Физическая культура и спорт как социальные феномены общества




ЛЕКЦИЯ № 1

ТЕМА: Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности (2 часа)

ПЛАН:

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества………………………………………………………………….. ….2

2. Физическая культура в структуре профессионального образования…………………………………………………………………..6

3. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении………………………………………………………. …16

4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта………………………………………………………………………...21

Контрольные вопросы………………………………………………………23

Литература…………………………………………………………………...24

 

 

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическая культура - продукт развития определенных исторических условий.

Ведущим понятием является «физическая культура ». Она рас­сматривается как составная часть культуры, область социальной дея­тельности, совокупность духовных и материальных ценностей, созда­ваемых и используемых обществом в целях физического развития чело­века, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

Деятельный компонент физической культуры - физическое вос­питание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого под­растающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспо­собности, творческого долголетия и продление жизни человека.

В процессе физического воспитания решаются три группы задач - образовательные (в процессе формирования у человека двигатель­ных умений и навыков, передачи специальных знаний по физической культуре), оздоровительные (при целенаправленном развитии физиче­ских качеств человека посредством нормированных функциональных нагрузок), и воспитательные (формирование личности занимающихся средствами физической культуры).

В процессе физического воспитания осуществляется физиче­ская подготовка - ее целью является достижение высокого уровня физической подготовленности, работоспособности при выполнении освоенных на уровне навыков и умений двигательных действий, спо­собствующих эффективной деятельности в избранном направлении.

Она классифицируется на общую физическую подготовку, направлен­ную на повышение уровня физического развития и разностороннюю двигательную подготовку, и специальную, содействующую успеху в конкретном виде деятельности.

Физическое развитие - процесс становления, формирования и последующего изменения морфофункциональных свойств организма индивидуума и основанных на них двигательных ка­честв и способностей.

В результате физического воспитания должно достигаться физи­ческое совершенство, предусматривающее физическое и психологиче­ское здоровье, мотивированную и сознательную деятельность по его укреплению и сохранению, осознанное принятие здорового образа. Ат­рибутами физического совершенства являются пропорционально разви­тое телосложение, гармоничное развитие физических качеств, высокий уровень физической работоспособности и адаптации к неблагоприят­ным условиям жизни, труда и быта, владение рациональной техникой жизненно важных достижений и способность к овладению новыми дви­гательными действиями, а также образованность в области физической культуры.

Основными направлениями физического воспитания являются общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивная тренировка и адаптивная физическая культура.

Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения; естественные силы природы (солнце, воздух, вода); гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, режим питания и т. д.).

Составной частью физической культуры является спорт. Дословно спорт переводится с английского языка как развлечение. Является частью физической культуры. Существует ряд понятий: «массовый спорт» или «спорт для всех», «спорт высших достижений». Эти понятия существенно отличаются между собой. Объединяет их соперничество. Исследователи отмечают, что спортивные соревнования – это игровое, гуманистически ориентированное соперничество. По отношению к соревновательным ситуациям в реальной жизни, спортивное соревнование выступает как гуманная модель.

Спорт выполняет в обществе множество функ­ций: эмоционально-зрелищную, экономическую, коммуникативную, достиженческо-эвристическую и т.д. Различают профессиональный и массовый спорт, а также детско-юношеский, который рассматри­вается в рамках подготовки резервов.

Профессиональный спорт коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий.

Массовый спорт представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

Спорт высших достижений предлагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Международные спортивные связи (МСС) - одна из форм культурного сотрудничества народов, имеющая большое общественно-политическое значение. В ходе своего развития эти связи претерпевали организационные и структурные изменения, менялись их идеологические принципы. В настоящее время, благодаря деятельности международной общественности, международные спортивные связи играют значительную роль в укреплении дружбы и взаимопонимания между народами. МСС развиваются в двух основных направлениях:

международное спортивное движение (МСД);

межгосударственных спортивных отношений (МСО).

МСД - это межгосударственное объединение спортсменов различных стран при помощи Национальных спортивных организаций (комитетов) - НОК международных спортивных объединений в целях развития спорта, выявление чемпионов континента, мира, олимпийских игр.

МСО - это двусторонние (реже групповые) отношения между странами в области спорта.

В основе международного спортивного движения лежат идейно организационные принципы:

-товарищеское взаимодействие спортивных объединений по усиления самого движения как фактора укрепления всеобщего мира;

-равенство всех людей вне зависимости от политических убеждений религиозных взглядов, цвета кожи;

-невмешательство во внутренние дела национальных организаций;

-полное равенство Национальных Олимпийских комитетов;

-уважение национального престижа.

В современном обществе спорт выполняет следующие функции:

- обеспечение потребностей личности (проведение свободного времени, развлечение, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т.п.);

- поддержание здоровья нации и восприятие спорта, прежде всего как превентивного и профилактического средства от многих неинфекционных заболеваний;

- утверждение и укрепление положительного имиджа и национального престижа страны путем успешного выступления спортсменов на различных международных соревнованиях (политическая функция);

- воспитания населения в духе господствующей в обществе идеологии (идеологическая функция);

- объединения нации и поддержание общественного порядка (социальная функция);

- улучшение международных отношений и укрепление дружбы между народами (международная функция);

- защита отечества и укрепление обороноспособности (военная функция);

- повышение производительности труда, укрепление дисциплины и снижение заболеваемости в организациях и учреждениях (экономическая функция) и т.д.

Самые авторитетные и представительные международные спортивные соревнования - Олимпийские игры (зимние и летние).

Они берут свою историю с 776г. до н.э. и проведены в честь заключения перемирия между Элладой и Спартой. Соревнования проводились в разных местностях в Греции - в Олимпии (Олимпийские игры) в Дельфах (Пифийские игры) и т.д.

Древние Олимпийские игры проводились до 394г. до н.э. один раз в четыре года всего их проведено было 293. Продолжались пять дней.

Участвовать в Олимпийских играх могли только свободнорожденные греки, рабы и женщины, а также варвары (иностранцы) к участию в соревнованиях не допускались. Имя победителей выбивалось на мраморной колонне. Первый победитель Корэб из Эллады - повар.

Летние Олимпийские игры современности воссозданы в конце ХIХ в, в 1894г, спустя 1500 лет после запрета по предложению француза Пьера де Кубертена, (1863 - 1937гг.), который созвал Международный спортивный конгресс. Был создан Международный Олимпийский Комитет, президентом которого был Кубертен (1895 - 1925год). С тех пор Олимпийские игры проводятся также раз в четыре года (кроме,1944 г.). На конгрессе был утвержден текст клятвы Олимпийской хартии. Девиз Олимпийских игр “Быстрее, выше, сильнее”. Эмблема игр 5 сплетенных колец - единение континентов.

Физическое состояние людей зависит от многих факторов, прежде всего естественных (наследственность, климатические условия и др.), а также социально обусловленных (условия жизни, производственная деятельность человека и др.). Физическое развитие человека - социально управляемый процесс. Используя физические упражнения в режиме труда и отдыха, рациональное питание и т.д., можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. Выделяют такие социальные потребности занятий физическими упражнениями и спортом, т.е. физическим совершенствованием: стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения); стремление достичь высоких личных результатов в спорте; желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.

С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. Как правило, падает интерес к привычной ее формам. В тоже время глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья.

Для этого подбираются средства, которые чаще всего не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта по физической культуре.

Таким образом, физическая культура выполняет следующие социальные функции:

· преобразовательно-созидательную обеспечивает необходимый уровень физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления здоровья, подготовку к профессиональной деятельности;

· интегрально-организационную - возможность объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для участия в совместной физкультурно-спортивной деятельности;

· проективно-творческую возможность участия в физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

· проективно-прогностическую расширяет эрудицию студентов в сфере физической культур, побуждает активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональной деятельностью;

· ценностно-ориентационную формирует профессиональные и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;

· коммуникативно-регулятивную - формирует процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участниковфизкультурно-спортивной деятельности, отвлечения от вредных привычек;

· социализации позволяет включить индивид в систему общественных отношений с целью приобретения им социокультурного опыта и формирования социально ценных качеств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: