Глава II. Искусство Древнего Египта




Древнеегипетский эталон красоты

 

 

Исполнитель:

 

 

Рецензент:


План

 

Глава I. Древний Египет в истории мировой культуры

Глава II. Искусство Древнего Египта

Глава III. Древнеегипетский эталон красоты


Глава I. Древний Египет в истории мировой культуры

 

Истоки современной мировой культуры восходят в значительной степени к греко-римскому миру, а последний в свою очередь, был наследником культуры Древнего Востока, в создании которой Древний Египет играл большую роль.

Вкладом Древнего Египта в мировую культуру было изобретение писчего материала, известного под названием «папирус» из одноименного водного растения, произраставшего в Ниле и внутренних водоемах Египта. «Папирус» был во многом похож на бумагу. Изобрели его где-то в IV тысячелетии (для сравнения – в Китае во 2 в. до н. э.) Подумать только, папирус являлся главным писчим материалом, как на Ближнем Востоке, так и в Европе до 8 в., а то и позже.

Как хорошо известно, родоначальником большинства алфавитов в мире был алфавит – финикийский, который в свою очередь испытал на себе значительное влияние египетского. кроме того египетский алфавит повлиял на формирование алфавитов Сирии и Палестины.

В отношении науки греки и другие народы заимствовали египетские достижения в математике. Египтяне создали календарь (год состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительных дней в конце года – 365 дней). Наконец принцип разделения суток на 24 ч, ставший достоянием всего человечества, тоже египетское изобретение. Греки заимствовали у египтян и медицинские познания.

Но греческий и римский мир заимствовал у египтян не только элементы математики, астрономии и медицины, но и испытал влияние сюжетов египетской литературы, приемы египетской лирики. Египетские сюжеты через греческую литературу и Библию попали даже в литературу средневековой Европы и до сих пор бытуют у них. Греки и римляне заимствовали некоторые египетские божества. Христианство также заимствовало многие египетские элементы религии.

Греки усвоили и использовали опыт, накопленный в течение тысячелетий древней цивилизацией Египта, и обогатили им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру.


Глава II. Искусство Древнего Египта

 

Искусство Древнего Египта достаточно многообразно. В Гизе, неподалеку от нынешнего Каира до сих пор стоят 3 величественные пирамиды. Величайшая из них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота 146 или 147, а длина основания каждой грани – 230 метров или 233. Охранять их был призван колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Датирован этот некрополь III тысячелетием до н. э. Были и другие гробницы фараонов, которые в том или ином виде дошли до наших времен. Строились также гробницы вельмож.

Изобразительное искусство египтян было напрямую связано с религиозными верованиями (изображения животноподобных богов и богинь, изготовление мумий, связанное с существованием некой субстанции между душой и телом – Ка и т. д.). Задачей египетских художников было обеспечение умершему владыке посмертного благополучия. В связи с этим в гробницы ложились статуэтки слуг, делались росписи и рельефы с изображением войн, захвата пленных, пиров, охот, отдыха в кругу семьи, труда его рабов на полях, пастбищах и в ремесленных мастерских.

Как видим, искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было ни много нимало дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Труд художников считался священнодействием. Ведущие художники, зодчие, скульпторы и живописцы были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Искусство должно было олицетворять вечность. Это воплощалось во всем, начиная от росписей и кончая статуэтками. Египтяне изображали голову и ноги в профиль, торс – развернутым. Случаи, когда человеческая голова в росписи или в рельефе изображалась не в профиль, а в фас, были редкими исключениями.

Среди рельефов широко известны портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира», «Мужская голова из собрания Салет» (Лувр, известняк). В изготовлении рельефов и скульптур использовались также песчаник, базальт, диорит.

Что качается письменности, то изображение для египтян – это, прежде всего, знак, священный знак-образ, обладающий животворной силой. Письменность, как искусство, была частью религии, делом жрецов; писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы.

Один из самых древних египетских рельефов – шиферная палетка фараона Нармера (3 тыс. до н. э.), но сам рельеф представляет собой надпись-пиктограмму (здесь изображение и письмо тождественны). В дальнейшем это останется: искусство – это отчасти письмо, а письмо – отчасти искусство. Египетская письменность шла по эволюции от пиктограмм к идеографии, где рисунок обозначает слово или понятие. Египетские иероглифы – символические письмена-рисунки. Например, если, положим, писалось слово со значением «плыть», то перед ним помещали рисунок корабля.

В 16 – 11 вв. до н. э. в Египте получает широкое распространение строительство храмов (храм Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (близ Фив), храм в Абу-Симбеле). Неотъемлемыми частями храмов были обелиски, мощные столбы, громадные статуи, статуэтки, рельефы росписи и др. Причем в этот период в изображениях усиливаются светские мотивы: пиры, праздники, одевания и косметические процедуры, танцовщицы, приемы послов. Прежнее расположение частей тела несколько изменяется: в фас, в три четверти, даже со спины; фигуры заслоняют одна другую.

Царствование фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. связано с обращением в искусстве к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. Возникают портреты Эхнатона, где впервые в истории Египта фараон изображался просто человеком, а особенно – портреты его жены Нефертити. В свою очередь открытие гробницы Тутанхамона дало искусству прекрасные золотые саркофаги и украшения, представляющих художественную ценность, много рельефов и скульптур, отражающих человеческие чувства: любовь, переживание, скорбь и т. д.

В своем развитии древнеегипетское искусство прошло несколько стадий: от религиозных представлений и религии к человеку, с его заботами и переживаниями, причем последнему придавалось большое значение лишь в 16 – 11 в. до. н. э.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: