным сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы.

Возник в противовес реальности, реалистическому роману.

Представители нового романа утверждали идею истрепанности традиционного романа и открывали новые стилистические возможности.

Происходит отказ от реалистичной эстетики, от изображения логической картины мира от сюжета, традиционного героя, от авторской позиции.

Новый роман подразумеват иную действительность, абсурдную, непредсказуемую, нарушаются причинно-следственные связи, в поведении персонажей отсутствует мотивировка.

Примеры в литературе:

- Ален Роб - Грийе «В лабиринте»

- Натали Саррот «Золотые плоды»

 

 

37. Театр Абсурда, его эстетика и художественная практика.

Театр абсурда образовался в 50-е годы во Франции. Театр парадокса, антитеатр, антидрама.

Т.А. создан под влиянием экзистенциальной философии. (от лат. Экзистенцио — существование) — философия существования.

В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб

Эстетика театра абсурда основывается на идее абсурдности мира и иррациональности бытия.

На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий,— всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.

Театр абсурда проповедует идею отстутсвия в мире причинно-следственных связей, лишенности его здравого смысла.

В мире нет логики!

Взамен логики — стремление к ассоциативному восприятию мира.

В драме нет сюжета! Нет действия! Ситуация взамен действия!

События поражают своей нелогичностью. Персонажи лишены индивидуальности.

Вместо диалогов — бессвязная белиберда или нечленораздельные звуки. Это не просто плохие пьесы — это не пьесы вообще!

Примеры:

- Эжен Ионеско «Лысая певица», «Носорог»

- Самуэль Бэккет «В ожидании Годо»

- Жан Жене «Служанки»

 

«Распалась связь времен» - У. Шекспир

В театре абсурда отразилось время, люди были потрясены зверствами фашизма и тоталитаризма. Выявилась хрупкость человеческой жизни.

В театре абсурда отразилось разочарование в социальном и нравственном прогрессе.

 

38. «Новый роман» и его место в литературе послевоенной Франции. Представители.

Возник под влиянием экзистенциальной философии. (от лат. Экзистенцио — существование) — философия существования.

Это название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940-х— начале 1960-х годов и противопоставившего свои произведения социально-критическому, с разветвленным сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы.

Возник в противовес реальности, реалистическому роману.

Представители нового романа утверждали идею истрепанности традиционного романа и открывали новые стилистические возможности.

Происходит отказ от реалистичной эстетики, от изображения логической картины мира от сюжета, традиционного героя, от авторской позиции.

Новый роман подразумеват иную действительность, абсурдную, непредсказуемую, нарушаются причинно-следственные связи, в поведении персонажей отсутствует мотивировка.

Примеры в литературе:

- Ален Роб - Грийе «В лабиринте»

- Натали Саррот «Золотые плоды»

- Мишель Бютор «Филипп Соллерс»

В программных статьях Натали Саррот «Эра подорения» и А. Роб-Грийе «Путь будущего романа» проповедуют идею несовместимости творчества с политическими и социальными взглядами авторов. Поэтому новый роман всопринимается как своеобразное развитие эстетики «чистого искусства» или «искусства ради искусства».

Нарочитый антиидеологизм нового романа заключается в принципе безразличия литературы к происходящим политическим и историческим событиям.

С точки зрения нового романа литературу следует отделить от политики, идеологии и общественной морали.

Эстетика нового романа свидетельствует о глубоком кризисе романа середины ХХв. Писали о смерти романа, смерти автора.

Векми выработанные принципы создания исчерпали себя и нужно было создать нечто новое.

Дальнейшее развитие эстетика нового романа получила в новом новом романе, а теоретическое обоснование в семиотике (науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения) и структурной лингвистике.

Главным является изменение отношения к тексту.

Философы и культурологи констатируют наличие «кризиса легитимности » (согласие народа с властью) — сомнению подвергается сама действительность.

В этой ситуации единственным островком свободы является язык и важнейшее значение принимает текст.

Текст есть все вокруг. Состоит из символов, знаков и букв.

 

39. Специфика образа главного героя в повести Э. Хемингуэя!Старик и море». Притчевый характер повествования.

“Старик и море” - Эта притча о сильном человеке, который стал стариком, и поэтому он стал в конце концов смиренным. Тут мы наконец-то понимаем, почему же все-таки главный герой — “старик”. История о старике и жизни. Не о старости — состоянии, но об отношениях старых людей с жизнью. Главного героя автор почти всегда называет “старик”, хотя у него есть имя — Сантьяго. Сам старик тоже так себя называет. Такое наименование подчеркивает, что речь идет о “неком старике”. Воспоминания о состязании с негром позволяет понять, почему перед нами «необычный старик», и является прообразом поединка старика и рыбы.

Имя старика — Сантьяго. Его имя тоже символично, хотя, с другой стороны, оно и делает его реальным, менее обобщенным “стариком”. Сантьяго: сант - святой, яго - эго (шекспировский Яго как суперэгоист). Сантьяго — святой человек. Произведение “Старик и море” — о том, как Сантьяго приближается к пути, который ведет к “святости”.

Он постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милостыни или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, - что поделаешь, такова уж её природа.

Но гордость е



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: