Тоталитарный режим (тоталитаризм).




Демократический политический режим.

основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.

2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами.

3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти).

4. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

Авторитарный режим (авторитаризм).

Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.

Занимает промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Авторитаризм не допускает полит оппозицию, но допускает автономию личности в неполит сфере. Характерные черты-

· неограниченность, неподконтрольность власти народу

· опора власти на силу

· отказ со стороны гос ва от тотального контроля над рбществом и невмешательство во внеполит сферы

Тоталитарный режим (тоталитаризм).

Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма

· всеобщая государственная идеология

· монополия государства на средства массовой информации;

· монополия государства на все средства вооружения;

· жестко централизованный контроль над экономикой

· господство репрессивных аппаратов;

· упразднение представительных органов власти;

Политический процесс

Политический процесс - это совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов.

Политический процесс - динамическая характеристика политической жизни, он раскрывает глубинные изменения политической системы, ее эволюцию во времени и пространстве. Полит процесс проходит в 3 основных режимах-

функционирование.

Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов.

Развитие

Предполагает подъем общества на новый уровень, существенные изменения в обществе

Упадок

Осуществляется когда власть не в состоянии управлять и полит процесс принимает негативный по отношению к существующим нормам характер

Полит процесс вкдючает три элемента

1. Представление интересво групп граждан различным полит институтам принимающим решения

2. Выработка и принятие полит решений

3. Реализация полит решений

Модернизация

- общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми. Решающим фактором М. выступает преодоление, а также замена традиционных ценностей, препятствующих социальному изменению и экономическому росту, на ценности, мотивирующие хозяйствующих субъектов на инновационную деятельность - разработку, создание и распространение новых технологий и генерирование новых организационно-экономических отношений.

Демократизация

Среди политологов нет единства в определении этого термина. Чаще всего в самом общем смысле демократизацию рассматривают как переход от недемократических форм правления к демократическим. Демократиза́ция — (транслитерация англ. democratization (что в свою очередь от греч. demos — народ и kratos — власть)) — процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д.

Глобализация

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ—ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. Глобализация – это переход от экономик отдельный стран к экономике международного масштаба. Глобализация - это и причина и следствие современной информационной революции.

Пути изменения полит системы-

Революция-предполагает более радикальное, качественное изменение в обществе и основой является насилие.

Характерные черты:

· Она является результатом непримиримых явлений

· Всегда возникает в результате соц-полит кризиса

· Решительность действий революционеров

· Она сопряжена с жертвами

Полит реформа (эволюция) –характеризуется постепенностью преобразований и акцент делается не на силу, а на примирение всех слоев общества

Правовое и социальное гос ва

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с
индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека - это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Признаки социального государства.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего -- должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

Политическая культура и политическое сознание

Политическая культура и политичекое сознание - важнейшие элементы политического общества. Без них не возможна демократия, правовое государство.
Политическая культура - возникла в обществе с появлением государства. Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Субъекты полит культуры:

Полит субъекты: гос во, полит партии и полит движения, СМИ

Неполит субъекты: семья, система образования, религия, научная и культурная элита общества

Факторы формирования полит культуры: язык, полит режим страны, характер внешней экономики страны, географический фактор

Политическое сознание

Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеет свой специфический объект отражения. В качестве такового выступает политическое бытие (политическая деятельность, поведение) социальных субъектов. В общепринятой мировой традиции политич сознание рассматривается как совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях в различных ситуациях. Политическое сознание определяет уровень полит культуры общества и обуславливает наиболее типичные, массовые варианты полит поведения.

Политическое консультирование

Полит консультирование это разновидность проф помощи, оказываемой специалистами в области прикладной политологии политикам, руководителям и персоналу полит организаций в решении их специфических задач. К основным задачам консультирования относятся: оценка риска деятельности, объктивная оценка сложившейся ситуации, рекомендации по ее изменению, обучение членов организации навыкам самостоятельного управления ситуацией.

Политический конфликт

Полит конфликт-это противоборство политич субъектов, обусловленное противоположностью их полит интересов, ценностей и взглядов, разногласие между обществом как целостной системой и полит неровностью включенных в нее индивидуумов и групп. Понятие полит конфликта означает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе полит отношений, полит статус соц групп, доступ к принятию решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов. Структура полит конфликта-это совокупность компонентов конфликта. Технология разрешения конфликта-анализ конкретной ситуации. Внешним признаком разрешения конфликта выступает завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие.

Народ, этнос, нация

Этнос-(от греческого народ) группа людей, объедененная общими признаками: происхождение, язык, культура, территория проживания.

Нация-(от латинского народ) социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления госва, фаза становления этноса, в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: