МЕХАНИЗМЫ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ




РЕФЕРАТ

На тему: «Психология воли»


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…3

1. Понятие и качества воли………………………………………………….......4

2. Функции воли……………………………………………………………....….6

3. Механизмы волевого поведения……………………………………....……...7

Заключение…………………………………………………………………....…11

Список использованной литературы…………………………………………..12


 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многие ученые стремятся разработать целостное учение о воле с ее терминологической определенностью и однозначностью. Такое положение дел с исследованием воли, по-видимому, связано с её актуализацией как предмета исследования с XX века.

Сторонники активной концепции человеческого поведения, недавно ставшей лидером, понимают человеческое поведение как изначально активное, но при этом придерживаются мнения, что сам человек наделен способностью сознательно выбирать формы поведения. К проблеме изучения психологии воли обратился Ильин Е.П., в своей книге «Психология свободы» (2000) он уделил большое внимание теориям воли. В статье «Фазы формирования личности в онтогенезе» (1979) Божович Л.И. рассмотрел влияние игры на развитие волевых характеристик ребенка. В своей книге «Формирование волевой регуляции в онтогенезе» (1988) Шульга Т.И. рассмотрел развитие воли человека в процессе развития от рождения до старшего школьного возраста. Иванников В.А. уделил внимание общим вопросам свободы в монографии «Психологические механизмы регуляции воли» (1998).

Воля - один из ключевых вопросов, определяющих независимость и ответственность человека. Без участия воли не решается ни одна более или менее сложная проблема человеческой жизни. Никто не добился успехов и высот без выдающейся воли. Человек в принципе-то отличается от всех других живых существ тем, что помимо сознания и интеллекта, у него есть еще и воля, без которой не было бы возможности самореализации. Необходимостью изучать психологию воли и интегрировать полученные сведения в науку и обусловлена актуальность исследования.


 

ПОНЯТИЕ И КАЧЕСТВА ВОЛИ

Воля - сознательная регуляция поведения человека, связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий, имеющая ряд особенностей: наличие усилия и продуманного плана выполнения определенного волевого акта; повышенное внимание к такому поведению; отсутствие прямого удовлетворения, полученного в процессе и в результате его реализации; состояние оптимальной мобилизации личности, концентрации в нужном направлении.

Проявление воли отражается в следующих свойствах (свойствах):

- сила воли - степень силы воли, необходимая для достижения цели;

- настойчивость - способность человека мобилизоваться на протяжении длительного периода времени для преодоления трудностей;

- упорство - умение ограничивать чувства, мысли, действия;

- целеустремленность - умение быстро и твердо принимать решения;

- смелость - умение быстро и твердо принимать решения;

- самоконтроль - умение контролировать себя, побеждать свое поведение при решении проблем;

- дисциплина - сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, устойчивому порядку;

- долг - способность выполнять свои обязанности в срок;

- организация - рациональное планирование и организация своей работы и т. д.

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели [2, c. 35]. Чаще всего человек выражает свою волю в следующих типичных ситуациях:

- когда необходимо выбирать между двумя и более одинаково привлекательными вариантами, но требующих противоположных действий, мыслей, целей, чувств, несовместимых друг с другом;

- когда тем не менее необходимо целенаправленно идти по пути к намеченной цели;

- когда существуют внутренние (страх, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия на пути практической деятельности человека, которые необходимо преодолеть.

Другими словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решений.


 

ФУНКЦИИ ВОЛИ

В умственной деятельности человека воля выполняет две взаимосвязанные функции - активирующую и тормозящую. Активирующая функция проявляется в том, что воля позволяет человеку мобилизовать свои внутренние силы и направить его к активной деятельности для достижения сознательной цели. Воля обеспечивает переход от человеческих знаний и опыта к практической деятельности в соответствии с их потребностями, намерениями, интересами [1, c. 99]. При этом посредством волевого усилия человек регулирует свое поведение, тормозит возникновение таких мотиваций и совершение таких действий, которые не соответствуют его идеалам, вере. Выражается в функции торможения, контроля, регулирования поведения.

Волевой процесс тесно связан со всеми другими аспектами психики человека: вниманием, мышлением, воображением, памятью, чувствами, темпераментом, способностями, характером.

Человек преодолевает препятствие не только по воле, но и под влиянием своих потребностей, чувств, переживаний, знаний, способностей. Поэтому его нельзя рассматривать как единственный критерий воли к преодолению трудностей. Специфика волевого мыслительного процесса заключается в сознательном усилии задействовать все возможности для достижения цели.


 

МЕХАНИЗМЫВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Воля включает в себя все действия, которые происходят не по внутреннему желанию, а по потребности. Временными видами деятельности называют занятия, связанные с преодолением жизненных трудностей. Ряд человеческих качеств можно определить, как сильную волю (целеустремленность, настойчивость, настойчивость, терпение и т.д.).

В научной психологии воля рассматривается во многих поведенческих патогенах, которые часто отождествляются с желаниями субъекта. Подчеркивается внутреннее родство воли с потребностями, мотивами, целями человека. С.Л. Рубинштейн считал, что основы свободы уже заложены в потребностях как исходной мотивации человека к действию [4, c. 118]. Временное регулирование связано с мотивацией поведения человека, но эта связь не дана, а дана и требует объяснения.

Для понимания психологии воли и ее механизмов крайне важно определить стадию, на которой происходит непосредственное инициирование действий и их поддержание в процессе реализации - процесс формирования ситуационной мотивации. Мотивация - это инициирующее начало определенной деятельности, которая имеет место в данный момент и в данной ситуации. Возникновение мотивации связано с последовательным формированием отдельных моментов мотивации: готовности к действию, его направленности, выбора средств и способов действия, создания уверенности в успехе и правильности действий.

Следовательно, обновленных потребностей и мотивов недостаточно, чтобы инициировать поведение. Для успешного начала и завершения поведения необходимо множество внешних и внутренних факторов. Каждый четко заявляет, что находится в фазе формирования мотивации к действию.

Если у субъекта есть потребность и мотив деятельности, «заинтересованность» в ее осуществлении, то мотивация находится в описанном выше порядке: от текущего мотива - к цели, к выбору средств и способов действия, к составлению план мероприятий и, наконец, выполнение мероприятий. Такое поведение в психологии называется произвольным, мы называем его субъективным, т.е. специально организованным и контролируемым. Произвольное поведение, выполненное с сильным устойчивым мотивом, не требует регулирования обратной реакции.

Структуру произвольного (субъективного) поведения можно проиллюстрировать следующим образом [3, c. 45]:

Мотивация (мотив);

Постановка цели (цель);

Планировка (план);

Осуществление действий (результат);

Отражение.

Механизмы действия воли разные. Их понимание связано с анализом процессов мотивации к действию в ситуациях, когда субъект не заинтересован, когда он должен соблюдать внешние требования, вытекающие из самой деятельности или из условий ее осуществления. Другими словами, избирательные механизмы развертываются там, где субъект действует тогда, когда это необходимо, а не по своему желанию.

Временное регулирование не требуется, если есть реальная потребность, которая дает мотивацию к действию, когда действие имеет определенное положительное значение для человека. Потребность в регулировании воли возникает при отсутствии мотивации к действию, которую необходимо делать.

Основным механизмом умышленного поведения является «изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие совершается не только из-за мотива, по которому действие было совершено, но и из-за личных ценностей человека или других мотивов, участвующих в совершении действия. «Регуляция воли в ее развернутых формах - это связь, не имеющая прямого значения, но обязательная для совершения действия на смысловой сфере личности, преобразование действия в частное, связь необходимого обращения с моральными мотивами и ценностями. Этим объясняется зафиксированный в психологии факт взаимосвязи мотивационной и смысловой сфер человека с его волевым поведением.

Изменения в плане действия могут быть достигнуты:

- во-первых, переоценкой важности мотива обесценивания объекта потребности;

- во-вторых, в связи с изменением роли и положения человека в обществе;

- в-третьих, предвосхищая и эмоционально переживая результаты своих действий;

- в-четвертых, с помощью символов, ритуалов, усиливающих действие;

- в-пятых, увязав производство с другими, высшими мотивами (долг, честь, ответственность и т. д.);

- в-шестых, через представление ситуации с новым мотивом (например, представление о том, что действие осуществляется в конкурентной среде) и рядом других способов.

Другими словами, для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отражающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения;

7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воля - это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, связанная с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла с появлением общества. Воля - важная часть психики человека, она неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Временные действия бывают простыми и сложными. К простым действиям можно отнести такие, в которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, что и как он будет искать, т.е. мотивация к действию переходит в само производство практически автоматически. Воля приобретенная формируется в процессе человеческой работы и регулярного «переступания через себя» во имя чего-то благого.

Стереотипы поведения человека, его сознательной деятельности являются отражением внешних воздействий. Это означает, что развитие воли и ее направление полностью определяют условия жизни и воспитания человека.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акатов Л. И.Экспериментальное исследование группового волевого усилия: Автореф. дис… канд. наук. М., 1971.

2. Баканов Е. Н.Исследование генезиса волевого действия: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1979.

3. Ильин Е. П. Психология воли - СПб: Издательство «Питер», 2000.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946; СПб., 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: