Раздел 6. Коррекционно-развивающая работа




Рабочая тетрадь по курсу

«Коррекционная и специальная педагогика»

Студента (ки) группы _________________________________________________

 

Фамилия, имя Воробьевой Е.С_________________________________________

 

Проверил преподаватель ____________________________________________

 

Общее количество баллов __________________ Дата ____________________

 

 

Азов – 2013

 

Раздел 1. Концептуальные основы

Коррекционной и специальной педагогики

Задание 1. Используя справочную литературу, дайте определение следующим понятиям

Коррекция - мероприятия направленные на исправление нарушений различных сторон психического функциониро­вания. Коррекционная педагогика - область педагогики, которая изучает проблемы воспитания и обучения детей с различными нарушениями в психофизическом развитии.

Коррекционная работа – система спец. пед. мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей.

Педагогическая коррекция - комплекс учебно-воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическими процессами: познавательными, эмоциональными, волевыми.

Задание 2. Подберите синонимы к понятию «коррекционно-педагогическая деятельность» специальная педагогика, дефектология

Задание 3. Назовите имена классиков коррекционной педагогики В.П.Кащенко, Л.С. Выготский, Л.С. Славина, Т.А.Власова, М. Монтессори и др

Задание 4. Можно ли утверждать, что одним из направлений коррекционной работы является компенсация пробелов и недостатков в общем развитии ребенка (Да. Нет)

Задание 5. Задача коррекционной педагогики – выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Задание 6. Перечислите категории детей, нуждающихся в педагогической коррекции: имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития;

· неслышащие и слабослышащие;

· незрячие и слабовидящие;

· с тяжелыми нарушениями речи;

· с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

· умственно отсталые;

с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

Задание 7. Чем объяснить востребованность коррекционно-педагогической работы с детьми в настоящее время?

В настоящее время происходит заметное снижение здоровья детской популяции россиян. Сегодня у многих школьников процесс личностного развития отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и педагогического характера, которые снижают результативность образовательной деятельности и усугубляют проблему социальной и социально-психологической дезадаптации ребенка. Отсутствие или несвоевременное осуществление специальной коррекционно-педагогической помощи приводит к серьезным и даже необратимым последствиям.

В настоящее время возможности для оказания своевременной и эффективной коррекционной помощи таким детям весьма ограничены. Сложившаяся практика подготовки специалистов в области образования не в полной мере отвечает современным реалиям. Почти все педагогические концепции ориентированы на здоровый контингент, рассматривая здоровье лишь с точки зрения его физической составляющей, игнорируя при этом социальные, психологические, психофизические аспекты дисфункционирования личности.. От решения проблемы интеграции во многом зависит судьба детей, которые смогут входить в жизнь полноправными членами общества, способными самостоятельно решать проблемы саморазвития, самосовершенствования.

 

 

Раздел 2. Норма и отклонения в развитии детей

Задание 1. Дайте свое понимание «нормы в развитии ребенка» Норма - когда уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста, с учетом развития общества.

Задание 2. Перечислите критерии нормальности в развитии человека: потребность, стремление к познанию нового; сформированность мыслительных процессов (анализ, обобщение, сравнение и др); развитие психических процессов; сформированность всех видов деят-ти; критерии норм. физического развития; приемлемая соц. адаптация и др.

 

Задание 3.

Дополните предложения.

a. Базовое качество нормального человека – идентичность.

b. Формирование идентичности продолжается _на протяжении всей жизни и проходит ряд этапов. В ходе развития у человека возникает _новое качество,которое в определенный момент становится определяющим его психической жизни и поведения.

c. Первичный дефект – это недостаток, нарушающий нормальное развитие ребенка и вызванный биологическим фактором. Вторичный дефект – не связан с первичным. Это недоразвитие высших психических функций. Появляется при неблагоприятном соц. окружении.

d. Ребенок может потерять слух, если в раннем возрасте он переболел менингитом.

e. Ограниченность в движениях наступает после заболевания полиомиелитом.

f. Приведите пример социальной депривации ребенка: детские дома, интернаты для детей, детские колонии….

Задание 4. Почему ребенок, имея первичный дефект, всегда отстает в психическом развитии?

Часто первичный дефект влечет за собой вторичный, который всегда проявляется в замедленном темпе развития психических функций.

Задание 5. Физически подвижный ребенок злит учителя, мешает вести урок. Учитель наказывает ребенка стоянием в углу. Дайте анализ данной ситуации.

Учитель поступил неправильно. Нельзя сдерживать физическую подвижность ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Его двигательную активность надо направлять и организовывать. Например, подвижные игры с правилами, спортивные занятия, поручения и т.д. Главное - подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

Задание 6. Соотнесите понятия и их определения

1. Дефект A. Измельчание. Процесс, обратный акселерации, характеризующийся замедленным психическим и физическим развитием детей 1-E
2. Логопат B. мозговой 2-I
3. Церебральный C. воспаление оболочек головного и спинного мозга 3-B
4. Педагогическая запущенность D. отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения. 4-D
5. Менингит E. физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребенка 5-C
6. Компенсация F. негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога 6-H
7. Дидактогения G. легкая степень умственной отсталости 7-F
8. Депривация H. перестройка имеющихся функций для возмещения нарушенных 8-L
9. Девиация I. человек с дефектной речью 9-K
10. Дебильность J. Заболевание головного мозга, при котором в следствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей) 10-G
11. ДЦП K. отклонение в поведении человека от общепринятых норм. 11-J
12. Децелерация L. недостаточное удовлетворение основных потребностей. 12-A
13. Онтогенез M. раздел патологии. Изучает взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме 13-N
14. Патогенез N. процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики 14-M

 

 

Задание 7. Дополните блок-схему «Причины нарушения развития детей»

 

После выполнения задания обведите соответствующий Вашему настроению смайлик

J - у меня получилось K - не всё получилось, но я справился (лась) с заданием L - было трудно, надо больше заниматься.

Раздел 3. Педагогическая коррекция дошкольников

Задание 1. Правомерно ли утверждение:

Эмоциональная депривация – это состояние, которое возникает в тех случаях, когда человек длительное время не может удовлетворять свои базовые потребности в той мере, как это ему необходимо. (Да. Нет)

Задание 2. Приведите пример игры на коррекцию эмоциональной депривации (опишите ход игры).

"Глаза в глаза"

Цель: Развивать в детях чувство симпатии, настроить на спокойный лад.

Материал: Не требуется.

Проведение: "Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

 

Задание 3. Чем раньше начата коррекционная работа с ребенком, там эффективнее будет результат.

 

Задание 4. Как определить наличие стресса у ребенка при переходе его в ДОУ?

Эмоциональная неустойчивость - легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи.

Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, "комок в горле", "каша во рту", колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.

Нарушение сна трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.

Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.

Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.

Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи (энурез), недержание кала (энкопрез), нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц - звуки типа "КХ", поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь.

Невротические реакции – кратковременные переживания в ответ на действия психотравмирующих факторов – повышенная возбудимость или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения, состояние подавленности при расставании, заостренные переживания по поводу наличия заболевания или физического дефекта.

Патологические привычки - постоянное сосание пальца, навязчивое грызение ногтей.

Задание 5. Составьте фишбоун[1] по теме «Ошибки семейного воспитания»

Ошибки

Вывод

тема:

 
 

 

 


Последствия

 

Задание 6. Дайте советы родителям по подготовке ребенка к переходу в ДОУ. 1. Укреплять иммунитет ребенка. 2.Максимально сблизить домашний режим к режиму ДОУ. 3. Водить ребенка на детскую площадку и учить общаться с другими детьми. 4. Учить чистоплотности и аккуратности, приучать к ежедневному выполнению гигиенических процедур. 5. Приучать ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться. 6. Настраивайте ребенка на оптимистический лад. Внушать ему, что это здорово, что он стал таким большим. 7.Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

.

 

 

Задание 7. Можно ли ребенку брать с собой в детский сад любимую игрушку? Обоснуйте свой ответ. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, можно брать с собой в сад любимые игрушки, так он менее болезненно переносит расставание с родными.

 

Задание 8. Установи соответствия этапов развития детской речи.

1. 2-3 месяца A. лепет
2. 7-9 месяцев B. подражание речи взрослых
3. 9-11 месяцев C. гуление
4. 11-13 месяцев D. Первые предложения
5. 2-3 года E. Первые осмысленные слова из 2-х одинаковых слогов

 

___________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Если врач поставил диагноз, что он значит?

Дислалия - нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Дизартрия - нарушение иннервации мускулатуры, обеспечивающей речь, в результате которой нарушается звукопроизношение ребёнка.

Ринолалия - речевые нарушения, возникающие у детей с расщелиной нёба;

Алалия – поражение речевых зон коры головного мозга, которое возникает в доречевом периоде и ведёт за собой недоразвитие речи системного характера;

 

Заикание – нарушение нормального ритма речи вследствие непроизвольных остановок, прерывающих высказывание или повторов слогов и звуков;

Мутизм - отказ ребёнка от общения при отсутствии дефектов речевого аппарата;

 

Задание 10. Если ребенок заикается, что делать?

  • Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.
  • Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.
  • Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.
  • Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
  • Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
  • Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
  • Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.

если в семье есть человек, который тоже заикается, придется сократить до минимума продолжительность его контактов с реб

Задание 11. Назовите причины детских страхов: конкретный случай, который напугал ребенка, внушенные страхи (взрослы(источник – взрослые), детские фантазии, внутрисемейные конфликты, взаимоотношения со сверстниками, распространение страхов среди детей, наличие невроза.

Задание 12. Бывают ли возрастные страхи, которые появляются почти у всех детей в определенный возрастной этап? (Да. Нет. Приведите примеры): страх посторонних (1-3 лет), страх темноты (3-6 лет), страх смерти, страх сказочными персонажами…

Задание 13. Какие существуют методики для диагностики детских страхов?

«Страхи в домиках», «Кактус».....

Задание 14. Каковы последствия детских страхов? Неврозы, заикания, отклонения в развитии, агрессия….

Задание 15. Дополните предложение. Если ребенок боится, то взрослым нельзя наказывать за трусость, ругать, не заниматься «закаливанием» страхом, не принижать, не игнорировать его жалобы, не высмеивать боязнь ребенка.

После выполнения задания обведите соответствующий Вашему настроению смайлик

J - у меня получилось K - не всё получилось, но я справился (лась) с заданием L - было трудно, надо больше заниматься.

 

Задание 1. Существует два аспекта понимания готовности ребенка к школе. 1 – целенаправленное развитие личности и познавательных психических процессов. 2 – обучение начальным школьным умениям и навыкам. Какой из них ошибочный? (1. 2.)

Задание 2. Раскройте значение термина «психологическая готовность к школе» ________________________________

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 3. Перечислите качества психологической незрелости ребенка, поступающего в школу.

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание 4. Назовите приемы педагогической коррекции при нарушениях учебной деятельности младших школьников._________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Заполните таблицу «Отличие «неуспеваюших» школьников от «успевающих»

Особенности «неуспевающих» Особенности «успевающих»
     

 

Задание 6. Заполните таблицу «Виды нарушений учебной деятельности младших школьников»

Вид нарушения Проявления Педагогическая коррекция
Дислексия    
Дисграфия    
Дискалькулия    
Диспраксия    

 

Задание 7. Дайте определение понятию «гиперактивность и синдром дефицита внимания». ______________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Назовите признаки гиперактивности. ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Объясните, почему гиперактивность чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.___________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Какие проблемы в школе бывают у гиперактивного ребенка?

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

Задание 11. Прочтите внимательно текст и найдите логические ошибки, допущенные в тексте (подчеркните их).

Гиперактивность ребенка – это комплексная проблема родителей, врачей, учителя, правоохранительных органов.

Задание 12. Вы согласны с утверждением, что гиперактивность оставляет след на всю жизнь. (Да. Нет)

Задание 13. Учитель должен знать, что, работая с гиперактивным ребенком, надо ______________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

 

Задание 14. Приведите примеры упражнений для коррекции гиперактивности ребенка.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Заполните таблицу

 

Номер вида школы Диагноз школьников
1 вид  
2 вид  
3 вид  
4 вид  
5 вид  
6 вид  
7 вид  
8 вид  

 

Задание 16. Для специальных образовательных учреждений существуют свои образовательные стандарты (да, нет).

Задание 17. Ученики какого вида школы не получают документ об окончании школы? _________________________

Задание 18. Кто направляет ребенка в специализированную школу? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Задание 19. Дополните блок-схему «Особенности специализированных школ»

Задание 20. Дополните предложения.

a. Классы компенсирующего обучения – это __________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

 

b. Классы выравнивания – это __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

c. Продолжительность коррекционных занятий с детьми - не более _______ минут.

d. В начальной специализированной школе на коррекционные занятия отводится ______ часов в неделю.

e. В основной специализированной школе на коррекционные занятия отводится _______ часов в неделю.

f. Перечислите документацию учителя в коррекционной школе:

__________________________________________________________________________________________

 

После выполнения задания обведите соответствующий Вашему настроению смайлик

J - у меня получилось K - не всё получилось, но я справился (лась) с заданием L - было трудно, надо больше заниматься.

Раздел 5. Педагогическая коррекция подростков

Задание 1. Дайте определение следующих понятий.

Педагогическая запущенность ____________________________________________________________________________

Девиантное поведение _________________________________________________________________________________

Делинквентное поведение ______________________________________________________________________________

Социальная запущенность _______________________________________________________________________________

Дезадаптация _________________________________________________________________________________________

Антиобщественное поведение ___________________________________________________________________________

Задание 2. Дополни предложения.

Подростку легко войти в группу «трудных» потому что ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Вовлечение подростка в один вид девиантных действий _______________________. его вовлечения также и в другие.

Задание 3. Для работы с эмоционально неустойчивыми подростками надо ____________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Какие факторы влияют на формирование девиантного поведения?

1. _________________________________________

2. ________________________________________

3. ________________________________________

Задание 5. Как может проявляться трудновоспитуемость подростка? _________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Почему перевоспитывать значительно труднее, чем воспитывать? _________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Заполните таблицу:

Должность Функциональные обязанности в работе с «трудными» подростками
Директор школы  
Зам. директора по УР    
Зам. директора по ВР      
Социальный педагог  
Психолог  
Классный руководитель  
Учителя-предметники  
Родители  
Совет школы по профилактике правонарушений  
Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних  

 

Задание 8. Что означает термин «пенитенциарная педагогика»? _____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Раскройте сущность теории о доминанте _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Задание 10. Заполните таблицу. «Работа классного руководителя по профилактике раннего родительства». В пустые клеточки надо вставить по 1 мероприятию в рамках данной проблемы.

Информирование    
Программа личностного роста    
Обучение противостоянию девиантному поведению  
Альтернативная деятельность    
Укрепление здоровья    
Программа психологической коррекции  
Семейная профилактика    

 

После выполнения задания обведите соответствующий Вашему настроению смайлик

J - у меня получилось K - не всё получилось, но я справился (лась) с заданием L - было трудно, надо больше заниматься.

Задание 11. Какой специалист должен помочь подростку в трудоустройстве? ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Назовите специалиста, который должен вести картотеку «трудных» подростков

______________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Составьте е рекомендации педагогу по работе с «трудными» подростками

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

 

Раздел 6. Коррекционно-развивающая работа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: