Конспект урока
русского языка на тему:
«Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова»
Составила: Логинова Анастасия Петровна,
учитель начальных классов
Абакан, 2020
Класс: 2
Учитель: Логинова Анастасия Петровна
Предмет: русский язык
Тема: «Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова».
Цель: способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке и появления новых слов.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Планируемые результаты
Предметные: знают значения некоторых устаревших слов, умеют устанавливать причины «исчезновения» слов; знают авторов известных толковых словарей, умеют наблюдать за устаревшими словами в пословицах, используют их в современной речи, понимают значение изучения устаревших слов.
Личностные: имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, имеют представление о себе, своих возможностях, могут объяснить, что делают с удовольствием, что получается хорошо, а что – нет.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, определяют, формулируют учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, ищут средства её осуществления.
Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, в словарях.
Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в совместном решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение.
Структурные компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | - В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. | Слушают учителя |
Актуализация и пробное учебное действие. Целеполагание. | Слайд 1. - Внимательно послушайте текст. Просмотр фрагмента мультфильма по былине «Илья Муромец» И встал! И пошел! И открыл Илья! И впустил Илья перехожих калик. Заходили калики к Илье ладком, Становилися перед ним рядком, Доставали три чарки золоченые, Наливали питья в них медвяного От пчел с цветов да с лугов, да с лесов - В нем вся сила земная исцелительная. Подавали питье Илье Муромцу: "Ты испей, добрый молодец, маленечко, Не побрезгуй ты меду каличьего!" Принимал-выпивал угощенье Илья. Расходилася кровушка по жилочкам. Уж такое ли веселье поднималось в душе, Уж такие ли мысли зазвенели в голове, Уж такая ли радость пала на сердце... - Скажите, какие слова вам не известны? (калики, чарки, испей, пала, молодец…) Слайд 2. Обратить внимание на слайд, на котором - компьютер, мобильный телефон и т. п. - Как вы думаете, когда появились названия этих слов в русском языке? (эти слова к нам появились с приходом в нашу жизнь этих предметов) - О каких словах пойдёт речь сегодня? Кто определит тему и цель урока? (на уроке речь пойдет об устаревших словах и новых словах, цель урока: выяснить причины устаревания слов в русском языке и появления новых слов) Слайд 3. Цель урока: выяснитьпричины устаревания слов в русском языке и появления новых слов | Смотрят фрагмент мультфильма, слушают текст Отвечают на вопросы учителя Смотрят на слайд Отвечают на вопросы Формулируют тему и цель урока |
Изучение нового материала | - Для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо отправиться в прошлое и заглянуть в «Бабушкин сундучок», в котором спрятаны для нас задания. (У учителя на столе старинный сундучок, в котором лежат конверты с заданиями) 1 КОНВЕРТ. (достаю из сундучка) - Послушайте первое задание: «Ответьте на вопросы: 1) Что такое устаревшие слова? 2) Где мы можем встретить устаревшие слова? 3) По какой причине устаревают слова? Сравним наши ответы с текстом учебника, откройте учебник на странице 88, поработаем с рубрикой «Давай подумаем». «Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы. Например: вместо ланиты мы говорим щёки, вместо уста – губы, вместо чело – лоб (теперь ты знаешь, почему мы говорим чёлка), вместо дружество – дружба, вместо зерцало – зеркало) - Итак, по какой причине забываются слова? (слова забываются, потому что вместо них давно употребляются слова-синонимы) Вывод: Многие устаревшие слова называют знакомые предметы на старинный лад. Вместо них употребляются слова-синонимы. | Слушают задание Отвечают на вопросы учителя Работа в учебнике Читают текст Отвечают на вопрос Делают вывод |
Достаем 2 КОНВЕРТ из сундучка. «С. 89, упражнение 2. Работа в трёх группах» - Прочитайте задание к упражнению 2 на стр. 89. (Прочитай пословицы. Объясни значения устаревших слов, подбирая к ним синонимы. Запиши получившиеся пары. Проверь себя по толковому словарику в учебнике.) – Итак, что нужно сделать? (Найти в пословицах устаревшие слова, заменить их современными словами-синонимами и записать получившиеся пары слов) - Первый ряд будет работать с первым предложением, второй ряд – со вторым предложением, а третий ряд – с третьим предложением. Ваша задача прочитать пословицы, найти в них устаревшие слова и заменить их совами-синонимами, объяснить смысл пословиц. - Всякий Еремей дело разумей (понимай). – Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры). – Пословица недаром молвится (говорится). Слайд 4.- Начинаем проверять (устно, проверка по слайду) Разумей – понимай, прорехи – дыры, молвится – говорится. - А теперь запишите полученные пары слов в тетрадь. - Где используются устаревшие слова? (Устаревшие слова используются в пословицах, поговорках) - Какой вывод можно сделать по выполненному упражнению? (на смену устаревшим словам приходят слова-синонимы) Вывод: На смену устаревшим словам приходят слова-синонимы. - С этим заданием мы справились замечательно, посмотрим, какие еще задания нам приготовил «Бабушкин сундучок» Достаю КОНВЕРТ 3. «Задание на карточках в парах. «Ребята, для того, чтобы выяснить значение некоторых устаревших слов, вам необходимо выполнить следующее задание: на спинках ваших стульев приклеены карточки со словами, ваша задача взять карточку, прочитать слово, провести поисковую работу и записать значение вашего слова в тетрадь» - Итак, что необходимо сделать? (нужно прочитать слово, объяснить его значение и записать в тетрадь) - Ребята, а что нам поможет в определении значения слова? (толковый словарик в конце учебника) 1) АРШИН – СТАРАЯ РУССКАЯ МЕРА ДЛИНЫ, РАВНАЯ 71 СМ. 2) ВЕРШОК – СТАРАЯ РУССКАЯ МЕРА ДЛИНЫ, РАВНАЯ ПРИМЕРНО ЧЕТЫРЕМ С ПОЛОВИНОЙ САНТИМЕТРАМ. 3) ЗОЛОТНИК – СТАРАЯ РУССКАЯ МЕРА ВЕСА, ЧУТЬ БОЛЬШЕ 4 ГРАММОВ. 4) ЛАРЬ – БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ЯЩИК ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЧЕГО – НИБУДЬ. 5) ЛЬЗЯ – МОЖНО. 6) РАТЬ – ВОЙСКО. 7) ПЕРСТ – ПАЛЕЦ НА РУКЕ. 8) ПОКОИ – ВНУТРЕННЕ ПОМЕЩЕНИЕ, КОМНАТЫ. 9) СУСЕК – МЕСТО В АМБАРЕ, ГДЕ ХРАНИТСЯ ЗЕРНО. 10) КУПЕЦ – В ДНЕВНЕЙ РУСИ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЛСЯ ТОРГОВЛЕЙ. Слайд 5.- А теперь проверим, что же у нас получилось. Ребята, читайте слово и его значение. Каждое слово и его толкование выводится на экран. - Дети, чему научило вас данное упражнение? (это упражнение научило нас работать со словарем, искать в нём нужные слова, теперь нам известно много устаревших слов) - Скажите для чего нам нужно знать устаревшие слова? (для того, чтобы пользоваться ими в жизни, чтобы разнообразить нашу речь, при чтении книг об истории нашей страны, понимать, о чём идет речь) - Приступаем к следующему заданию. Достаю из сундучка 4 КОНВЕРТ В письме написано: «Вам пора отдохнуть». | Работа в группах. Читают задание Отвечают на вопрос Слушают учителя Проверяют работу по слайду Записывают в тетрадь Отвечают на вопросы Слушают задание Формулируют задание Отвечают на вопрос Записывают слова в тетрадь. Работа с толковым словарём Проверяют по слайду, читают слова и их толкование Отвечают на вопросы | |
Физкультминутка | - Ребята, я буду вам говорить, какие действия вы должны сделать, пользуясь устаревшими словами, а ваша задача это действие выполнить. Пощелкайте перстами, Улыбнитесь устами, Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты. Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз. (2 раза) | Выполняют упражнения |
Закрепление пройденного материала | - Посмотрим, все ли задания, который приготовил нам волшебный «Бабушкин сундучок», мы выполнили. Открываю сундучок, достаю 5 КОНВЕРТ. «Задание на экране. Прочитайте предложенный текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста. Запишите текст в тетрадь» Слайд 6. Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по …….. поскребла, по …… помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал… Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка. А теперь, ребята, обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте по слайду, правильно ли вставлены слова. Слайд 7.Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в избе не было. Что делать? Пошла старуха, по сусекам поскребла, по амбару помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на завалинку, с завалинки на дорожку – и убежал… - Чему вы научились, выполнив это задание? (Подбирать слова в соответствии с текстом) Открываю сундучок, достаю 6 КОНВЕРТ - Ребята и наконец, нам необходимо выполнить последнее задание. «Задание на карточках. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему урока, насколько хорошо вы запомнили устаревшие слова и как вы умеете их заменять словами-синонимами, выполните следующее задание самостоятельно. » КАРТОЧКА Соедини стрелками устаревшее слово со словом синонимом: очи губы уста глаза перст лоб брадобрей палец чело парикмахер Изгородь неряха изба забор Рать Войска замарашка дом | Читают задание на слайде Читают текст Записывают текст в тетрадь Взаимопроверка по слайду Отвечают на вопрос Слушают задание Выполняют самостоятельную работу на карточках |
Итог. Рефлексия | Итак, ребята, мы выполнили все задания, которые предложил нам «Бабушкин сундучок», для того, чтобы достичь поставленной на уроке цели. - А кто помнит, какая была цель урока? (цель урока: выяснить причины устаревания слов в русском языке и появления новых слов) Слайд 8. - Ответьте, какова причина устаревания слов в русском языке? (уходят из обихода предметы – устаревают слова, к ним на смену приходят слова-синонимы) - Какова причина появления новых слов? (приходят в жизнь новые предметы - появляются новые слова) - Для чего мы должны знать устаревшие слова? (для того, чтобы наша речь была разнообразной, для того, чтобы не было затруднений при встрече с устаревшими словами) - В случае затруднения определения значения устаревших слов, кто придет к вам на помощь? (Толковый словарь) - А сейчас ребята, я бы хотела узнать, как вы усвоили изученную тему. - Перед вами изба, её нужно заполнить жителями, если вы считаете, что вы поняли материал урока и достигли поставленной цели – приклейте к избе лицо жителя, у которого уста, показывают хорошее настроение, а если у вас были какие-либо затруднения – поместите в избу человека, у которого уста показывают грустное настроение. Анализ рефлексии. Даём советы детям, поместившим грустные лица в избу. - И закончить урок я хочу следующими строками: Русский язык — самый лучший на свете! Он самый великий и самый богатый, И много секретов хранит он, ребята! Все эти секреты должны разгадать И с радостью русский язык изучать. Тогда очень грамотным станет ваш класс, И русский язык станет другом для вас! Ребята, спасибо за урок. | Отвечают на вопросы учителя Оценивают свою работу на уроке |
Домашнее задание | Найти в русских народных сказках устаревшие слова и записать в тетрадь. |