Сон 1. Северная Таврия, октябрь 1920 г. 10 глава




Агафья Тихо­новна, Фекла, Арина Панте­лей­мо­новна и Кочкарев, появ­ляясь один за другим, в недо­умении, кое разре­ша­ется призванной Дуняшкой, видевшей весь пассаж. Арина Панте­лей­мо­новна осыпает бранью Кочка­рева («Да вы после этого подлец, коли вы честный человек!»), он убегает за женихом, но Фекла почи­тает дело пропащим: «коли жених да шмыгнул в окно — уж тут, просто мое почтение!»

А.К. ТОЛСТОЙ. Царь Фёдор Иоаннович.

В доме Ивана Петро­вича Шуйского, в присут­ствии многих духовных лиц и неко­торых бояр, решают развести Федора Иоан­но­вича с царицею, Году­новой сестрой, благо­даря коей, по общему мнению, и держится Борис. Состав­ляют бумагу, где, поминая неплод­ность царицы и мало­лет­ство Димитрия, просят царя всту­пить в новый брак. Головин наме­кает Шуйскому на возмож­ность поста­вить Димитрия вместо Федора, но полу­чает суровый отпор. Княжна Мсти­слав­ская обносит гостей, пьют здоровье Федора. Шахов­скому, жениху Мсти­слав­ской, сваха Воло­хова назы­вает место тайной встречи. Иван Петрович отправ­ляет чело­битную митро­по­литу, сокру­шаясь необ­хо­ди­мо­стью губить царицу. Федюк Старков, его дворецкий, доносит о виденном Году­нову. Тот, получив из Углича сведения о сношении Голо­вина с Нагими и видя угрозу своей власти, объяв­ляет сторон­никам своим, Луп-Клеш­нину и князю Туре­нину, о решении прими­риться с Шуйским. Приходит Федор, сетуя на взбрык­нув­шего коня. Появ­ля­ется царица Ирина, которой Федор лукаво сооб­щает о краса­вице Мсти­слав­ской, виденной им в церкви, и тут же уверяет царицу, что она для него краше всех. Годунов говорит о желании прими­риться с Шуйским, и царь с радо­стью берется устроить дело.

Федор объяв­ляет о наме­рении прими­рить Году­нова с Шуйским и просит помощи у митро­по­лита Дионисия и других духовных лиц. Дионисий упре­кает Году­нова в притес­не­ниях церкви, снис­хож­дении к еретикам и возоб­нов­лении сбора податей, от коих была осво­бож­дена церковь. Годунов вручает ему защитные грамоты и сооб­щает о пред­при­нятых гоне­ниях на ересь. Царь просит поддержки у Ирины и бояр. Сопро­вож­да­емый народ­ными востор­гами, приходит Иван Петрович Шуйский. Федор корит его непо­се­ще­нием Думы, Шуйский отго­ва­ри­ва­ется невоз­мож­но­стью подда­ки­вать Году­нову. Федор, поминая Писание и призывая в свиде­тели духовных лиц, говорит о благе прими­рения, и покорный ему Годунов пред­ла­гает Шуйскому согласье. Шуйский упре­кает его в неже­лании делиться управ­ле­нием госу­дар­ства, что Иоанн завещал пятерым боярам: Заха­рьину (умер­шему), Мсти­слав­скому (насильно постри­жен­ному), Бель­скому (сослан­ному), Году­нову и Шуйскому. Годунов, оправ­ды­ваясь, говорит о спеси Шуйского, о том, что восполь­зо­вался едино­личной властью на пользу Руси, чему приводит и дока­за­тель­ства; он добав­ляет, что трудное дело введения в порядок расстро­ен­ного госу­дар­ства немило только Шуйским. И когда Иван Петрович назы­вает сторон­ником своим митро­по­лита, тот сооб­щает о действиях Году­нова в пользу церкви и скло­няет Шуйского к миру. Ирина, пока­зывая выши­ва­емый ею покров для псков­ской святыни, призна­ется, что это её молит­венный обет за спасение Шуйского, осажден­ного некогда литов­цами в Пскове. Взвол­но­ванный Шуйский готов забыть былую вражду, но требует от Году­нова гарантий безопас­ности своим сорат­никам. Годунов клянется и целует крест. Пригла­шают выборных от приве­денной Шуйским толпы. Федор заго­ва­ри­вает со стариком и не умеет его оста­но­вить, в его племян­нике узнает купца Красиль­ни­кова, тешив­шего его недавно медве­жьим боем, вспо­ми­нает его брата Голубя, одолев­шего в кулачном бою Шахов­ского, — не сразу Году­нову и Шуйскому удается вернуть царя к тому, чего ради позваны выборные. Шуйский объяв­ляет о прими­рении с Году­новым, купцы волну­ются («Вы нашими мири­тесь голо­вами»), Шуйского раздра­жает недо­верие к чело­веку, только что кляв­ше­муся на кресте. Купцы просят о защите от Году­нова царя, но тот отсы­лает их к Борису. Борис тишком велит запи­сать имена купцов.

Ночью в саду Шуйского княжна Мсти­слав­ская с Васи­лисой Воло­ховой дожи­да­ются Шахов­ского. Он приходит, говорит о любви, о нетер­пении, с каким дожи­да­ется свадьбы, смешит её и шутит с нею. Прибе­гает Красиль­ников, впустив коего, Шахов­ской скры­ва­ется, зовет Ивана Петро­вича и сооб­щает, что все, бывшие у царя, схва­чены по прика­занью Году­нова. Потря­сенный Шуйский велит поднять Москву на Году­нова. Заик­нув­ше­гося было о Димитрии Голо­вина он резко обры­вает и, заявив, что Борис обманом погубил себя, идет к царю. Остав­шиеся бояре меж тем обсуж­дают чело­битную, приис­кивая новую царицу. Василий Шуйский назы­вает княжну Мсти­слав­скую. Брат её реша­ется не сразу, желая найти хоть повод для ссоры с Шахов­ским. Пока он колеб­лется, Головин вписы­вает имя княжны в чело­битную. Появ­ля­ется Шахов­ской, заяв­ля­ющий, что невесты не отдаст. Обна­ру­жи­ва­ется и княжна с Воло­ховой. При общем крике, взаимных угрозах и упреках Шахов­ской выхва­ты­вает грамоту и убегает. Годунов пред­став­ляет царю государ­ственные бумаги, в содер­жание коих тот не вдается, а согла­ша­ется с реше­ньями Бориса. Царица Ирина говорит о письме из Углича от вдов­ству­ющей царицы с просьбою вернуться с Димит­рием в Москву. Федор было препо­ру­чает дело Борису, но Ирина требует решения «семей­ного дела» от него; Федор спорит с Борисом и раздра­жа­ется его упор­ством. Приходит Шуйский, жалу­ется на Году­нова. Тот не отпи­ра­ется, объясняя, что купцы взяты не за прошлое, а за попытку расстроить мир меж ним и Шуйским. Царь готов простить Году­нова, полагая, что они просто не поняли друг друга, но непре­клонное требо­вание того оста­вить царе­вича в Угличе наконец сердит царя. Годунов говорит, что усту­пает место Шуйскому, Федор умоляет его остаться, Шуйский, уязв­ленный пове­де­нием царя, уходит. Клешнин приносит пере­сланное из Углича письмо Голо­вина Нагим, Годунов пока­зы­вает его царю, требуя взятия Шуйского под стражу и, может быть, казни его. В случае отказа он грозит удалиться. Потря­сенный Федор после долгих коле­баний отка­зы­ва­ется от услуг Году­нова.

Иван Петрович Шуйский утешает княжну Мсти­слав­скую: он не допу­стит её брака с царем и наде­ется, что Шахов­ской не донесет на них. Отослав княжну, он прини­мает бояр и бежавших Красиль­ни­кова и Голубя и, пред­по­лагая смещение скудо­ум­ного Федора и возве­дение на престол Димитрия, опре­де­ляет каждому задачи. Отре­шенный Годунов, сидя дома, расспра­ши­вает Клеш­нина о Воло­ховой и многажды повто­ряет, «чтобы она царе­вича блюла». Клешнин отправ­ляет Воло­хову в УГЛИЧ новой мамкою, велит его беречь и наме­кает, что, если стра­да­ющий падучею царевич погубит себя сам, с нее не спросят. Меж тем Федор не может разо­браться в пред­став­ленных ему бумагах. Приходит Клешнин и сооб­щает, что Борис захворал от расстрой­ства, а Шуйского немед­ленно надо заклю­чить в тюрьму за наме­рение возвести на престол Димитрия. Федор не верит. Входит Шуйский, кото­рому Федор говорит о доносе и просит его оправ­даться. Князь отка­зы­ва­ется, царь наста­и­вает, Клешнин подна­чи­вает. Шуйский призна­ется в мятеже. Федор, испу­гав­шись, что Годунов накажет Шуйского за измену, заяв­ляет, что сам велел поста­вить царе­вича на престол, и вытес­няет потря­сен­ного Шуйского из комнаты. В царские покои врыва­ется Шахов­ской и просит вернуть ему невесту. Федор, углядев подпись Ивана Петро­вича Шуйского, плачет и не слушает доводов Ирины о неле­пости бумаги. Ограждая Ирину от обид, он подпи­сы­вает Борисов приказ, повергая в ужас и её, и Шахов­ского. На мосту через реку старик бунтует народ за Шуйского, гусляр поет о добле­стях его. Проез­жает гонец с вестью о наступ­лении татар. Князь Туренин со стрель­цами ведет Шуйского в тюрьму. Подби­ва­емый стариком народ хочет осво­бо­дить Шуйского, но тот говорит о своей вине перед «святым» царем и о том, что нака­зание им заслу­жено.

Клешнин докла­ды­вает Году­нову, что Шуйские и их сторон­ники поса­жены в тюрьму, и вводит Василия Ивано­вича Шуйского. Тот пово­ра­чи­вает дело так, будто затеял чело­битную для блага Году­нова. Понимая, что Шуйский в его руках, Годунов его отпус­кает. Царица Ирина приходит засту­питься за Ивана Петро­вича. Годунов, сознавая, что Шуйский не прекратит ему пере­чить, непре­клонен. На площади перед собором нищие говорят о смене митро­по­лита, неугод­ного Году­нову, о казни купцов, стоявших за Шуйского. Царица Ирина приводит Мсти­слав­скую просить за Шуйского. Из собора выходит Федор, отслужив пани­хиду по царю Ивану. Княжна броса­ется ему в ноги. Федор шлет князя Туре­нина за Шуйским. Но Туренин сооб­щает, что Шуйский ночью удавился, винится, что недо­смотрел (потому что отбивал толпу, приве­денную к тюрьме Шахов­ским, и отбил, лишь застрелив Шахов­ского). Федор броса­ется на Туре­нина, обвиняя его в убий­стве Шуйского, и грозит ему казнью. Гонец приносит грамоту из Углича о гибели царе­вича. Потря­сенный царь хочет сам дознаться правды. Приходит сооб­щение о прибли­жении хана и скорой осаде Москвы. Годунов пред­ла­гает послать Клеш­нина и Василия Шуйского, и Федор уверя­ется в неви­нов­ности Году­нова. Княжна Мсти­слав­ская говорит о наме­рении постричься. Федор, по совету жены, соби­ра­ется всю тяжесть прав­ления пере­дать Борису и, поминая свое наме­рение «всех согла­сить, все сгла­дить», опла­ки­вает свою участь и свой царский долг.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ

Купе­че­ская дочь на выданье, Олим­пиада Самсо­новна (Липочка) Боль­шова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начи­нает валь­си­ро­вать: она уже полтора года не танце­вала и боится, если что, «окон­фу­зиться».

Танцует плохо. Входит мать, Агра­фена Кондра­тьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скан­далят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! <...> Слышите, найдите мне жениха, беспре­менно найдите! <...> Я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)»

Приходит сваха Устинья Наумовна. Липочка хочет жениха «из благо­родных», отец — бога­того, мать — купца, «да чтоб лоб крестил по-старин­ному», Приходит Сысой Псоич Риспо­ло­жен­ский, стряпчий, выгнанный из суда за пьян­ство. Над ним трунят. Но пришед­шему хозяину, Боль­шову, стряпчий нужен всерьез: он поду­мы­вает, не объявиться ли несо­сто­я­тельным долж­ником (первое название комедии было «Банкрот»). Женщины уходят, и хозяин со стряпчим углуб­ля­ются в эту тему. Стряпчий сове­тует пере­пи­сать все имуще­ство на приказ­чика Лазаря Елиза­рыча Подха­лю­зина. Входит и он, расска­зывая, как учит продавцов в лавке наду­вать поку­па­телей «поесте­ственнее».

Большов читает газету. В Москве — цепь банк­ротств, в основном, судя по всему — «злостных», наме­ренных; и каждое, каждый отказ от уплаты долгов есте­ственно влечет следу­ющие. «Да что они, сгово­ри­лись, что ли!.. Тут их не пере­счи­таешь...» И купец реша­ется. Главный вопрос: можно ли дове­рять тому, на кого пере­пи­шешь свое добро, чтоб укрыть от описи за долги?

Подха­люзин шлет маль­чишку Тишку за ряби­новкой для Риспо­ло­жен­ского, к кото­рому у него дело, и преда­ется мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и пополь­зуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет ника­кого, потому он сам <...> против закона идет!» Лазарь влюблен в Липочку и строит уже новые планы, вклю­ча­ющие женитьбу на ней: «Да от эдакого удоволь­ствия с Ивана Вели­кого спрыг­нуть можно».

И, угощая стряп­чего, спра­ши­вает, сколько ему обещал Большов за «всю эту меха­нику», и сам обещает не тысячу, а две.

Приходит сваха, он и ей обещает столько же да соболью шубу в придачу — «из живых сошьем», — если она отвадит уже наме­чен­ного «благо­род­ного» жениха: пусть скажет ему, что Большов разорен. Приез­жает домой сам Большов, в доме паника по ошибке: пока­за­лось, что он «хмельной». Лазарь заводит с ним разговор о женитьбе — не прямо заводит, но, услыхав в третий раз о том, что Липочка «барышня, каких в свете нет», Большов берет быка за рога. Лазарь скром­ни­чает: «Где же мне с суконным-то рылом-с? — Ничего не суконное. Рыло как рыло». Конечно, пере­вести побольше добра не на приказ­чика, а на буду­щего зятя — в инте­ресах Боль­шова.

В доме гото­вятся к сватов­ству. По-своему торже­ственно настроен и Самсон Силыч, но появ­ля­ется Устинья Наумовна с плохими вестями: якобы жених каприз­ни­чает. «А, лягушка его заклюй, нешто мы другого не найдем? — Ну, уж ты другого-то не ищи, а то опять то же будет. Уж другого-то я вам сам найду», — говорит сам Большов и знает, что говорит.

К компании присо­еди­ня­ются ключ­ница Фоми­нишна, Риспо­ло­жен­ский, Лазарь, и Большов торже­ственно объяв­ляет Лазаря женихом. Пере­полох. Липочка просто скан­далит. «Велю, так и за двор­ника выйдешь!» — цыкает на дочку Большов. «Маменька-с! Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил — окромя меня не найтить-с. <...> Вы, маменька, вспом­ните это слово, что я сейчас сказал», — говорит Лазарь вслед хозяйке и, остав­шись с глазу на глаз с разъ­яренной Липочкой, сооб­щает ей, что дом и лавки теперь — его, а «тятенька-то ваш: банкрут-с! <...> Да что же это такое со мной делают? Воспи­ты­вали, воспи­ты­вали, потом и обан­кру­ти­лись!» И Липочка, помолчав, согла­ша­ется, с усло­вием: «Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они как хотят». Тут же зовут «их» и начи­на­ется семейное торже­ство. И Большов объяв­ляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо прида­ного, да из налич­ного отсчи­таем. <...> Только нас со старухой корми, да креди­торам заплати копеек по десяти. — Стоит ли, тятенька, об этом гово­рить? <...> Свои люди — сочтемся!» Торже­ство в разгаре. Сваха льет вино за шиворот стряп­чему.

Начальные ремарки послед­него действия: «В доме Подха­лю­зиных богато мебли­ро­ванная гостиная. Олим­пиада Самсо­новна сидит у окна в роскошном поло­жении, на ней шелковая блуза, чепчик послед­него фасона. Подха­люзин в модном сюртуке стоит перед зеркалом». Чета насла­жда­ется счастьем. Липа просит купить тысячную коляску. Лазарь готов. Липа говорит фран­цуз­ский компли­мент. Лазарь в восторге. Приходит Устинья Наумовна за обещанным. «Мало ли, что я обещал!» — прямо говорит свахе Подха­люзин, и та уходит с сотенной бумажкой вместо обещанных тысяч и неважным платьицем от Липочки вместо собо­льего салопа. «Никак тятеньку из ямы выпу­стили», — угля­дела в окно Липочка. «Ну нет-с, из ямы-то тятеньку не скоро выпу­стят; а надо пола­гать, <...> так отпро­сился домой» — и Лазарь зовет тещу.

Большов и раньше жало­вался на здоровье; «словно с того света выходец» — причи­тает жена. Он хочет отдать креди­торам по двадцать пять копеек за рубль долга, как сам и соби­рался вначале. Те согласны (в долговой тюрьме, «яме», заклю­ченных долж­ников содер­жали за счет креди­торов). Но сидеть Боль­шову, а решать Подха­лю­зину: теперь деньги — его. И он отка­зы­ва­ется при полной Липоч­киной поддержке. «-Я, тятенька, не могу-с! Видит Бог, не могу-с! <...> — Выру­чайте, детушки, выру­чайте! <...> Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — свет не видала. Что ж, мне прика­жете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? — Что вы, что вы! Опом­ни­тесь! Ведь я у вас не мило­стыню прошу, а свое же добро! — Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем — стало быть, и толко­вать об этом нечего». Таково Липоч­кино последнее слово. «Ведь я злостный — умыш­ленный... меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!» — уже плачет Большов. Агра­фена Кондра­тьевна в голос прокли­нает и зятя и дочь. Весь результат: «Я, так и быть, еще пять копе­ечек прибавлю» — взды­хает Лазарь. Отча­яв­шийся Большов встает и уходит с Агра­феной Кондра­тьевной.

«Неловко-с! <...> Тишка! Подай старый сюртук, кото­рого хуже нет». Подха­люзин решает сам поехать потор­го­ваться с креди­то­рами. Явля­ется Риспо­ло­жен­ский, как и сваха, за обещан­ными день­гами, и с ним обхо­дятся так же, как со свахой, и еще хуже: «Должны! Тоже, должны! Словно у него доку­мент! А за что — за мошен­ни­че­ство! — Нет, погоди! Ты от меня этим не отде­ла­ешься! — А что же ты со мной сделаешь? — Язык-то у меня некуп­ленный. — Что ж ты, лизать, что ли, меня хочешь? — Нет, не лизать, а <...> — Я... Я вот что сделаю: почтен­нейшая публика! — Что ты, что ты, очнись! — Ишь ты, с пьяных глаз куда лезет!» Риспо­ло­жен­ский лезет прямо в зрительный зал с криками: «Тестя обокрал! И меня грабит... Жена, четверо детей, сапоги худые!» Но последнее слово и тут — за Подха­лю­зиным: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с, — это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне присни­лось. А вот мы мага­зинчик откры­ваем: милости просим! Малого робенка пришлете — в луко­вице не обочтем».

БЕСПРИДАННИЦА.

Действие проис­ходит в большом вымыш­ленном городе на Волге — Бряхи­мове. Открытая площадка возле кофейни на приволж­ском буль­варе. Кнуров («из крупных дельцов послед­него времени, пожилой человек с огромным состо­я­нием», как сказано о нем в ремарке) и Воже­ватов («очень молодой человек, один из пред­ста­ви­телей богатой торговой фирмы, по костюму евро­пеец), заказав шампан­ское в чайном приборе, начи­нают обсуж­дать новость: известная в обще­стве краса­вица беспри­дан­ница Лариса Огуда­лова выходит замуж за бедного чинов­ника Каран­ды­шева. Воже­ватов объяс­няет скромный брак жела­нием Ларисы, пере­жившей силь­нейшее увле­чение «блестящим барином» Пара­товым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скан­дала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огуда­ловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посва­та­ется, а Каран­дышев — давний и неудач­ливый поклонник — «и тут как тут». Воже­ватов сооб­щает, что ждет Пара­това, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызы­вает радостное ожив­ление владельца кофейни. К пристани поска­кала лучшая в городе четверня с хозя­ином на козлах и цыга­нами в парадной одежде.

Появ­ля­ются Огуда­ловы с Каран­ды­шевым. Огуда­лову угощают чаем, Каран­дышев важни­чает и, как равный, обра­ща­ется к Кнурову с пригла­ше­нием на обед. Огуда­лова пояс­няет, что обед в честь Ларисы, и она присо­еди­ня­ется к пригла­шению. Каран­дышев выго­ва­ри­вает Ларисе за фами­льяр­ность с Воже­ва­товым, несколько раз осуди­тельно упоми­нает дом Огуда­ловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Пара­тове, к кото­рому Каран­дышев отно­сится с завист­ливым недоб­ро­же­ла­тель­ством, а Лариса — с восторгом. Она возму­щена попыт­ками жениха срав­нить себя с Пара­товым, заяв­ляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Во время разго­вора разда­ются пушечные выстрелы, Лариса пуга­ется, но Каран­дышев объяс­няет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разго­вора Воже­ва­това и Кнурова известно, что пальба — в честь приезда Пара­това. Лариса с женихом уходят.

Появ­ля­ется Паратов в сопро­вож­дении провин­ци­аль­ного актера Аркадия Счаст­лив­цева, кото­рого Паратов зовет Робин­зоном, поскольку снял его с необи­та­е­мого острова, куда Робин­зона выса­дили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отве­чает: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. <...> найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сооб­щает, что женится на невесте с золо­тыми приис­ками, приехал проститься с холо­стяцкой волей. Паратов пригла­шает на мужской пикник за Волгу, делает ресто­ра­тору богатый заказ и зовет пока к себе отобе­дать. Кнуров и Воже­ватов с сожа­ле­нием отка­зы­ва­ются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие проис­ходит в доме Огуда­ловых, главная примета гостиной — рояль с гитарой на нем. Приез­жает Кнуров и упре­кает Огуда­лову, что она отдает Ларису за бедного чело­века, пред­ре­кает, что Лариса не вынесет жалкой полу­ме­щан­ской жизни и, веро­ятно, вернется к матери. Тогда им потре­бу­ется солидный и богатый «друг» и пред­ла­гает себя в такие «друзья». После этого он просит Огуда­лову, не скупясь, зака­зать Ларисе приданое и подве­нечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появ­ля­ется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огуда­лова рисует дере­вен­скую жизнь в мрачных красках. Лариса наиг­ры­вает на гитаре и напе­вает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содер­жа­теля хора цыгана Илью, она зовет его нала­дить гитару. Илья расска­зы­вает, что барин приез­жает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сооб­щивших о приезде долго­ждан­ного клиента. Огуда­лова беспо­ко­ится: не пото­ро­пи­лись ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появ­ля­ется Каран­дышев, кото­рого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «пове­ли­чаться» (выра­жение Огуда­ловой) Ларисой, удовле­тво­рить свое само­любие, которое так долго стра­дало от прене­бре­жения им, Каран­ды­шевым. Лариса упре­кает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только наде­ется полю­бить. Каран­дышев бранит город за внимание к разврат­ному, промо­тав­ше­муся кутиле, приезд кото­рого всех свел с ума: ресто­ра­торов и половых, извоз­чиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздра­женно бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огуда­ловым. Испу­ганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огуда­лова ласково и фами­льярно прини­мает Пара­това, спра­ши­вает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полу­мил­ли­онным приданым. Огуда­лова зовет Ларису, между ней и Пара­товым проис­ходит объяс­нение наедине. Паратов упре­кает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса призна­ется, что продол­жает любить его и выходит замуж, чтобы изба­виться от унижений перед «невоз­мож­ными жени­хами». Само­любие Пара­това удовле­тво­рено. Огуда­лова знакомит его с Каран­ды­шевым, между ними проис­ходит ссора, поскольку Паратов стре­мится задеть и унизить жениха Ларисы. Огуда­лова улажи­вает скандал и застав­ляет Каран­ды­шева пригла­сить на обед и Пара­това. Появ­ля­ется Воже­ватов в сопро­вож­дении Робин­зона, выда­ва­е­мого за англи­ча­нина, и знакомит его с присут­ству­ю­щими, в том числе и с Пара­товым, который сам недавно уступил ему Робин­зона. Воже­ватов и Паратов сгова­ри­ва­ются пове­се­литься на обеде у Каран­ды­шева.

Третье действие — в каби­нете Каран­ды­шева, убранном бедно и безвкусно, но с боль­шими претен­зиями. На сцене тетка Каран­ды­шева, смешно жалу­ю­щаяся на убытки от обеда. Появ­ля­ется Лариса с матерью. Они обсуж­дают ужасный обед, унизи­тельное непо­ни­мание Каран­ды­шевым своего поло­жения. Огуда­лова говорит, что гости нарочно подпа­и­вают Каран­ды­шева и смеются над ним. После ухода женщин появ­ля­ются Кнуров, Паратов и Воже­ватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Каран­ды­шева. Появ­ля­ется Каран­дышев, который важни­чает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посы­лают за коньяком. В это время цыган Илья сооб­щает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берется её угово­рить. Появив­шуюся Ларису просят спеть, но Каран­дышев пыта­ется ей запре­тить, тогда Лариса поет «Не искушай». Гости в восторге, Каран­дышев, соби­раясь сказать давно заго­тов­ленный тост, уходит за шампан­ским, остальные остав­ляют Пара­това наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что еще несколько таких мгно­вений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса согла­ша­ется поехать на пикник в надежде вернуть Пара­това. Появив­шийся Каран­дышев произ­носит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разби­рать людей» и потому выбрала его. Каран­ды­шева посы­лают еще за вином. Вернув­шись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, пони­мает, наконец, что над ним посме­я­лись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвертое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Каран­ды­шева с писто­летом. Тот появ­ля­ется и расспра­ши­вает Робин­зона, где его това­рищи. Робинзон отде­лы­ва­ется от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Каран­дышев уходит. Появ­ля­ются вернув­шиеся с пикника Кнуров и Воже­ватов, пола­га­ющие, что «драма начи­на­ется». Оба пони­мают, что Паратов дал Ларисе серьезные обещания, которые не намерен выпол­нять, а потому она ском­про­ме­ти­ро­вана и поло­жение её безвы­ходное. Теперь может осуще­ствиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпа­дает Кнурову, и Воже­ватов дает слово устра­ниться.

Появ­ля­ется Лариса с Пара­товым. Паратов благо­дарит Ларису за удоволь­ствие, но она хочет услы­шать, что теперь стала его женой. Паратов отве­чает, что не может порвать с богатой неве­стой из-за страст­ного увле­чения Ларисой, и пору­чает Робин­зону отвезти её домой. Лариса отка­зы­ва­ется. Появ­ля­ются Воже­ватов и Кнуров, Лариса броса­ется к Воже­ва­тову с просьбой о сочув­ствии и совете, но тот реши­тельно укло­ня­ется, оставляя её с Кнуровым, который пред­ла­гает Ларисе совместную поездку в Париж и содер­жание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её поду­мать. В отча­янии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не реша­ется покон­чить с собой и воскли­цает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь...» Появ­ля­ется Каран­дышев, Лариса пыта­ется прогнать его, говорит о своем презрении. Он упре­кает её, расска­зы­вает, что Кнуров и Воже­ватов разыг­ры­вали её в орлянку, как вещь. Лариса потря­сена и, подхва­тывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Каран­дышев пыта­ется её оста­но­вить, кричит, что прощает её и увезет из города, но Лариса отвер­гает это пред­ло­жение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбе­шенный и униженный Каран­дышев стре­ляет в нее. Умира­ющая Лариса с благо­дар­но­стью прини­мает этот выстрел, кладет револьвер около себя и говорит сбежав­шимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыган­ское пение. Паратов кричит: «Велите замол­чать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыган­ский хор со словами: «...вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

А.П. ЧЕХОВ.

Вишнёвый сад

Имение поме­щицы Любови Андре­евны Ранев­ской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Ранев­ская и её семна­дца­ти­летняя дочь Аня прожили за границей. В имении оста­ва­лись брат Ранев­ской Леонид Андре­евич Гаев и её приемная дочь, двадца­ти­че­ты­рех­летняя Варя. Дела у Ранев­ской плохи, средств почти не оста­лось. Любовь Андре­евна всегда сорила день­гами. Шесть лет назад от пьян­ства умер её муж. Ранев­ская полю­била другого чело­века, сошлась с ним. Но вскоре траги­чески погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андре­евна, не в силах пере­нести горя, бежала за границу. Любовник после­довал за ней. Когда он заболел, Ранев­ской пришлось посе­лить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухажи­вать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и пере­ехать в Париж, он обобрал и бросил Ранев­скую.

Гаев и Варя встре­чают Любовь Андре­евну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алек­се­евич Лопахин. Отец Лопа­хина был крепостным Ранев­ских, сам он разбо­гател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым посто­янно что-нибудь случа­ется и кото­рого прозвали «двадцать два несча­стья».

Наконец подъ­ез­жают экипажи. Дом напол­ня­ется людьми, все в приятном возбуж­дении. Каждый говорит о своем. Любовь Андре­евна разгля­ды­вает комнаты и сквозь слезы радости вспо­ми­нает прошлое. Горничной Дуняше не терпится расска­зать барышне о том, что ей сделал пред­ло­жение Епиходов. Сама Аня сове­тует Варе выйти за Лопа­хина, а Варя мечтает выдать Аню за бога­того чело­века. Гувер­нантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцен­тричная особа, хвалится своей удиви­тельной собакой, сосед помещик Симеонов-Пищик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.

Лопахин напо­ми­нает Ранев­ской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, един­ственный выход — разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Ранев­скую пред­ло­жение Лопа­хина удив­ляет: как можно выру­бить её любимый заме­ча­тельный вишневый сад! Лопа­хину хочется подольше остаться с Ранев­ской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обра­ща­ется с привет­ственной речью к столет­нему «много­ува­жа­е­мому» шкафу, но потом, скон­фу­женный, вновь начи­нает бессмыс­ленно произ­но­сить излюб­ленные бильярдные словечки.

Ранев­ская не сразу узнает Петю Трофи­мова: так он изме­нился, подурнел, «милый студентик» превра­тился в «вечного студента». Любовь Андре­евна плачет, вспо­миная своего малень­кого утонув­шего сына Гришу, учителем кото­рого был Трофимов.

Гаев, остав­шись наедине с Варей, пыта­ется рассуж­дать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андре­евна вышла замуж не за дворя­нина, да и вела себя не «очень добро­де­тельно». Гаев любит сестру, но все-таки назы­вает её «порочной», что вызы­вает недо­воль­ство Ани. Гаев продол­жает строить проекты: сестра попросит денег у Лопа­хина, Аня поедет в Ярославль — словом, они не допу­стят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворч­ливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счаст­лива: дядя все устроит.

Лопахин не пере­стает угова­ри­вать Ранев­скую и Гаева принять его план. Они втроем завтра­кали в городе и, возвра­щаясь, оста­но­ви­лись в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объяс­ниться с Дуняшей, но та уже пред­почла ему моло­дого цинич­ного лакея Яшу. Ранев­ская и Гаев словно не слышат Лопа­хина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легко­мыс­ленных, неде­ловых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Ранев­ская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: