Глава 1 ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ КУРСА




 

1.1. Микроэкономика как часть современной экономической теории. МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Термином «экономика» обычно обозначаются два понятия. Во-первых, экономика — это сфера человеческой деятельности, пред­назначение которой состоит в том, чтобы обеспечить человека всем необходимым для поддержания жизни. Во-вторых, экономика (эко­номическая теория) — это наука, изучающая данную сферу. Следо­вательно, в самом широком понимании, экономика изучает деятель­ность и отношения людей при создании и потреблении совокупнос­ти благ, необходимых для поддержания жизни отдельного человека и общества в целом. Современная экономическая мысль находится в развитии и представлена многообразием экономических концепций и теорий. В учебных программах для вузов результат развития экономической науки (от концепции классической школы через пред­ставления неоклассиков до современных учения неокейнсианцев и «но­вых» классиков) представлен в виде курса «Экономика» («Economics»).

Экономика как наука, или экономическая теория (economics), в са­мом широком ее понимании, изучает закономерности, присущие де­ятельности и отношениям людей в процессе производства, распре­деления, обмена и потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни отдельного человека и общества в целом, а также способы решения людьми проблемы естественной ограниченности благ и ресурсов, их распределения с целью производственного или лич­ного потребления. В конечном счете, она призвана дать ответ на три простых знаменитых вопроса: что производить (как удовлет­ворить общественные потребности), как производить (как исполь­зовать ресурсы), и для кого производить (кто получит произведенный продукт)?

Человеческие потребности (или, говоря экономическим языком, индивидуальные потребности экономических субъектов) практически не ограничены, что порожда­ет центральную экономическую проблему выбора и распределения. Ни одно общество не может произвести все, что хотелось бы всем его членам. Проблема состоит в том, что все ресурсы, из которых производятся товары, носят ограниченный характер. Человечество ограниченно в потреблении продуктов питания, полезных ископаемых, даже земельных ресурсов. Ресурсы, которые использованы для производства одного товара, исключаются из производства другого. Если, например, всю имеющуюся древесину общество использует на производство мебели, то не из чего будет производить бумагу. То есть все имеющиеся ресурсы имеют альтернативный характер. Все общество и каждый человек в отдельности вынуждены постоянно выбирать, что произвести, на что потратить имеющиеся деньги, как использовать имеющееся время. Поэтому общепризнано, что любая экономическая система всегда стал­кивается с проблемой ограниченности, недостаточности или редкос­ти применительно к потребительским благам, производственным ре­сурсам или же к внешним (природным, социально-политическим и т.п.) условиям своего функционирования. Ограниченность благ и ресурсов имеет естественное происхож­дение, однако, носит относительный характер, поскольку всегда со­относится как с объективными условиями их совместного использования, так и с субъективно-объективными, со­циально- и психологически обусловленными потребностями произ­водства и потребления. Например, чтобы потреблять благо «авто­мобиль», необходимо иметь в наличии благо «нефтепродукты» в оп­ределенном объеме, в противном случае потребление первого блага будет невозможно.

Система экономических знаний под общим названием «экономическая теория», традиционно подразделяется на два больших раздела — макроэкономику и микроэкономику. Имея один и тот же объект исследования — национальное хозяйство, микро- и макроэкономика различаются кругом изучаемых проблем и инстру­ментами анализа.

Мак­роэкономическая теория (macroeconomics) изучает народное хозяй­ство как единую интегрированную систему, то есть все про­блемы, связанные с совместной деятельностью огромного числа эко­номических субъектов в рамках национальной экономики или даже в мировом масштабе. В поле ее зрения находятся, например, про­блемы производства, распределения и использования валового на­ционального продукта, движение общественных производственных ресурсов, экономический рост, инфляция, безработица, торговый (экспортно-импортный) баланс, финансовая система, экономичес­кие циклы, государственное управление экономикой и множество других важных вопросов, без изучения которых невозможно понять функционирование и развитие экономики.

Напротив, объектом внимания микроэкономики (microeco­nomics) является первичные звенья экономической системы — отдельные производители и потребители (фирмы, домашние хозяйства и др.). Микроэкономический подход основан на мето­дологии индивидуализма, в соответствии с которой характер функци­онирования экономической системы выводится из поведения отдель­ных экономических субъектов, действующих на рынке и являющихся продавцами и покупателями товаров и производственных ресурсов.

Микроэкономика изучает деятельность названных субъектов, которая «не видна» при общем макроэкономическом взгляде на экономическую систему: процесс разработки, принятия и реализации ими решений для достижения собственных экономических целей, условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации. Таким образом, предметом изучения курса «Микроэкономика» являются экономические отношения, законы и закономерности, проявляющиеся во вза­имодействии факторов производства в процессе функционирования отдель­ного субъекта экономики. Экономические законы и закономерности объясняют причины изменения объемов выпуска продук­ции в зависимости от различного сочетания факторов производ­ства, от повышения и снижения рыночных цен на товары и ресурсы, которые, в свою очередь, зависят от спроса и предложения. То есть, можно сказать, что микроэкономика изучает воздействие на деятельность экономических агентов механизма рыночного ценообразования.

Приставка «micro», которая по-гречески означает «маленький», в контексте определения отрасли экономической науки носит дос­таточно условный характер и не должна никого вводить в заблуж­дение. Во-первых, индивидуальная рыночная единица по своей ве­личине может быть любой — как маленькой, так и огромной. На­пример, крупнейшая производственная фирма «General Motors» (около 1 млн. персонала и 5 млн. акционеров по всему миру) еже­годно производит продукт, стоимость которого превосходит ВНП многих и многих стран. Несмотря на это, для микроэкономики в качестве объекта исследования данная производственная единица равнозначна, скажем, какому-нибудь небольшому фермерскому хо­зяйству, что обозначается общим термином «производственная фирма». С другой стороны, взявшись исследовать отдельную еди­ницу, микроэкономика не может не учитывать ее взаимодействие с другими единицами, а значит должна рассматривать их особенную «среду обитания» — отрасли производства, рынки ресурсов и сбы­та, организацию конкуренции, и тот суммарный результат, который получит все общество в целом вследствие всеобщего вза­имодействия экономических единиц. Здесь микроэкономика неиз­бежно выходит на проблемы макроэкономики, а следовательно, становится ясной условность границ между обеими частями эко­номической теории.

Практически во всех современных учебни­ках по макроэкономике большие разделы посвящены микроэконо­мическим основам исследования и методологического обоснования макроэкономических зависимостей. И наоборот, современные кур­сы микроэкономики включают такие, казалось бы, чисто макроэко­номические темы, как роль государства в экономике, экономика государствен­ного сектора; общее равновесие, эффективность рыночных систем и экономика благосостояния; внешние эффекты и общественные блага.

Помимо макро- и микроэкономики современная экономическая теория дала жизнь таким наукам, как статистика, планирование, управление, финансы и кредит, бухгалтерский учет, логистика, маркетинг и др. Все эти дисциплины также исследуют хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов, но рассматривают конкретные стороны этой деятельности и специфические инструменты воздействия на нее. Микроэкономика формирует теоретическую основу для принятия управленческих, финансовых, коммерческих и иных решений в рамках перечисленных направлений экономической науки и практики. Знание закономерностей микроэкономики важно для правильного при­нятия управленческого решения о покупке сырья, пла­нирования численности рабочих, привлечения необходимого раз­мера капитала для развития производства и совершенствования его тех­нологии.

В рыночной экономике определяющим фактором для принятия большинства решений является цена. Не случайно, микроэкономику называют наукой о ценообразовании. Она позволяет показать систему ценообразования на многочисленные товары и услуги, на факторы производства при различном уровне конкуренции, оптимизировать объемы выпуска и реализации продукции, издержки производства и прибыль производителя.

 

 

1.2. Структура курса и ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ

 

Логическая структура микроэконо­мики как учебного курса отображает содержание и специфику предмета изучения — поведения отдельных хозяйствующих субъектов на рынке. Число факторов, определяющих цену товара и объем его продаж на конкретном рынке, огромно. К ним от­носятся такие, как технология производства, вкусы и уровень доходов потребителей, погодные условия и политический климат в стране, налоговая полити­ка властей. Практически лю­бое социально-экономическое событие в той или иной мере отражается на конъюнктуре рынка, а, следовательно, и на цене. Однако каждый из множества ценообразующих факторов воздействует на цену либо че­рез спрос, либо через предложение. Поэтому спрос и предложение выступают в качестве двух агрегированных факторов, определяющих конкретное значение цены. В то же время для анализа процесса фор­мирования цены и ее роли необходимо выяснять, что стоит за каждым из этих феноменов рынка.

Поэтому, структура курса «Микроэкономика» включает в себя следующие разделы:

1. Основы теории спроса и предложения.

2. Эластичность спроса и предложения.

3. Государственное регулирование рынка.

4. Основы теории поведения потребителя.

5. Теория производства.

6. Издержки производства, валовой доход и прибыль фирмы.

7. Предприятие в условиях совершенной конкуренции.

8. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции.

9. Производство, спрос на экономические ресурсы и их использование.

10. Инвестирование капитала.

11. Общее равновесие, эффективность и общественные блага.

В соответствии с содержанием и структурой курса, при его изучении используются следующие основные понятия и категории.

1. Товар – некое экономическое благо, произведенное для продажи. Э кономическое благо – средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на продукты и услуги, могут быть взаимозаменяемыми и взаимодополняющими.

2. Цена – это количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара. То есть цена – это денежное выражение стоимости (либо полезности) блага. Цены отражают, с одной стороны, затраты производителей данных благ, а с другой стороны – все, чем потребителям нужно пожертвовать для получения единицы желаемых продуктов или услуг. Цены благ и ресурсов выполняют также распределительную, регулирующую и информа­ционную функции, являясь основным инструментом экономичес­кой координации.

3. Рынок. В узком смысле – это место обмена, торговли, в широком смысле – общественный институт распределения товаров посредством добровольного обмена, координирующий процессы производства и потребления благ. Рынок может существовать в различных формах, определяемых числом действующих на нем агентов, типом реализуемого товара и другими параметрами.

4. Конкуренция. Как правило, рыночные системы характеризуются таким свой­ством, как конкуренция, проявляющаяся в наличии на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов, имеющих возможность свободно выходить на рынок и покидать его. Конкуренция — следствие все той же огра­ниченности благ и ресурсов. Различают конкуренцию между произ­водителями — за условия производства и сбыта, производственные ресурсы, потребительский платежеспособный спрос и пр., и конку­ренцию потребителей — за доступ к относительно ограниченным благам. В обычном случае, конкуренция также осуществляется через ценовые механизмы. Способ организации конкуренции на рынке оп­ределяет рыночную структуру отрасли производства и потребления конкретного блага (как крайние ситуации – «совершенная конкуренция» и «чистая монопо­лия»).

5. Экономические субъекты. Как уже отмечалось выше, микроэкономика изучает рыночное поведение отдельных (или индивидуальных) субъектов рынка. Термин «индивидуальный» дословно означает «неде­лимый». Другими словами, индивидуальный экономический субъект представляет собой некий первичный (простой) элемент хозяйствен­ной системы, который невозможно разбить на составные части в рам­ках (терминах) этой системы и который самостоятельно осуществ­ляет определенные экономические функции. Таким звеном с точки зре­ния экономики считается, например, фирма, домашнее хозяйство, производитель, потребитель, инвестор, собственник земли, капита­ла или рабочей силы и т.п., но никак не управляющий фирмой или, скажем, только ее сборочный цех, а также не государственная нало­говая служба и даже не министерство финансов. Обратите внима­ние, что перечисленные через запятую субъекты могут выступать во многих качествах. Например, фирма может быть одновременно и производителем, и потребителем, и инвестором, и собственником. Микроэкономика рассматривает фирму, равно как и любую другую экономическую единицу, в каждом из ее качеств в от­дельности.

Иногда в экономической литературе для обозначения экономи­ческого субъекта используется термин экономический агент. Агент осуществляет свою деятельность непременно в рыночной экономи­ке, обладает суверенитетом и свободой выбора целей, решений и действий. Этим термином подчеркивается именно активный и самостоятельный характер деятельности субъекта, движимого собственными целями и интересами и наделен­ного определенным количеством ресурсов для их реализации. Экономические агенты, деятельность которых объединена взаимосвязанными интересами, но имеет противоположные цели, называются контрагентами (например, контрагентами по отношению друг к другу являются продавцы и покупатели, работники и работодатели, кредиторы и заемщики).

6. Рациональное поведение экономических субъектов. «Деятельность» экономического субъекта можно рассматривать как процесс выработки, принятия и реализации экономического ре­шения о том, как ему действовать в рыночной среде, как применить имеющиеся в его распоряжении ограниченные силы и средства с наибольшей для него пользой или выгодой, то есть деятельность про­является в форме определенных экономических действий. Хотя понятие «пользы» как в количественном, так и в качественном от­ношении чисто субъективно, в микроэкономике принято считать, что экономические субъекты действуют рационально, то есть основ­ным мотивом их деятельности является максимизация непосред­ственной материальной выгоды, измеренной в конкретном по­казателе: для фирмы — в показателе прибыли, для покупателя — по­требительского излишка, для инвестора — отдачи от вложений и т.д. «Рациональными» считаются все экономические действия, которые приводят к уменьшению затрат или к увеличению выгоды.

7. Альтернативность. Проблема выбора, возникающая как следствие ограниченности благ, предполагает наличие, по крайней мере, нескольких вариантов их использования. Однако экономисты трактуют принцип альтер­нативности несколько шире, чем просто технологический или по­требительский выбор. Альтернативность состоит в том, что эконо­мический субъект всегда имеет возможность выбрать один из воз­можных вариантов своей экономической деятельности.

8. Экономическая эффективность достигается когда ресурсы распределены таким образом, что от их использования достигается максимально возможный суммарный чистый выигрыш. Эффективность распределения ресурсов достигается, когда определенное количество продуктов, произведенных за известный период, распределяется среди потребителей так, что невозможно улучшить положение одного из потребителей, не ухудшив при этом положение другого. Под эффективностью производства понимается производство продукции с наименьшими средними издержками, а также такое использование факторов производства, при котором невозможно произвести большее количество какого-либо продукта, не уменьшив при этом производство другого продукта. О росте экономической эффективности производства говорят в тех случаях, если результаты производства увеличились при неизменных или снижающихся затратах, либо рост выпуска продукции опережает рост затрат.

9. Экономические институты. На протяжении всей своей истории человечество постоянно искало наилучшие способы решения экономических проблем. При этом формиро­вались и совершенствовались экономические институты — устой­чивые связи, правила, нормы и отношения и соответствующие им структуры, организующие и регулирующие экономическую деятель­ность людей. Отношения собственности, рынки, различные право­вые системы, фирмы, домашние хозяйства и т.п. — примеры соци­ально-экономических институтов и институциональных структур. Совокупность исторически и географически определенных инсти­тутов и институциональных отношений составляет основу различ­ных экономических систем.

10. Экономические системы. Истории известны следующие основные разновидности экономических систем: патриархальная (традиционная) экономика, плановая эконо­мика, рыночная экономика и смешанная экономика.

В патриархальной экономике все экономические отношения стро­ятся на основе традиций, обычаев, религиозных установок. Отношения распределения и потребления в такой системе четко ориентированы на нужды произ­водства и воспроизводства, обмен носит, как правило, вспомогатель­ный, нерегулярный характер, товарные отношения неразвиты, гос­подствует натуральное хозяйство — производство для непосредствен­ного потребления. Патриархальная организация экономики присуща историчес­ки наиболее ранним стадиям развития производительных сил, счи­тается, что она невосприимчива к нововведениям. Но, принимая новые, современные формы, данная экономичес­кая система вполне жизнеспособна и может быть в некоторых своих элементах частично интегрирована в любую другую систему. С этой точки зрения сам термин «патриархальный» представляется не впол­не удачным.

Плановая экономика (ее часто неточно называют командной, ад­министративной и пр.) как экономическая система, или способ орга­низации экономики, известна достаточно давно. В ее рамках практически все экономи­ческие отношения и действия осуществляются согласно некоему плану, который является государственным законом, поддерживает­ся государственной властью и обязателен к исполнению всеми эко­номическими субъектами. Данная система, как правило, возникает там и тогда, когда государство берет на себя практически все функ­ции организации и управления экономикой. Государственные орга­ны занимаются разработкой планов, в их же прерогативу входит обеспечение ресурсами, распределение благ, они же решают пробле­мы организации, координации и контроля. Чаще всего это происхо­дит, когда государство от имени общества в целом стремится к дос­тижению каких-нибудь четко определенных ограниченных целей, ус­тановок или решению задач, происхождение которых носит внеэко­номический (идеологический, религиозный, политический, внеш­ний) характер. Например, экономика военного времени всегда, в любой стране основывается на командно-административных прин­ципах. Командная экономика базируется на таких обязательных условиях как государственная собственность, директивное ценообразование, централизованное планирование. Элементы плановой системы используются во всех современных рыночных системах, что доказывает их несомненную эффективность применительно к определенным конкретным условиям экономичес­кой деятельности.

Рыночная экономика — это форма экономической организации, основанная на свободном обмене ценностными эквивалентами. Главными условиями существования рыночной экономики являются частная собственность, свободное ценообразование и свободная конкуренция. Рыночный механизм – не идеальное устройство, имеет свои преимущества и недостатки. Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, прошел сложный путь развития и приспособления к меняющимся условиям. Сегодня рыночную экономику, самую эффективную из всех известных, можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации. Это саморегулирующая система, но чрезвычайно динамичная и нестабильная, подверженная постоянным нарушениям равновесия. Движущей силой рыночного механизма является конкуренция с ее плюсами и минусами, ведущая к разорению одних производителей и укреплению позиций других, рождению монополий, установлению монопольных цен и диктата над потребителем. Рынок порождает значительную дифференциацию доходов и ведет к социальному расслоению общества.

Смешанная экономическая система. В настоящее время стран с чисто рыночной или командной экономической системой, практически, не осталось. Свободный рынок времен Адама Смита ушел в прошлое. Не переходя определенных границ, государство в современном обществе играет значительную роль. Оно не только определяет таможенную и налоговую политику, но и регулирует действия монополий на рынке, имеет свой сектор в экономике. Государство производит, а в отдельных случаях и распределяет товары и услуги, контролирует некоторые цены (например, на энергоносители). Мы уже говорили о том, что степень государственного вмешательства в экономику является спорным вопросом. Многие страны его решают по-разному. Можно сказать, что в таких странах как Франция и Швеция роль государства достаточно высока, а в Великобритании и США она значительно ниже.

 

1.3. Методы экономического анализа и методология микроэкономики

 

Экономическая теория использует различные формы и способы познания, которые образуют методологию науки.

Экономи­ческая теория, и микроэкономика в частности, используют как общенаучные, так и специфические методы исследований. К числу общенаучных методов относятся научная абстракция, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Специфические методы в экономической теории основываются на логических умозаключениях и использовании математического аппарата.

По способу построения логических конструкций экономический анализ бывает позитивным и нормативным. Позитивная теория описывает причинно-следственные связи и фактическое положение дел. Позитивный анализ является чисто описательным. Он устанав­ливает причины и следствия тех или иных событий, поскольку они имели или имеют место в реальной действительности, не давая им никакой оценки. Например, утверждение типа «если правительство увеличит налоги на производителей, то это приведет к росту цен или сокращению предложения», является позитивным, и может быть подтверждено или опровергнуто фактами. Позитивный анализ яв­ляется основным в микроэкономике.

В противоположность ему нормативный анализ имеет дело с ут­верждениями, заключающими в себе долженствование или же оце­ночные суждения. Нормативная теория вырабатывает целевые уста­новки и отвечает на вопрос «Как должно быть?». Никто не может подтвердить или опровергнуть это утверждение путем обращения к действительности, его справедливость зависит лишь от субъектив­ного взгляда автора. Например, утверждение о том, что «распреде­ление благ в обществе должно быть социально справедливым», яв­ляется нормативным, так как его смысл зависит от того, что, соб­ственно, понимается под справедливостью.

Приведем пример позитивного и нормативного анализа одного и того же явления. Например, констатация факта, что цена на проезд в метрополитене за последние полгода поднялась с 1000 рублей до 1500 рублей - это позитивный подход. Если же мы скажем, что повышение цены проезда с 1000 руб. до 1500 руб. повышает стоимость прожиточного минимума и снижает жизненный уровень населения, то это будет нормативный анализ. Существует тесная взаимосвязь между позитивным и норматив­ным анализом. Нормативные утверждения часто влияют на выбор объекта позитивного анализа, результаты которого, в свою очередь, помогают определить, как лучше достичь заданных нормативных целей.

В микроэкономике широко применяются математические методы и приемы анализа: функциональный, предельный и графический анализ.

Функциональный анализ в экономической теории состоит в уста­новлении и исследовании зависимостей одних экономических вели­чин от других. Функция устанавливает определенную форму такой взаимосвязи. Как правило, функциональная зависимость задается алгебраически. Независимая величина (аргумент) называется эконо­мическим фактором. Например, двухфакторная производственная функция, Q = f (K, L) показывает зависимость объема выпуска от количественных значений израсходованных на производство данной продукции экономических ресурсов (факторов производства).

Предельный (или маржинальный) анализ представляет собой способ анализа экономических показателей (величин), предполагающий ис­следование их динамики – прироста, сокращения, изменения. Тер­мин «предельный» здесь следует понимать как «дополнительный», «добавочный». Сущность предельного анализа состоит в том, что ис­следуется именно дополнительная, изменяющаяся часть экономи­ческой величины, выясняются ее характеристики и таким образом определяются тенденции изменения (развития) всей совокупности в целом. Например, предельные издержки обозначают дополнитель­ные издержки, необходимые для производства дополнительного объема производимой продукции, предельная полезность — допол­нительную полезность, извлекаемую потребителем от использова­ния дополнительного блага, и т.д. Математически предельная величина представляет собой первую производную анализируемой исходной величины (например, MC = TC' = ∆ TC/∆ Q, т.е. предельные издержки есть первая производная совокупных издержек по объему производства). Поэтому предельный анализ позволяет определять критические (максимальные и минимальные) значения различных экономических переменных, условия их роста и сокращения.

Графический анализ получил широкое распространение вследствие своей наглядности и простоты. Он состоит в моделировании эконо­мических состояний и действий при помощи графиков функций, схем и других форм графического представления. Как правило, дан­ный метод используется в сочетании с другими методами экономи­ческого анализа.

Одним из важнейших методов экономического анализа также является моделирование – ме­тод исследования объекта, который основан на создании и последующем анализе искусственного объекта, имеющего оп­ределенное существенное сходство с реальным объектом и обладаю­щего рядом свойств последнего. Взаимодействие отдельных экономических субъектов в ходе реа­лизации своих планов отображается посредством равновесных мо­делей (например, модель рыночного равновесия).

Результаты взаимодействия экономических субъектов зависят от промежутка времени, в котором они рассматриваются. Для максимально полного исследования экономических законов и закономерностей, получения наиболее реальной «картины» событий и прогнозирования дальнейшего развития ситуации экономический анализ необходимо проводить в течение определенного времени: месяца, года или даже нескольких лет. Разница может получиться такая же, как при фотографировании и киносъемке. В связи с этим различают методы статического анализа, сравнительной статики и динамического анализа. При статическом анализе рассматривают ситуацию на определен­ный момент времени, например, как формируется цена при существующих сегодня спросе и предложении. Метод сравнительной статики сво­дится к сопоставлению результатов статического анализа в различ­ные моменты времени, например, почему и на сколько цены данного блага различаются в базисном и отчетном периодах. Для выявления характера ди­намики экономического показателя между двумя моментами вре­мени и обнаружения факторов, ее определяющих, служит динамичес­кий анализ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: