Примечание: уроки развивающего контроля проводятся в 2 этапа:
1 урок - проведение контрольной работы (1 и 2 этап); 2 урок - анализ контрольной работы (3-9 этапы)
Этап | Цель этапа | Необходимые шаги |
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности. 2-3 мин. | Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований учебной деятельности | 1. Определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность. 2. Актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо") 3. Установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционной деятельности ("могу"). 4. Установить форму и процедуру контроля. 5. Предъявить критерии выставления отметки. |
2. Этап актуализации и самоконтроля. 37-42 мин. | Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата и выявлению причин затруднений в деятельности. | 1. Организовать повторение контролируемых способов действий. 2. Активизировать мыслительные операции (сравнение. Обобщение) и познавательные процессы, необходимые для выполнения контрольной работы. 3. Организовать мотивирование учащихся и выполнение контрольной работы. 4. Организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы. 5. Организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок) 6. Предложить провести самооценку своих работ по заранее обозначенным критериям. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений. 12-15 мин. | Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы. | 1. Организовать мотивирование (хочу-надо-могу) к коррекционной деятельности и формулировку ими основной цели урока. 2. Воспроизвести контролируемые правила. Алгоритмы и т.д. 3. Проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости согласовать оценки учеников с оценкой учителя. 4. Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок. 5. Определить место ошибок и зафиксировать затруднение в способах действий. |
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. 4-6 мин. | Постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации | 1. Сформулировать индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий. 2. Выбрать способ и средства коррекции |
5. Этап реализации построенного проекта. 7-8 мин. | Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие правила, способы действия. | 1. Самостоятельно исправить свои ошибки (по эталону или без него) 2. Соотнести результаты исправления ошибок с эталоном для самоконтроля. 3. Выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий, в которых были допущены ошибки. 4. Решить эти задания. |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. 3-4 мин. | Закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | 1. Организовать обсуждение типовых затруднений. 2. Проговорить формулировки способов действий, правил и т.д, которые вызвали затруднения. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 5-7 мин. | Применение способов действий, вызвавших затруднение, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. | 1. Выполнить самостоятельную работу, аналогичную контрольной работе (при этом выбирают только те задания, в которых были допущены ошибки). 2. Провести самопроверку работ по эталону и знаково зафиксировать результаты. |
8. Этап повторения и решения заданий творческого уровня. 5-6 мин. | Применение изученных знаний при решении задач творческого уровня и подготовка к изучению следующих разделов курса. | 1. Выполнить задания, в которых требуется применить полученные знания при решении задач творческого уровня. 2. Выполнить задания, направленные на подготовку к изучению следующих тем. |
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности. | Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. | 1. Проговорить механизм деятельности по контролю. 2. Анализировать. где и как были допущены ошибки. 3. Назвать правила, способы действий, вызвавшие затруднения. 4. Зафиксировать степень соответствия цели и результатов деятельности. 5. Оценить результаты собственной деятельности 6. Определить домашнее задание (с элементами выбора, творчества) 7. Наметить цели последующей деятельности. |