Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)




Конспект урока

русского языка на тему:

«Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова»

 

 

Составила: Логинова Анастасия Петровна,

учитель начальных классов

 

 

Абакан, 2020

Класс: 2

Учитель: Логинова Анастасия Петровна

Предмет: русский язык

Тема: «Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова».

Цель: способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке и появления новых слов.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Планируемые результаты

Предметные: знают значения некоторых устаревших слов, умеют устанавливать причины «исчезновения» слов; знают авторов известных толковых словарей, умеют наблюдать за устаревшими словами в пословицах, используют их в современной речи, понимают значение изучения устаревших слов.

Личностные: имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, имеют представление о себе, своих возможностях, могут объяснить, что делают с удовольствием, что получается хорошо, а что – нет.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД)

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, определяют, формулируют учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, ищут средства её осуществления.

Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, в словарях.

Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в совместном решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение.

 

Структурные компоненты Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. - В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём. Слушают учителя
Актуализация и пробное учебное действие. Целеполагание. Слайд 1. - Внимательно послушайте текст. Просмотр фрагмента мультфильма по былине «Илья Муромец» И встал! И пошел! И открыл Илья! И впустил Илья перехожих калик. Заходили калики к Илье ладком, Становилися перед ним рядком, Доставали три чарки золоченые, Наливали питья в них медвяного От пчел с цветов да с лугов, да с лесов - В нем вся сила земная исцелительная. Подавали питье Илье Муромцу: "Ты испей, добрый молодец, маленечко, Не побрезгуй ты меду каличьего!" Принимал-выпивал угощенье Илья. Расходилася кровушка по жилочкам. Уж такое ли веселье поднималось в душе, Уж такие ли мысли зазвенели в голове, Уж такая ли радость пала на сердце... - Скажите, какие слова вам не известны? (калики, чарки, испей, пала, молодец…) Слайд 2. Обратить внимание на слайд, на котором - компьютер, мобильный телефон и т. п. - Как вы думаете, когда появились названия этих слов в русском языке? (эти слова к нам появились с приходом в нашу жизнь этих предметов) - О каких словах пойдёт речь сегодня? Кто определит тему и цель урока? (на уроке речь пойдет об устаревших словах и новых словах, цель урока: выяснить причины устаревания слов в русском языке и появления новых слов) Слайд 3. Цель урока: выяснитьпричины устаревания слов в русском языке и появления новых слов   Смотрят фрагмент мультфильма, слушают текст   Отвечают на вопросы учителя Смотрят на слайд   Отвечают на вопросы   Формулируют тему и цель урока    
Изучение нового материала - Для того, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо отправиться в прошлое и заглянуть в «Бабушкин сундучок», в котором спрятаны для нас задания. (У учителя на столе старинный сундучок, в котором лежат конверты с заданиями) 1 КОНВЕРТ. (достаю из сундучка) - Послушайте первое задание: «Ответьте на вопросы: 1) Что такое устаревшие слова? 2) Где мы можем встретить устаревшие слова? 3) По какой причине устаревают слова? Сравним наши ответы с текстом учебника, откройте учебник на странице 88, поработаем с рубрикой «Давай подумаем». «Многие устаревшие слова называют хорошо знакомые нам предметы на старинный лад. Эти слова постепенно забываются, так как вместо них уже давно употребляются слова-синонимы. Например: вместо ланиты мы говорим щёки, вместо уста – губы, вместо чело – лоб (теперь ты знаешь, почему мы говорим чёлка), вместо дружество – дружба, вместо зерцало – зеркало) - Итак, по какой причине забываются слова? (слова забываются, потому что вместо них давно употребляются слова-синонимы) Вывод: Многие устаревшие слова называют знакомые предметы на старинный лад. Вместо них употребляются слова-синонимы.   Слушают задание   Отвечают на вопросы учителя     Работа в учебнике   Читают текст   Отвечают на вопрос Делают вывод
  Достаем 2 КОНВЕРТ из сундучка. «С. 89, упражнение 2. Работа в трёх группах» - Прочитайте задание к упражнению 2 на стр. 89. (Прочитай пословицы. Объясни значения устаревших слов, подбирая к ним синонимы. Запиши получившиеся пары. Проверь себя по толковому словарику в учебнике.) – Итак, что нужно сделать? (Найти в пословицах устаревшие слова, заменить их современными словами-синонимами и записать получившиеся пары слов) - Первый ряд будет работать с первым предложением, второй ряд – со вторым предложением, а третий ряд – с третьим предложением. Ваша задача прочитать пословицы, найти в них устаревшие слова и заменить их совами-синонимами, объяснить смысл пословиц. - Всякий Еремей дело разумей (понимай). Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры). Пословица недаром молвится (говорится). Слайд 4.- Начинаем проверять (устно, проверка по слайду) Разумей – понимай, прорехи – дыры, молвится – говорится. - А теперь запишите полученные пары слов в тетрадь. - Где используются устаревшие слова? (Устаревшие слова используются в пословицах, поговорках) - Какой вывод можно сделать по выполненному упражнению? (на смену устаревшим словам приходят слова-синонимы) Вывод: На смену устаревшим словам приходят слова-синонимы. - С этим заданием мы справились замечательно, посмотрим, какие еще задания нам приготовил «Бабушкин сундучок» Достаю КОНВЕРТ 3. «Задание на карточках в парах. «Ребята, для того, чтобы выяснить значение некоторых устаревших слов, вам необходимо выполнить следующее задание: на спинках ваших стульев приклеены карточки со словами, ваша задача взять карточку, прочитать слово, провести поисковую работу и записать значение вашего слова в тетрадь» - Итак, что необходимо сделать? (нужно прочитать слово, объяснить его значение и записать в тетрадь) - Ребята, а что нам поможет в определении значения слова? (толковый словарик в конце учебника) 1) АРШИН – СТАРАЯ РУССКАЯ МЕРА ДЛИНЫ, РАВНАЯ 71 СМ. 2) ВЕРШОК – СТАРАЯ РУССКАЯ МЕРА ДЛИНЫ, РАВНАЯ ПРИМЕРНО ЧЕТЫРЕМ С ПОЛОВИНОЙ САНТИМЕТРАМ. 3) ЗОЛОТНИК – СТАРАЯ РУССКАЯ МЕРА ВЕСА, ЧУТЬ БОЛЬШЕ 4 ГРАММОВ. 4) ЛАРЬ – БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ЯЩИК ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЧЕГО – НИБУДЬ. 5) ЛЬЗЯ – МОЖНО. 6) РАТЬ – ВОЙСКО. 7) ПЕРСТ – ПАЛЕЦ НА РУКЕ. 8) ПОКОИ – ВНУТРЕННЕ ПОМЕЩЕНИЕ, КОМНАТЫ. 9) СУСЕК – МЕСТО В АМБАРЕ, ГДЕ ХРАНИТСЯ ЗЕРНО. 10) КУПЕЦ – В ДНЕВНЕЙ РУСИ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЛСЯ ТОРГОВЛЕЙ. Слайд 5.- А теперь проверим, что же у нас получилось. Ребята, читайте слово и его значение. Каждое слово и его толкование выводится на экран. - Дети, чему научило вас данное упражнение? (это упражнение научило нас работать со словарем, искать в нём нужные слова, теперь нам известно много устаревших слов) - Скажите для чего нам нужно знать устаревшие слова? (для того, чтобы пользоваться ими в жизни, чтобы разнообразить нашу речь, при чтении книг об истории нашей страны, понимать, о чём идет речь) - Приступаем к следующему заданию. Достаю из сундучка 4 КОНВЕРТ В письме написано: «Вам пора отдохнуть».     Работа в группах. Читают задание     Отвечают на вопрос   Слушают учителя   Проверяют работу по слайду   Записывают в тетрадь Отвечают на вопросы     Слушают задание   Формулируют задание   Отвечают на вопрос   Записывают слова в тетрадь. Работа с толковым словарём   Проверяют по слайду, читают слова и их толкование   Отвечают на вопросы  
Физкультминутка - Ребята, я буду вам говорить, какие действия вы должны сделать, пользуясь устаревшими словами, а ваша задача это действие выполнить. Пощелкайте перстами, Улыбнитесь устами, Наклоните выю вперёд, назад. Погладьте свои ланиты. Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз. (2 раза) Выполняют упражнения
Закрепление пройденного материала - Посмотрим, все ли задания, который приготовил нам волшебный «Бабушкин сундучок», мы выполнили. Открываю сундучок, достаю 5 КОНВЕРТ. «Задание на экране. Прочитайте предложенный текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста. Запишите текст в тетрадь» Слайд 6. Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по …….. поскребла, по …… помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал… Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка. А теперь, ребята, обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте по слайду, правильно ли вставлены слова. Слайд 7.Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в избе не было. Что делать? Пошла старуха, по сусекам поскребла, по амбару помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на завалинку, с завалинки на дорожку – и убежал… - Чему вы научились, выполнив это задание? (Подбирать слова в соответствии с текстом) Открываю сундучок, достаю 6 КОНВЕРТ - Ребята и наконец, нам необходимо выполнить последнее задание. «Задание на карточках. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему урока, насколько хорошо вы запомнили устаревшие слова и как вы умеете их заменять словами-синонимами, выполните следующее задание самостоятельно. » КАРТОЧКА Соедини стрелками устаревшее слово со словом синонимом: очи губы уста глаза перст лоб брадобрей палец чело парикмахер Изгородь неряха изба забор Рать Войска замарашка дом     Читают задание на слайде     Читают текст   Записывают текст в тетрадь   Взаимопроверка по слайду     Отвечают на вопрос   Слушают задание     Выполняют самостоятельную работу на карточках    
Итог. Рефлексия Итак, ребята, мы выполнили все задания, которые предложил нам «Бабушкин сундучок», для того, чтобы достичь поставленной на уроке цели. - А кто помнит, какая была цель урока? (цель урока: выяснить причины устаревания слов в русском языке и появления новых слов) Слайд 8. - Ответьте, какова причина устаревания слов в русском языке? (уходят из обихода предметы – устаревают слова, к ним на смену приходят слова-синонимы) - Какова причина появления новых слов? (приходят в жизнь новые предметы - появляются новые слова) - Для чего мы должны знать устаревшие слова? (для того, чтобы наша речь была разнообразной, для того, чтобы не было затруднений при встрече с устаревшими словами) - В случае затруднения определения значения устаревших слов, кто придет к вам на помощь? (Толковый словарь) - А сейчас ребята, я бы хотела узнать, как вы усвоили изученную тему. - Перед вами изба, её нужно заполнить жителями, если вы считаете, что вы поняли материал урока и достигли поставленной цели – приклейте к избе лицо жителя, у которого уста, показывают хорошее настроение, а если у вас были какие-либо затруднения – поместите в избу человека, у которого уста показывают грустное настроение. Анализ рефлексии. Даём советы детям, поместившим грустные лица в избу. - И закончить урок я хочу следующими строками: Русский язык — самый лучший на свете! Он самый великий и самый богатый, И много секретов хранит он, ребята! Все эти секреты должны разгадать И с радостью русский язык изучать. Тогда очень грамотным станет ваш класс, И русский язык станет другом для вас! Ребята, спасибо за урок.     Отвечают на вопросы учителя     Оценивают свою работу на уроке
Домашнее задание Найти в русских народных сказках устаревшие слова и записать в тетрадь.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: