Творчество Яна Вермера Делфтского (1632-1675)




Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского (1632—1675). Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, он добивался поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды. Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.

Герард Терборх — один из главных мастеров голландской жанровой живописи золотого века. Его реалистическая эстетика получила развитие у дельфтских мастеров Питера де Хоха и Яна Вермеера.

Герард Терборх. Автопортрет Герард Терборх. Галантная беседа.

 

 

Герард Терборх. Концерт. Герард Терборх. Мальчик, ищущий блох.

 

Герард Дау — нидерландский художник, принадлежит к кругу «малых голландцев». Мастер жанровой картины, чаще всего его герои — дети и старики. Писал натюрморты и ночные сцены. Работы Доу отличаются высоким техническим совершенством.

Ма́лые голла́ндцы — условное название голландских художников XVII века, писавших небольшие, тщательно отделанные картины[1]. Хотя они не представляли собой единой школы, их произведениям свойственны некоторые общие черты: отточенность техники, ясность композиции, тонкая нюансировка деталей.

Автопортрет. Старик, рассматривающий глобус.

 

Габриель Метсю — голландский художник, мастер жанровой, портретной и исторической живописи.

В его ранних работах на исторические темы отражены в основном мифологические, аллегорические и библейские сюжеты и чувствуется влияние школы Рембрандта. В работах после 1650 г. Метсю обращается к городским и жанровым сценам из повседневной жизни голландских обывателей. В этих своих работах совершенствует манеру рисунка Яна Стена, Яна Вермеера и Питера де Хоха, придаёт ей выражение более глубокой чувственности и в то же время более спокойного настроения. В конце жизни, находясь под влиянием лейденской школы живописи, большое значение придаёт мастерству деталировки, особенно в изображении роскошных тканей, которые при этом должны были выглядеть гладкими и блестящими.

Габриель Метсю. Автопортрет с женой Изабеллой де Вольф.

 

Габриель Метсю. Больной ребёнок. Габриель Метсю. Девушка, читающая письмо.

 

Габриель Метсю. Женщина, играющая Габриель Метсю. Автопортрет.

на виоле де Гамба.

 

Питер де Хох или де Хоох — голландский живописец, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом. О жизни этого известнейшего мастера жанровой живописи известно очень мало.

В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса.

Около 1658 года стиль де Хоха изменился, и открылся наиболее значительный период его творчества. По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчёта его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому.

Питер де Хох. Предполагаемый автопортрет. Женщина, взвешивающая золото.

 

 

Питер де Хох. Парочка с попугаем.

 

 

Развитие пейзажа в искусстве Голландии XVII-ХVIII веков.

 

Пейзажный жанр Голландии XVII века особенно интересен. Это не природа вообще, некая общая картина мироздания, а национальный, именно голландский пейзаж. который мы узнаем и в современной Голландии: знаменитые ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодками летом и с конькобежцами - зимой. Воздух насыщен влагой. Серое небо занимает в композициях большое место.

Именно такой изображает Голландию.

Точность наблюдения, единство освещения и тонкие градации тона свойственны голландскому пейзажу первой половины XVII века. Не только пейзажная живопись выделилась в это время от в самостоятельный жанр, но еще и в ее пределах обозначались внутренние подразделения. Большое распространение приобрели морские виды (обычно — море с кораблями), картины, написанные в сероватом или зеленоватом тоне, дающие почувствовать глубину дали и единство окраски моря и неба в серый, ненастный день.

Расцвет пейзажной живописи в Голландии относится к середине XVII века.

Ян ван Гойен (1596г.—1656г.) принадлежал к числу крупнейших пейзажистов Голландии первой половины столетия, работал в Лейдене и Гааге. Он изображал крестьянские хижины, берег моря, дюны и, особенно охотно, - голландские реки, их низкие берега, их мутную воду, невысокую речную волну. Единство колорита и тонкая наблюдательность неизменно отличают живопись Гойена. В лучших своих произведениях он глубоко оригинален и в то же время в высшей степени характерен для голландской живописи.

Ян ван Гойен был одним из самых плодовитых художников XVII века: сохранилось около 1200 созданных им картин и около 800 рисунков. Именно благодаря его творчеству окончательно сформировался и утвердился стиль передачи национального пейзажа Голландии в живописи. Это стало возможным в результате применения художником новаторских техник воздушной перспективы, тональности, размытости живописи с подчинением единому зеленоватому или светло-бурому тону.

Ян ван Гойен оказал большое влияние на пейзажистов своего века, оставив после себя множество подражателей.

 

Саломон ван Рейсдал (1602–1670) - выдающийся нидерландский художник-пейзажист.

О годах его обучения ничего неизвестно. На его творческое становление безусловно оказал влияние Исайя ван де Вельде, как видно из сюжетов его картин и техники живописи. Лучшие произведения Саломона ван Рейсдала относятся к 1650—60 годам. Все его работы посвящены природе Голландии. На его пейзажах изображены деревни и села на берегах рек и каналов, а также лесные ландшафты.
Его ранние работы состояли преимущественно из видов песчаных дюн с дорогами и деревнями, а также речных пейзажей – близких манере Якоба ван Гойена, однако почерк Рейсдала не был столь воздушен, а скорее более четок и пластичен, а красочный строй более разнообразен и ярок. Окончательно выработал свой характерный стиль к началу 1640-х годов, изображая все те же сельские и речные мотивы, но уделяя больше внимания жанровым и архитектурным деталям, а также включая в композиции крупные древесные «кулисы» и укрупняя формат самих картин.
В пейзажах 1640-50-х годов, изображающих голландские реки и равнины, Рейсдал использовал красочную гамму, построенную на мягких контрастах коричневых, красновато-жёлтых и зеленых тонов («Пейзаж с фигурами», 1645 г., «Переправа на пароме в окрестностях Арнема», 1651 г., «Паром», 1657 г.).
Среди его типических вещей, которые можно считать своего рода «золотой серединой» классического голландского арт-ландшафта, – «Переправа на пароме в окрестностях Арнема» 1651 г., «Переправа через реку» 1650-е годы, «Башня у проезжей дороги» около 1660 г.
В поздний период писал также охотничьи натюрморты с дичью.
В отличие от Якоба Рейсдала, Саломон изображал людей, часто группами, как того требовали сцены деревенской жизни. Саломон Рейсдал писал и зимние пейзажи.

 

Якоб ван Рейсдал (1628г. – 1682г.) - крупнейший мастер реалистического пейзажа. Это был художник неистощимой фантазии. Его произведения обычно наполнены глубокого драматизма, изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж («Еврейское кладбище»).

Природа у Рейсдала всегда в движении, в вечном обновлении. Даже самые простые мотивы природы приобретают под кистью художника монументальный характер.

Филипс Вауэрман (1619-1668) - нидерландский художник.

Вауэрман прославился своими сценами охоты, портретами всадников. Особенно популярны картины Ваувермана, изображающие лошадей. Его пейзажи, в которые вплетено действие, принадлежат к лучшим образцам голландской живописи Золотого века.

Филипс Вауэрман учился живописи у отца, Паулюса Йостена Ваувермана, и, возможно, у Франса Халса. На художника также оказали влияние Питер Вербек и итализированный художник Питер ван Лар. В 1638 г. Вауэрман сбежал с невестой Анной Питерс ван Брокхофф в Гамбург, чтобы пожениться там вопреки воле и религиозным убеждениям своего отца (Анна была католичкой). В Гамбурге Вауэрман работал в мастерской Эверта Деккера. По возвращении в Харлем в 1640 г. вступил в местную гильдию художников, а в 1645-46 г занимал в ней важную должность. Филипс Вауэрман к концу своей жизни добился признания, почёта и славы в харлемском обществе.

 

Паулюс Поттер (1625г. – 1654г.)

Паулюс учился в мастерской своего отца, художника Питера Симонса, а также у Якоба де Вета и, возможно, у Питера Ластмана и Класа Мойерта. В 1646 г. вступил в делфтскую гильдию Святого Луки. Около 1649 г он жил в Гааге, где также стал членом гильдии художников.

Первые работы художника датированы 1641 г. Его творчество охватывает 130 картин, преимущественно пейзажей с детальным изображением домашних животных на лугах, жанровых картин и сцен охоты. Всемирную славу Паулюсу Поттеру обеспечили его изображения животных. Самой известной является большая картина «Молодой бык», который сейчас находится в музее Маурицхёйс в Гааге.

 

Альберт Кейп (1620- 1691).

Широкое распространение в голландском пейзаже было соединение пейзажа с анималистическим жанром. Так, излюбленным приемом Альберта Кейпа было включение в пейзаж коров, лошадей, собак, домашних птиц.

Художник прославился умением передавать свет и воздушную среду туманного утра, сияющего полдня, золотого вечера. Он с удовольствием запечатлевал теплоту летнего или осеннего неба, янтарную дымку, обволакивающую окрестные холмы, отражения в сонной воде. Солнечный свет на его полотнах разливается по картине, то и дело выхватывая какую-то небольшую деталь панорамы. Травинка, волосы конской гривы, рог склонившейся над ручьём коровы, шляпа крестьянина — всё купается в желтовато-охристом сиянии. Лучи света отражаются и преломляются предметами, словно гранями бриллианта, и сами предметы как будто растворяются в лучах света. Учителем Кёйпа в таких случаях являлась сама природа, и в изображении света Кёйп считается предшественником Вермеера. Иногда Кейп писал море, и спокойное, и бурное, был одним из лучших в передаче лунного освещения в ночных пейзажах. Его композиции даны, как правило, с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства.

Мейндерт Хоббема (1638 г.- 1709г.) – один из величайших голландских пейзажистов, живший в эпоху золотого века голландской живописи. Родился художник в Амстердаме 31 октября 1638 года в семье плотника.
В середине 1660-х он стал учеником другого голландского гения живописи, Якоба ван Рёйсдала, но проучился у того лишь год. Тем не менее, ещё долгое время художники поддерживали дружеские отношения и путешествовали вместе.
Первые картины Мейндерта с указанием даты относятся к 1658 году. До этого времени, вероятно, он подписывал работы именем своего знаменитого учителя – картины известного живописца продавались быстрее и дороже.
Однако стоит отметить, что стиль Хоббемы сильно отличался от стиля ван Рёйсдала и других пейзажистов. Его картины лишены наивной романтичности и напыщенного трагизма – художник чаще изображал уютные деревенские дома и повседневную жизнь простых людей, при этом используя тёплые мягкие оттенки.
Чаще всего, он изображал деревья, озёра и домики. Полотна при этом назывались просто, без привязки к какому-либо месту: «Лесной пейзаж», «Мельница», «Путешественники». Подобная зацикленность на одних и тех же предметах была на тот момент нормой в голландской живописи, но и тогда направленность творчества Хоббемы выглядела необычно.
В 1668 Хоббема женился на Элтье Винк, служанке амстердамского бургомистра Ламберта Рейнста. Свидетелем на свадьбе был друг и наставник художника Якоб ван Рёйсдал. Впоследствии у пары родилось пятеро детей.
Знакомство с представителем власти позволило Хоббеме в этом же году получить работу проверяющего качество вин. Не получая дохода со своих картин, он был вынужден занимать эту должность всю жизнь.
После начала работы деятельность Хоббемы как пейзажиста почти прекратилась, однако его лучшие полотна – «Аллея в Мидделхарнисе» и «Развалины замка Бредероде» – написаны в 1689 и 1671 годах соответственно. Это может быть связано с тем, что раньше художник зарабатывал только на продаже своих картин, поэтому не позволял себе экспериментировать и писать городские пейзажи, а с получением стабильного (хоть и маленького) дохода у него появилась возможность изредка давать себе свободу в выборе темы для нового полотна.
Последние годы своей жизни живописец прожил в нищете, окончательно забросив творчество и отдавая все силы официальной работе.

При жизни художник не пользовался популярностью – его современники, биографы золотого века, почти не упоминают Хоббему в своих работах. Лишь после смерти к нему пришла слава, и цены на его картины резко возросли. Но и сейчас Хоббема не самый популярный пейзажист, о его жизни известно крайне мало, а некоторые критики считают его работы скучными и банальными.
Творчество живописца стало символом окончания развития пейзажной живописи золотого века в Голландии.

Голландский натюрморт.

Изображения предметов неодушевлённой природы встречаются в искусстве со времён античности. В последующие века элементы натюрморта существовали внутри других жанров картин на мифологические, религиозные и исторические сюжеты. Однако только в постренессансную эпоху и прежде всего в Голландии XVII века натюрморт стали выделять в отдельный жанр изобразительного искусства.

Голландский натюрморт имел большое количество разновидностей, среди которых можно выделить цветочный натюрморт, «учёный», «кухонный», а также так называемые «накрытые столы». Типично голландским видом натюрморта стали монохромные «завтраки», для которых характерны лаконизм содержания, сдержанность колорита и объединяющая роль световоздушной среды.

Большинство художников, писавших натюрморты, относятся к так называемым «малым голландцам». В этом жанре работали Питер Клас, Виллем Клас Хеда, Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хейсум и другие.

Виллем Хеда. «Натюрморт с ветчиной».

 

 

Самостоятельная работа: словарная работа: «малые голландцы», «групповой портрет»; записать в тетрадь название работ и имена авторов; Подготовить описание основных картин (по выбору) бытового жанра Герарда Тербоха, Герарда Доу, Габриэля Метсю, Питера де Хоха.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: