Классификация видов и методов мотивации




Тема 2.3 Мотивация как функция управления

Основные понятия: мотивация, мотив. Критерии мотивации: потребности, стимулы, вознаграждение.

2.Содержательные теории мотивации:

А) иерархия потребностей по А.Маслоу;

Б) теория приобретённых потребностей Д.Мак Клелланда;

В) двухфакторная теория Ф.Герцберга.

3. Процессуальные теории мотивации:

А) теория ожидания В.Врума;

Б) теория справедливости С.Адамса;

В) модель Портера-Лоулера.

Самостоятельная работа: разработать мероприятия по мотивации трудовой деятельности работников заданной организации.

Практическое задание: анализ распределения полномочий и ответственности

в заданной организации. Решение ситуационных задач по мотивации персонала к труду.

Литература: Е.Л.Драчёва, стр.116-142.

ВОПРОС 1. Основные понятия: мотивация, мотив. Критерии мотивации: потребности, стимулы, вознаграждение.

Люди работают ради чего-то. Одни стремятся к деньгам; другие – к славе; третьи – к власти; четвертые – просто любят свою работу. Эти и другие обстоятельства, побуждающие человека к активной деятельности, называются мотивами, а их применение – мотивацией.

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации (в бизнесе – это нахождение способов побудить людей работать целенаправленно и эффективно).

Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека.

Менеджеру надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и как их вызвать. Вариант торговой сделки: «Я даю тебе, что ты хочешь, а ты мне, что я хочу».

Мотивами к действию служат:

Потребности – ощущение человеком физиологически или психологически недостатка чего-либо, осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Потребности различаются в зависимости: от возраста работников, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей, традиций, обычаев, черт характера, семейного положения. Потребности:

Первичные (физиологические), заложены генетически: пища, вода, тепло, отдых Вторичные (носят психологический по природе характера) возникают в ходе познания и обретения жизненного опыта, их называют социальными – потребность в успехе, уважении, власти, принадлежности к чему-либо или кому-либо.

Стимул - внешний фактор, побуждающий к труду (принуждение, материальное и моральное поощрение). Стимулирование отличается от мотивации – это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование (материальное и моральное стимулирование).

Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Ценности у людей специфичны.

Пример1. Чемодан, полный сто долларовых банкнот воспринимается большинством цивилизованных людей очень ценным вознаграждением, а для членов, например, филиппинского племени, сам чемодан представляет большую ценность, чем деньги.

Пример 2. Весьма состоятельный человек, сочтет несколько часов искренне дружеских отношений более ценным для себя, чем крупная сумма денег. Менеджеры используют:

- внешние вознаграждения (даются организацией) – денежные выплаты (зарплата); похвалы и признание; дополнительные льготы (дополнительный отпуск, служебный автомобиль);

- внутренние, получаемые посредством работы (чувство успеха, содержательности и значимости работы; самоуважение, дружба, общение в процессе работы).

Администрация должна установить каковы потребности ее работников, чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применить внутренние и внешние вознаграждения.

Чтобы эффективно выполнять функцию мотивации, менеджеры должны понимать существующие теории трудовой мотивации, их сегодня насчитывается несколько десятков. Выделяются содержательные и процессуальные теории мотивации.

В содержательных теориях мотивации выявляются основные потребности, побуждающие людей к действию.

(В теории А.Маслоу – потребности располагаются в виде иерархической структуры 5 видов потребностей: физиологические, безопасности, социальные, уважение, самореализация).

(В теории Д.Мак-Кллеланда – 3 вида потребностей: власти, успеха, принадлежности).

(В теории мотивации Ф.Герцберга – потребности подразделяются на гигиенические и факторы мотивации).

В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения целей и выбирает конкретный вид поведения. (Мотивация возникает в процессе труда).

Модель мотивации

 

 


Классификация видов и методов мотивации

 

1. Классификация по характеру действий, применяемых по отношению к работнику

2. Классификация по способу удовлетворения потребностей

3. Классификация по направленности методов управления

4. Экономическая мотивация

5. Социальная мотивация

6. Психологическая мотивация

7. Организационная мотивация

8. Комплексная мотивация

 

  1. С точки зрения характера действий, применяемых по отношению к работнику организации, мотивация может быть:

- положительной;

- отрицательной.

К основным методам положительной мотивации относятся:

- материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий;

- повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе;

- поручение особо важной работы.

Отрицательная мотивация предполагает, прежде всего:

- материальные взыскания (штрафные санкции);

- снижение социального статуса в коллективе;

- психологическую изоляцию работника;

- создание атмосферы нетерпимости;

- понижение в должности.

  1. По способу удовлетворения потребностей мотивацию подразделяют:

– на материальную: она направлена на удовлетворение потребностей через оплату труда. Ее методами будут являться повышение должностного оклада, установление персональной надбавки;

– трудовую: удовлетворяет потребности работника через достижение результатов его труда. Она предполагает поощрение творческой инициативы, возможность участия работника в процессе управления, т.е. те методы, которые обеспечат работнику удовлетворение от выполняемой им работы;

– статусную: направлена на удовлетворение потребностей посредством получения статуса более высокого уровня (продвижение по службе, признание лидерства).

  1. По характеру направленности методов управления можно выделить:

- экономическую;

- социальную;

- психологическую;

- организационную мотивацию.

  1. Экономическая мотивация – мотивация, устанавливающая непосредственную зависимость материальной обеспеченности человека от результатов его труда. Ее образуют различные компоненты.

А) Заработная плата – основной вид оплаты труда наемного работника, включающий:

- базовую заработную плату: сдельную, повременную;

- дополнительную: премии, надбавки за квалификацию, доплаты за тяжелые условия труда, за совместительство, за работу в ночное время; оплата отпуска или компенсация за отпуск.

Б) Бонусы – разовые выплаты из прибыли организации (за какое-либо трудовое достижение).

В) Участие в акционерных капитале:

- покупка акций организации и получение дивидендов;

- покупка акций по льготным ценам;

- безвозмездное получение акций.

Г) Участие в прибылях – устанавливается доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Выплаты через участие в прибылях не являются разовым бонусом. Распространяется на категории персонала, способные реально воздействовать на прибыль. Чаще всего это управленческие кадры, и доля такой части прибыли соответствует рангу руководителя в служебной иерархии и определяется в процентах к прибыли, принесенной руководимым им подразделением.

Д) Планы дополнительных выплат – обычно применяются к работникам сбытовых организаций (структурных подразделений организаций) и стимулируют поиск новых рынков сбыта, путей максимизации сбыта. К ним относят:

- подарки от фирмы;

- субсидирование деловых расходов;

- бесплатные поездки на отдых;

- покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой.

  1. Социальная мотивация - направлена на улучшение условий труда и отдыха членов трудового труда и отдых членов трудового коллектива, на повышение социальной активности работников.

Она включает:

А) стимулирование свободным временем:

- предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска;

- приоритетное право выбора времени отпуска;

- организация гибкого графика работ;

- сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда.

Б) программы медицинского обслуживания:

- организация медицинского обслуживания;

- заключение договоров с медицинскими учреждениями;

- выделение средств на эти цели.

В) программы, связанные с воспитанием и обучением детей:

- выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей сотрудников организации;

- привилегированные стипендии.

Г) Оплату транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом:

- с полным обслуживанием – постоянный автомобиль с водителем;

- с частичным обслуживанием – автомобиль с водителей для конкретных поездок, возмещение расходов на проезд собственным или общественным транспортом.

Д) организацию питания:

- создание места для питания на территории организации;

- выплата субсидий на питание;

Е) скидки на покупку товаров компании (выделение средств на скидку с продажи этих товаров);

Ж) программы жилищного строительства (выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях);

З) гибкие социальные выплаты (организации устанавливают определенную сумму на приобретение необходимых льгот и услуг);

И) страхование жизни за счет средств организации:

- страхование жизни работника;

- выплаты за счет средств, удерживаемых из доходов работника;

К) программы выплат по временной нетрудоспособности (как правило, за счет средств организации);

Л) медицинское страхование (как самих работников, так и членов их семей);

М) отчисления в Пенсионный фонд.

  1. Психологическая мотивация – базируется на глубоком познании законов поведения человека, основанных на структуре его личности, скрытой от непосредственного наблюдения.

Наиболее распространено стимулирование, регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания труда;

– вручение грамот, значков;

– размещение фотографии на Доске почета.

- почетные звания и награды, публичные поощрения.

  1. Организационная мотивация – базируется на отношениях власти и подчинения и регулирует поведение работника на основе изменения его чувства удовлетворенности работой. Она включает в себя:

А) преобразование структуры коллектива, рационализацию и согласование этой структуры;

- повышение и понижение работников в должности;

- продвижение по службе в пределах одной и той же должности;

Б) включение творческих элементов в процесс организации и сам характер труда:

- возможность участия работников в управлении;

- предоставление самостоятельного участка работы;

- делегирование ответственности;

- вовлечение в процесс принятия управленческих решений;

- творческие командировки.

Многие методы мотивации сложно отнести только к одному ее виду. Как правило, лучше использовать комплексную мотивацию. Так, например, регулярно применяемые экономические методы (различные вознаграждения, премии) будут способствовать формированию у работника чувства удовлетворенности политикой фирмы по отношению к своим сотрудникам, его отождествлению себя с организацией, а, следовательно, будет иметь место воздействие на психологическом уровне. Также применяемые социальные методы отчасти можно отнести к экономическим, так как, например, выделение организацией средств на питание или на обеспечение собственным транспортом означает сокращение личных расходов работника и способствует росту его материального благосостояния.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: