диагностической работы для проведения регионального мониторинга по сформированности логических УУД в 4 классах (2017 – 2018 учебный год)




СПЕЦИФИКАЦИЯ

1. Назначение работы. Безусловно, в настоящее время достижение предметных и метапредметных результатов, овладение учащимися универсальными учебными действиями (личностными, коммуникативными, регулятивными), предусмотренными ФГОС НОО, предполагает умение анализировать, преобразовывать, оформлять информацию, то есть осознанно (и правильно) владеть приемами, правилами мышления, эффективно управлять своей мыслительной деятельностью.

Как известно, основы мыслительной деятельности представлены в науке логика, которая содержит знания о формах (понятие, суждение, умозаключение) и законах правильного мышления. Отдельные знания, приемы логического мышления дети, несомненно, усваивают еще в дошкольном возрасте в процессе формирования абстрактного мышления (например, выделить признак предмета, сравнить предметы по какому-либо известному признаку). В школе они должны научиться активно, осознанно использовать систематические (а не отдельные, пришедшие из детства) знания и умения по логике на уровне важнейшего инструмента познавательной деятельности, основы культуры мышления, необходимой для обыденной, профессиональной деятельности человека, организации самообразования на протяжении всей их жизни. Именно на уроках в начальной школе предусматривается освоение элементарных знаний по логике, например, понимание сущности логических операций с понятиями, некоторых терминов логики, осознание универсальности этих знаний, получение опыта применения их в различных ситуациях и на различном предметном содержании.

Цель диагностической работы – оценить уровень готовности обучающихся 4 классов применять знания и умения по логике (логические универсальные учебные действия) при выполнении учебных заданий. Задания сконструированы на содержании учебных предметов "Математика", "Русский язык" "Литературное чтение", "Окружающий мир" в соответствии с действующим ФГОС НОО, основными подходами к оценке подготовки выпускников начальной школы.

Результаты диагностической работы (далее Работы) могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий обучаемых, принятия управленческих решений при организации образовательного процесса.

 

2. Структура работы. Работа состоит из 19 заданий.

Ответом к заданиям является число или несколько чисел или слово, словосочетание или утверждение. Часть заданий содержит два вопроса (5,8, 9, 17, 18). Задания 11-19 связаны с анализом информации, представленной в тексте.

Задание считается выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

 

3. Распределение заданий по проверяемым логическим универсальным действиям, умениям:

‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подведение под понятия;

‒ сравнение (выделение основных признаков объекта, вычленение общих признаков, установление основания для сравнения; сравнение и группировка объектов по данному основанию); классификация (по заданному основанию, с заданием поиска самого основания) и обобщение по заданным критериям;

‒ выявление отношений между понятиями (часть и целое, род и вид, наличие функциональных связей);

‒ оценивание истинности суждений;

‒ анализ умозаключений, понимание сущности аналогии, выдвижения гипотез.

Задания в работе также предполагают способность применять обучаемыми приобретенные метапредметные умения, такие как:

‒ извлекать и анализировать информацию, представленную в тексте, в том числе с использованием схем; сопоставлять, обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста;

‒ применять изученные логические знания и умения при работе с информацией, в том числе предметной.

 

4. Распределение заданий по уровням сложности. Задания 1-7, 9,11-19 имеют базовый уровень сложности, задания 8, 10 – повышенный.

5. Время выполнения работы – 45 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж обучающегося и внесения ответов).

 

6. Дополнительные материалы и оборудование – не требуется.

 

7. Обобщенный план диагностической работы

Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.

Проверяемы умения Уровень сложности
  Анализ с целью выделения признаков; сравнение (выделение основных признаков объекта, вычленение общих признаков, установление основания для сравнения; сравнение и группировка объектов); выявление отношений между понятиями (часть и целое, род и вид) Б
  Анализ информации с целью выделения признаков, выделение понятий по заданным признакам, обобщение понятий Б
  Анализ с целью выделения признаков, умение анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации Б
  Анализ с целью выделения признаков, сравнение (выделение основных признаков объекта, вычленение общих признаков), подведение под понятие Б
  Сравнение (выделение основных признаков объекта, вычленение общих признаков, установление основания для сравнения), группировка объектов по установленному основанию, установление соответствия между элементами множеств, анализ информации, представленной в виде схемы Б
  Сравнение (выделение основных признаков объекта, вычленение общих признаков, установление основания для сравнения), группировка объектов по данному основанию Б
  Анализ с целью выделения признаков, сравнение (выделение основных признаков объекта, вычленение общих признаков, установление основания для сравнения), группировка объектов по установленному основанию; оценивание истинности информации Б
  Сравнение (выделение основных признаков объекта, вычленение общих признаков, установление основания для сравнения, группировки), классификация, выявление аналогии П
  Сравнение (выделение основных признаков объекта, вычленение общих признаков, установление основания для сравнения; сравнение и группировка объектов по данному основанию), классификация, выявление отношений между понятиями (часть и целое, род и вид) Б
  Анализ с целью выделения признаков, группировка объектов по установленному основанию; выявление отношений между понятиями (часть и целое, род и вид), установление соответствия между элементами множеств; умение анализировать информацию, представленную в виде схемы П
  Анализ информации, представленной в тексте: выделение понятий по заданным признакам, выделение информации, необходимой для выполнения задания   Б
  Анализ информации, представленной в тексте: выявление умозаключений, в том числе по аналогии, выдвижение гипотез, выявление объектов по заданным признакам, выделение информации, необходимой для выполнения задания, умение анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации, Б
  Анализ информации, представленной в тексте: выделение понятий по заданным признакам, выявление умозаключений, выделение информации, необходимой для выполнения задания, умение анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации Б
  Анализ информации, представленной в тексте: выделение понятий по заданным признакам, выделять информацию, необходимую для решения задачи, умение анализировать исходные данные и делать выводы на основе предложенной информации Б

 

Всего: 17 заданий базового уровня сложности, 2 – повышенного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: