ЛД 20-1 4 часа
Практическое занятие 3.
Методика диагностики заболеваний органов пищеварения, печени и жёлчевыводящих путей.
Актуальность темы.Мотивация изучения темы. Болезни органов пищеварения, печени и желчевыводящих путей занимают одно из первых мест среди заболеваемости населения. В результате ухудшения окружающей среды за последние годы, питания, санитарно- эпидемиологической обстановки, злоупотребления алкоголем увеличилось число заболеваний органов пищеварения, печени и желчевыводящих путей.
Поэтому одна из главных задач фельдшера – это своевременное выявление заболеваний органов пищеварения, печени и жёлчевыводящих путей, а для этого необходимо владеть знаниями о современных методах диагностики и уметь их применять, с учетом развития здравоохранения.
2. Учебные цели. ПК 2.1.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения дисциплины должен:
Знать:
- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
- строение органов и систем во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;
- топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;
- основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи;
- биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;
- определение заболеваний;
- общие принципы современной классификации заболеваний;
- этиологию заболеваний;
- патогенез и патологическую анатомию заболеваний;
- клиническую картину заболеваний, основные симптомы и синдромы больных с патологией ЖКТ, печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы.особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;
- лабораторные и инструментальные методы исследования органов пищеварения.
Уметь:
- планировать обследование пациента;
- применять различные методы обследования пациента;
- интерпретировать полученные данные;
- формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;
- планировать и назначать дополнительные исследования;
- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных исследований;
- оформлять медицинскую документацию;
- общаться с больными и их родственниками.
Домашнее задание.
А. Литература.
Основные источники:
1. Маколкин В.И. Внутренние болезни: Учебник для мед. училищ. - М.: Медицина, 2013 -592с
2. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие- 3-е изд. - Ростов на /Д.: Феникс, 2011.- 367с.
3. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи / Э.В.Смолева, Е.Л.Аподиакос. – Изд. 9-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – (Среднее профессиональное образование).
4. Ключевые моменты диагностики внутренних болезней :/ Учебное пособие по пропедевтике внутренних болезней /Под ред. Ж.Д. Кобалава. – М.: РУДН, 2011.
5.Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: учебник, М.: Медицина, 2014.
Дополнительные источники:
1.Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с.
2. Громнацкий Н.И. Внутренние болезни: М.МИА, 2010 г.
3. Верткин, А.Л. Скорая помощь: руководство для фельдшеров -М.: Эксмо, 2011
4. Шишкин А. Пропедевтика клинических дисциплин. – Изд. 2-е, прераб. и доп. - М.: Академия, 2006 (Серия СПО).
5. Бородулин Б.Е. Фтизиатрия: Учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Интернет ресурсы: www.ifhelth.ru; www.minzdravsoc.ru.
Б. Рекомендации по самоподготовке студентов.
1. Изучите материал лекции и учебника, другие источники
2. Проверьте качество подготовки к занятию, выполнив предложенные задания.
В. Материалы для самоконтроля качества подготовки к практическому занятию.
Задание.Изучите фрагменты историй болезни и распределите полученные при обследовании данные согласно схеме «Методы обследования пациента».
Фрагмент истории болезни 1. Пациентка34 лет, страдающаяхроническим гастритом с пониженной секреторной функцией, жалуется на слабость, быструю утомляемость, головокружение, шум в ушах, одышку и сердцебиение, ломкость ногтей и выпадение волос. Отмечает нарушения вкуса: любит есть мел, нравится запах бензина. Кожа бледная, сухая, шелушится. Тоны сердца приглушены, систолический шум на верхушке сердца. Пульс-102 в мин. АД 110/65 мм рт.ст. Живот мягкий, безболезненный. В крови: Эр.-2,7х1012/л, Нв-80г/л, Цв.П-0,7, СОЭ18мм/час. Анизоцитоз, пойкилоцитоз, гипохромия эритроцитов.
Фрагмент истории болезни 2. Пациентка К. 34 лет жалуется на тяжесть в правом подребернье, кожный зуд, общую слабость, исхудание на 10кг в течение года, периодическое повышение температуры до 37,1-37,50, темную мочу и светлый кал. Болеет около 4 лет, когда после родов стала периодически повышаться температура, появились и стали нарастать общая слабость и зуд кожи. Кожа и склеры желтушные. На коже следы расчесов, на веках - ксантомы. Живот мягкий, печень на 4см выступает из-под края правой реберной дуги, плотная, болезненная, край заострен. Селезенка не пальпируется. Данные обследования: билирубин общий-95,3мкмоль/л прямой-43,3мкмоль/л, непрямой-52,0мкмоль/л.
Фрагмент истории болезни 3. Больная Т., 39 лет, жалуется на тупую, ноющую боль в правом подреберье, отдающую в правую лопатку, горечь и сухость во рту, повышение температуры до 37,2-37,60С. Эти признаки появлялись периодически на протяжении последних 2-х лет после погрешностей в диете – употребление жирной, жареной, острой пищи. К врачу не обращалась. Пациентка повышенного питания, кожа обычной окраски, живот мягкий, умеренно болезненный в участке проекции желчного пузыря. Положительные симптомы Ортнера и Мюсси.