Тема 1. Введение в историю. Политическая карта мира




Цель лекции – сформировать понимание сущности исторической науки, ее основных этапов и теоретических подходов, дать характеристику изменениям политической карты мира на рубеже ХХ−ХХIвв.

1. История: понятие, объект и предмет, функции

В переводе с древнегреческого «история» термин история означает рассказ о прошедшем, об узнанном. В настоящее время существует несколько значений понятий термина история:

1) история – это рассказ, повествование о произошедших событиях;

2) история – это процесс развития природы и общества во времени;

3) история – это наука, изучающая прошлое человечества, закономерности развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Последнее определение для нас имеет наибольшее значение, так определяет сущность истории как научной дисциплины. История как наука возникает 2500 лет назад в Древней Греции, первым историком принято считать Геродота. В настоящее время, объектом исторической науки (т.е. что она изучает) является вся совокупность фактов, событий, явлений, характеризующих жизнь общества в прошлом. Поскольку прошлое человечества очень многообразно, его изучают не только историки. Чтобы определить границы исследования для различных общественных наук, существует предмет науки. Предметом исторической науки являются закономерности развития человеческого общества. Таким образом, главной целью истории становится познание законов общественного развития в прошлом для того, чтобы объяснить настоящее..

История включает в себя историю мира в целом (всеобщая история), историю какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика и т.д.) и историю отдельных стран, народов, цивилизаций (отечественная история, славяноведение и др.).

Существует множество вариантов периодизации истории, общепринятым является выделять историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю и новейшую историю. Историческая наука имеет много отраслей: истории экономическая, политическая, социальная, военная, религии, культуры, историческая география, историография ит.д.

История – это комплекс наук, куда относятся специальные исторические науки археология (изучает историю происхождения человека и общества по вещественным источникам древности), этнография (изучает быт и нравы народов), а также вспомогательные исторические дисциплины (например, нумизматика, геральдика, краеведение и т.д.).

Что же дает изучение истории?История выполняет в обществе самые разнообразные функции:

1) Познавательная функция заключается в том, что изучение прошлого позволяет открывать новые знания о нем, выявлять закономерности общественно-исторических процессов.

2) Интеллектуально-развивающая функция заключается в том, что изучение истории развивает логическое мышление. Чтобы понять суть происходивших событий, необходимо восстановить логическую цепочку причинно-следственных связей, то есть проанализировать почему произошло то или иное событие, восстановить ход событий и выявить их последствия.

3) Практически-рекомендательная функция заключается в том, что выявленные историей закономерности развития общества помогают выработать научно обоснованный политический курс, избежав ошибок прошлого. Близка к ней прогностическая функция, которая заключается в том, что изучение истории позволяет предвидеть будущего.

4) Воспитательная функция заключается в том, что изучение истории формирует гражданскую позицию и способствует формированию таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

5) Мировоззренческая функциязаключается в том, что изучение истории формирует целостную систему взглядов на мир, общество, место человека в нем. Это позволяет сформировать свое отношение к событиям текущего периода, прогнозировать возможные варианты будущего развития ситуации в аналогичных обстоятельствах.

6) Функция социальной памяти заключается в том, что история это способ коллективной самоидентификации, она позволяет осознать свою принадлежность к определенному обществу, государству. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. Тот, кто не помнит прошлого, не может иметь будущего.

 

2. Теория и методология исторической науки

История как научная дисциплина имеет свою теоретическую и методологическую базу. Исторические теории – это подходы, в рамках которых, рассматриваются вопросы возникновения общества и истории, движущие силы, этапы и перспективы развития истории.

Одним из первых появился теологический подход. Он возник в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа (провиденциализм), а смысл истории – это последовательное движение человечества к познанию Бога (Августин). Данный подход придает истории ценностно-смысловое, нравственное значение, как борьбу добра и зла. С точки зрения мировых религий исторических процесс конечен (эсхатология), един и линеен, т.е. все люди, народы, цивилизации на Земле проходят по одной единой линии развития.

В Новое время возникает несколько новых подходов. Рационалистический подход (рационализм) признает только человеческий разум единственным источником познания. Отсюда возникли теории естественного права и общественного договора (Д. Локк, Т. Гоббс), а также теория произвола личности в истории, утверждавшая, что отдельная великая личность способна изменить ход мировой истории по своему усмотрению (Т. Карлейль).

Естественнонаучный подход (натурализм) утверждает, что человечество живет по законам природы. Так, Ш.Л. Монтескьё определял решающими факторами общественного развития климат и почву страны. Л.И. Мечников особое значение придавал воде – рекам, морям, океанам (гидросфера), около которых люди селились, кормились и по которым осуществлялись основные коммуникации. Т. Мальтус, основатель демографии, главным фактором в истории видел естественный прирост народонаселения, являющийся причинами нехватки средств к существованию и расширению жизненного пространства людей, вступающих в противоречие с другими людьми. Отсюда войны, бедность, голод и болезни, приводящие к революциям. Л.Н. Гумилёв устанавливал причину рождения и развития этносов некую пассионарность – биопсихическую энергию, возникающую из энергии солнца в сочетании с этническими, географическими и климатическими условиями существования людей.

Иной подход (с точки зрения материализма) демонстрирует формационный (марксистский) подход, основанный в середине XIX в. К. Марксом и конкретизированный Ф. Энгельсом, позднее дополнен трудами В.И. Ленина. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:

1) первобытнообщинный строй – когда все равны, работают сообща и все наработанное делят пополам;

2) рабовладение – первое классовое общество, внутри которого рабовладелец владеет всем, в т.ч. рабами, как основными производителями общественных благ;

3) феодализм – время господства феодалов-землевладельцев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян;

4) капитализм – эпоха промышленных революций, приведшая к возникновению капиталистов (буржуазия) – владеющих промышленными предприятиями и нанимаемых ими рабочих (пролетариат);

5) коммунизм (первая стадия коммунизма – социализм) – когда все равны, работают сообща и все наработанное делят пополам.

Данные формации отличаются между собой способом материального производства (экономический фактор), сочетающим производительные силы и производственные отношения. Противоречия между ними рождают классовую борьбу – главный двигатель истории, приводящий к смене формаций.

Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира (прежде всего культурного) и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г.

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX – начале ХХ века. К основным представителям этого подхода принадлежат Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (замкнутых локальных цивилизаций), которые имеют свое культурное своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели, как все живое на Земле. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (у каждого автора свое понимание терминов «цивилизация», «культура» и их соотношения»). Во второй половине XX в. возникла идея стадиальных цивилизаций, пытающаяся соединить формационные и цивилизационные подходы. По ней все человечество есть одна большая цивилизация, проходящая в своем развитии стадии: доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную (техногенную) и постиндустриальную (информационную).

Обобщить исторические факты и сложить из них целостную картину прошлого позволяет методология исторической науки. Методология– это учение о способах исследования исторических фактов. Методологию составляет совокупность методов. Метод – способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – факты. Историки пользуются множеством методов, в частности:

1. Историко-генетический метод – состоит в изучении исторических явлений в процессе их развития – от зарождения до гибели или современного состояния.

2. Историко-сравнительный метод – состоит в сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени и выявлении сходства и различия между ними.

3. С помощью историко-типологическогометода выявляются общие черты исторических событий и выделяются однородные стадии в их развитии. Происходит классификация исторических явлений, событий, объектов.

4. Идеографический метод – состоит в описании событий, явлений.

5. Системныйметод – состоит в раскрытии внутренних механизмов функционирования и развития, анализе системы и структуры того или иного явления.

6. Ретроспективный метод – с его помощью можно последовательно проникнуть в прошлое с целью выявления причины события и восстановления его хода.

7. Синхронный метод – состоит в изучении различных исторических событий, происходивших в одно и то же время с целью установить связи между ними.

8. Хронологический метод (проблемно-хронологический) – состоит в изучении последовательности исторических событий во времени или по периодам, а внутри них по проблемам.

9. Метод периодизации – позволяет установить периоды исторического развития на основе выявления качественных изменений в обществе обнаруживающих решающие направления в его движении.

При использовании данных методов необходимо опираться на следующие принципыисторического исследования:

1. Историзм обязывает рассматривать все события и явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности. События с учетом данного принципа рассматриваются в контексте происходившего, а не по отдельности.

2. Объективность обязывает рассматривать все события и явления непредвзято, объективно, без предпочтений.

 

3. «Политическая карта мира» и ее основные изменения в Новейшей истории

Термин «политическая карта мира» рассматривается в науке в узком и в широком смысле слова. В узком смысле политическая карта мира – это карта, на которой показаны современные границы государств мира и принадлежащих им территорий. В широком смысле политическая карта мира – это сведения об истории формирования политических систем и государств, о соотношении стран и государств в современном мире, о своеобразии регионов и стран по их политическому устройству, о влиянии размещения стран на их политическое устройство и социально-экономическое развитие. Это сведения, которые дают представление о современном состоянии государств, об их географическом, политическом, экономическом и социальном состоянии.

На политической карте мира отражаются изменения политического устройства и границ государств, происходящие в результате различных событий. Эти изменения могут быть количественными и качественными.

Количественные изменения проявляются в результате изменения очертаний границ государства (территориальные потери и приобретения, уступки или обмен территории, присоединение земель, «отвоевание» суши у моря, объединение или распад государств и т.д.). Качественные изменения политической карты мира происходят вследствие изменений политического устройства или характера международных отношений. Обретение независимости, образование международных союзов, изменение форм государственного устройства, появление или исчезновение очагов международной напряжённости, всё это влияет на качественные характеристики политической карты мира, внося в неё соответствующие изменения.

Масштабы и направления грядущих перемен на политической карте мира во всё большей степени определяются развитием этнокультурных процессов в многонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами, всё большей информационной доступностью и открытостью локальных и глобальных человеческих сообществ.

Начало новейшего периода в формировании политической карты мира связывается с I мировой войной (первый этап). Следующими этапными моментами явились II мировая война, а также рубеж 1980 −1990-х годов, который характери­зуется крупными изменениями на политической карте Восточ­ной Европы.

Первый этап ознаменовался появлением на карте мира РСФСР и заметными территориальными изменениями на политической карте. Распалась Австро-Венгерская империя, изменились границы многих го­сударств, образовались новые суверенные страны: Польша, Фин­ляндия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Австрия, Венгрия и др. Была разделена Османская империя. Расшири­лись колониальные владения Великобритании, Франции, Бель­гии, Японии (за счет переданных им под управление по мандату Лиги наций территорий − бывших колоний Германии и терри­торий Османской империи).

Второй этап (после II мировой войны), кроме территориальных изменений на политической карте Европы, ассоциируется, прежде всего, с распадом мировой колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке. Формируется так называемая биполярная (двухполярная) система, основанная на противостоянии двух сверхдержав - СССР и США, и поддерживающих их государств

С начала 1990-х годов начинается третий этап новейшей исто­рии. К качественно новым из­менениям на политической карте мира, которые оказали большое вли­яние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества, можно отнести следующие: распад СССР (1991 г.); образование Содружества Независимых Государств (СНГ); осуществление преимущественно мирных («бархатных») народно-демократических революций 1989−1990 гг. в странах Восточной Европы; объединение арабских государств ЙАР и НДРЙ (май 1990 г.) на этнической основе и образование Йеменской Республики со столицей в г. Сана; объединение двух германских государств (ГДР и ФРГ) (3 октября 1990 г.); прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, серьезно повлиявшее на политическую и экономи­ческую обстановку не только в Европе, но и во всем мире; распад Югославии и провозглашение политической независимости Боснии, Словении, Герцеговины, Македонии, Хорватии, Сербии и Черногории. Продолжение процесса деколонизации: независимость по­лучила Намибия последняя из колоний в Африке; образова­лись новые суверенные государства в Океании: Республика Маршалловы острова, Содру­жество Северных Марианских островов (бывшие «подопечные» территории США); образование двух независимых государств Чехии и Словакии (распад Чехословакии, 1 января 1993 г.); провозглашение независимости государства Эритрея (1993 г.).

Масштабы будущих перемен на политической карте мира будут определяться дальнейшим ходом этнокультурных процес­сов в многонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами.

 

4. Классификация (типология) стран современного мира

Типология стран − определение отдельных типов стран путём выделения их сходств (по уровню, характеру и типу социально-экономического и исторического развития) и различий.

Под типом страны понимается объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующих её роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Весомой характеристикой является тип и уровень легитимизации государственности той или иной страны или территории.

В мире насчитывается более 250 стран с оформленным и неоформленным государственным статусом. Зафиксировано 197 признанных большинством стран государств, из них 194 государства − члены ООН. Подсчитать точное количество стран сложно из-за спорного или неоднозначного статуса таких образований, как непризнанные страны и зависимые территории. В одних источниках по данным за 2015 год указывается 251 страна (Википедия) по другим около 270 (Geo. Энциклопедия). Например, 4 государства, не входящие в ООН, не признаны ни одной страной-членом ООН, но признаны некоторыми частично признанными государствами: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика.

При изучении стран мира используются различные классификации (типологии) стран – в зависимости от критериев, положенных в их основу. Такими критериями могут быть географическое положение, величина их территории, военный, демографический, экономический потенциалы и др. В известном смысле типология стран – историческая категория. До начала 90-х годов все страны принято было делить на социалистические, развитые капиталистические и развивающиеся. После распада мировой социалистической системы на смену этой классификации пришли другие. Одна из них подразделяет все страны на экономически развитые, развивающиеся, в том числе новые индустриальные страны (НИС) «первой волны», НИС «второй волны» и страны с переходной экономикой, т. е. осуществляющие переход от планово-централизованной экономики к рыночной.

 

 

5. Расовый, этнический и религиозный состав населения.

 

Расовые, этнические и религиозные характеристики населения играют важную роль, как в демографии, так и при оценке экономического потенциала стран.

Исторически всё население мира различается по внешним признакам – цвету кожи, глаз, структуре и цвету волос, очертаниям головы и т. д. В зависимости от этих признаков выделяются следующие человеческие расы:

− европеоидная (около 40% населения Земли);

− монголоидная (20%), включая две ветви – азиатскую и американскую;

− негроидная (10%);

− австралоидная (0,3%).

Остальные 30 % населения мира ни к одной из указанных рас отнести не возможно, так как они представляют собой смешанные и промежуточные расовые группы, такие как эфиопы, малагасийцы (коренное население Мадагаскара), меланезийцы (темнокожее население Океании). К смешанным группам относятся также американские метисы (потомки европейских переселенцев, смешавшихся с индейским населением Америки), мулаты (потомки европейцев и негров-рабов, вывезенных из Африки), самбо (потомки негров и индейцев).

Этнос − это исторически сформировавшаяся социальная группа, обладающая совокупностью следующих признаков: единство территории (на начальных этапах развития), культуры (на основе общего языка и хозяйственно-бытовых особенностей), национального самосознания (осознание себя как народа, отличающегося от любого другого). По оценкам историков, в современном мире насчитывается около 4 тыс. этносов.

В соответствии с характером этнического (национального) состава населения можно выделить пять типов государств.

Первый тип – однонациональные (моноэтничные) государства с абсолютным преобладанием одного этноса. Примерами являются Исландия, Монголия, Япония.

Второй тип – страны со значительным преобладанием одного этноса, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Австралия, Испания, Румыния, Новая Зеландия).

Третий тип – двунациональные государства – встречается гораздо реже; примером являются Канада и Бельгия.

Четвёртый тип – страны с более сложным национальным составом, но относительно однородные в этническом отношении (Афганистан, Иран, Лаос, Пакистан).

Пятый тип – многонациональные страны со сложным и разнородным в этническом отношении составом (Индия, Россия, США).

Это условное распределение стран не подразумевает их тождество, в основе лежат индивидуальные факторы формирования их облика и особенностей. Национальный состав стран и государств является важным фактором региональной и мировой геополитики.

Этническая мозаичность, расцвечивающая национальными красками человеческое сообщество, при ошибках или преднамеренном вмешательстве в межнациональное взаимодействие, может иметь и тёмную сторону. Так, в последние годы в странах со сложным национальным составом обострились межэтнические противоречия, в основе которых лежат различные причины: угнетение одной группы населения другими, ущемление языковой и культурной самобытности, приток во многие страны большого числа трудовых мигрантов и беженцев. Рассматриваемый нами период предоставил трагические и просто чудовищные примеры проявления таких противоречий, достаточно упомянуть Боснию, Косово, Хорватию, Руанду. Ареной острых межнациональных конфликтов становились Россия и другие страны постсоветского пространства.

Со временем ввиду изменения количественных и качественных характеристик возможен переход государства из одного типа в другой. Это может быть связно с резким притоком мигрантов в какую-либо страну, которые оседают на её территории и со временем становятся её гражданами, изменяя национальный состав страны. (Подобная ситуация сложилась во второй половине ХХ в., например, в Германии из-за притока турков, во Франции – за счёт въезда представителей стран Северной Африки – бывших французских колоний).

В настоящее время проблема резкого изменения этнического состава является одной из ключевых для многих государств Европы. Она связана с притоком беженцев из Сирии, Афганистана, Ирака, Эритреи, Нигерии и ряда других. Мигранты предпочитают Австрию, Великобританию, Венгрию, Германию, Италию, Францию, Швецию. Подобная проблема, приводящая к межгосударственным напряжениям, существует между Мексикой и США. Одной из основных причин, поднимающих «градус» напряжения между коренными жителями и пришлыми, мигрантами извне, являются нежелание последних принимать и уважать культурные и религиозные особенности и представления «хозяев». Значительное негативное влияние оказывает воспитательный и образовательный «разрыв» между молодыми, как правило, мигрантами, не имеющими жизненного опыта, очень часто не имеющими трудовых навыков и опыта созидательной работы.

Религиозный состав населения. Религия продолжает играть важную роль в современном обществе. Она оказывает заметное воздействие на нравы, обычаи, взаимоотношения между гражданами и социальными группами, часто используется в качестве средства идеологического влияния во внутренней и внешней политике государств. К наиболее влиятельным – мировым – религиям (по числу последователей и приверженцев) относятся следующие три:

Христианство. Это наиболее распространенная из всех мировых религий. Ее исповедуют 2,1 миллиарда жителей планеты. Христианство (во всех его церквах) наиболее распространено в Европе, Северной Азии, Северной и Латинской Америке, Австралии.

Ислам. Он занимает второе место по числу верующих и число его приверженцев составляет 1,3 миллиарда человек. Почти в 30 странах Азии и Африки ислам провозглашен государственной религией.

Буддизм. Занимает третье место среди мировых религий. В мире буддизм исповедуют только 250 миллионов человек. Он распространён в странах Центральной и Восточной Азии, привлекая при этом всё большее число адептов в иных странах и местностях, окормляемых традиционными для них церквами.

Кроме трех мировых, существуют также национальные религии, которые исповедуют какие-либо отдельные этносы. Например, распространённый в Индии индуизм, конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, иудаизм в Израиле. Влияние религии отражается на отраслевой структуре хозяйства отдельных стран, воспроизводстве населения, численности его экономически активной части [1].

Таким образом, в современной исторической науке, существует широкая вариативность классификации стран мира. В данном лекционном курсе мы будем опираться на экономические показатели стран мира, их географическое положение и культурно-религиозные особенности для рассмотрения особенностей развития конкретных стран и регионов, выявления их влияние на современные геополитические процессы.

 

Список используемой литературы:

1. Гербер О.А. История: конец XX− начало XXI вв.: учебное пособие. ЧОУ ВО Центросоюза РФ «СибУПК». − Новосибирск, 2018. – 92 с.

2. История: учеб. пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 528 с. (ЭБС: znanium.com.).

3. Информация из открытых источников сети Интернет.

4. Нартов Н.А. Геополитика: учебник / Н.А. Нартов-М.: ЮНИТИ, 2013. - 639 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: