Типы и элементы стратегии




 

Определение стратегии развития предприятия принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой оно находится.

В основном следует различать корпоративную и функциональные стратегии (рисунок 7).

 

 
 

 


Рисунок 7 –– Типы стратегий

 

Корпоративная стратегия относится к фирме в целом. При всём разнообразии различных вариантов корпоративных стратегий можно выделить четыре стратегических альтернативы:

1) стратегия концентрированного роста (стратегия развития продукта, стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка), то есть та стратегия, которая связана с изменением продукта или рынка и не затрагивает отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли;

2) стратегия интегрированного роста (рост фирмы за счёт приобретения или установления контроля за поставщиками, создание или установление контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечным потребителем продукта) реализуется путём ежегодного значительного повышения темпов продаж по сравнению с предшествующим периодом;

3) стратегия диверсифицированного роста (производство новых продуктов на базе существующего бизнеса; рост на существующем рынке за счёт освоения новых продуктов, требующих технологии, отличной от используемой; производство продуктов, технологически не связанных с традиционно выпускаемыми, которые реализуются на новых рынках) реализуется в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с ранее выпускаемым продуктом;

4) стратегия сокращения (стратегия ликвидации, стратегия быстрого успеха, стратегия сокращения расходов) применяется в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада.

Следует отметить, что предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причём они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно. На стратегический выбор может повлиять ряд факторов: степень риска, реакция владельцев акций, учёт знания прошлых стратегий, фактор времени и др.

Функциональные стратегии служат для обозначения конкретных функций предприятия в рамках общей стратегии. Понятие функциональной стратегии отражает степень проникновения основной идеи фирмы с высшего уровня управления до низовых структурных подразделений. Основными функциональными стратегиями развития предприятия являются стратегия ценообразования, стратегия маркетинга, финансовая стратегия, инновационная стратегия, стратегия производства, стратегия управления персоналом, стратегия информатизации, стратегия безопасности.

Стратегия ценообразования — это комплекс средств и методов, с помощью которых реализуются цели ценообразования. Она позволяет выбрать динамику изменения исходной цены товара в условиях рынка.

Стратегия маркетинга представляет собой совокупность принципиальных решений по направлениям деятельности предприятия на рынке. Она ориентирует отдельные мероприятия маркетинга на возможно более полную реализацию корпоративной стратегии предприятия.

В соответствии с комплексом маркетинга обычно разрабатываются следующие стратегии: товарная (продуктовая) стратегия, стратегия цен, стратегия продвижения продукта.

Стратегия маркетинга может разрабатываться по каждому сегменту рынка (продукту) или по направлению маркетинговой деятельности.

Финансовая стратегия предполагает формирование и определение направлений использования финансовых ресурсов для реализации корпоративной стратегии развития предприятия. Важность данной функциональной стратегии заключается в том, что финансы предприятия являются исходным моментом для выработки остальных функциональных стратегий, так как финансовые ресурсы часто являются одним из важнейших ограничений в деятельности предприятия. Принято выделять следующие основополагающие компоненты финансовой стратегии:

¾ структура предпринимательства — выражается в увеличении активов предприятия, в том числе финансовых ресурсов, и в рационализации их структуры;

¾ стратегия накопления и потребления — заключается в оптимизации соотношения между фондами потребления и фондами накопления, которое обеспечивает реализацию базовой стратегии;

¾ стратегия задолженности — определяет основные элементы кредитного плана: сумму кредита, источник кредитования и график возвращения кредита;

¾ стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ.

Инновационная стратегия выражает инновационную политику предприятия, позволяющую повышать или поддерживать конкурентный статус выпускаемого продукта. В рамках данной стратегии принято выделять защитную и наступательную стратегии. Защитная стратегия направлена на сохранение своих позиций на рынке и чаще всего связана с поддержанием жизненного цикла выпускаемого продукта. Наступательная стратегия направлена на разработку новых технологических решений для реализации стратегии роста и существенным образом зависит от специфики отрасли.

Стратегия производства обеспечивает основные направления деятельности предприятия в области выпуска продукции. Можно выделить три основные стратегические альтернативы стратегии производства на предприятии:

¾ полное удовлетворение спроса — предприятие производит столько продукции, сколько её требуется на рынке;

¾ производство продукции по среднему уровню спроса — накапливание запасов продукции при падении спроса и удовлетворение возрастающей потребности за счёт накопления;

¾ производство продукции по нижнему уровню спроса — когда недостающее на рынке количество товаров производят конкуренты или предприятия партнёры в рамках фирмы.

В настоящее время многие предприятия разрабатывают стратегию управления персоналом (человеческими ресурсами), с помощью которой решаются проблемы привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания необходимого уровня занятости на предприятии и создания таких типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.

Важное место в последнее время занимает стратегия информатизации, которая обеспечивает внедрение фирмами новых эффективных способов управления, таких как реинжениринг и др.

Особо можно говорить о разработке стратегии безопасности и ряда других стратегий, присущих конкретным типам предприятий.

Функциональные стратегии развития предприятия разрабатываются соответствующими подразделениями. В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют своё собственное видение достижения поставленных целей (ориентиров), поэтому разрабатываемые ими стратегии могут противоречить друг другу. Искусство руководства состоит в сбалансировании интересов и координации разрабатываемых стратегий в рамках миссии и целей предприятия.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. В чём состоит назначение стратегического планирования? Какова его задача на российских предприятиях?

2. Раскройте содержание основных функций стратегического планирования.

3. Каковы основные этапы стратегического планирования?

4. С какой целью проводится анализ внешней среды?

5. Дайте характеристику способам наблюдения за внешней средой.

6. Как установить основную цель развития предприятия? Как ранжируются цели?

7. Какие области хозяйственной деятельности предприятия исследуются при анализе и оценке внутренней среды фирмы?

8. Дайте характеристику преимуществам и недостаткам финансового анализа при оценке внутренней среды фирмы.

9. Что представляет собой метод составления профиля внешней среды фирмы?

10. Каково назначение миссии для жизнедеятельности предприятия?

11. Какие факторы влияют на выбор миссии фирмы?

12. Каковы требования, предъявляемые к системе целей предприятия?

13. Какие факторы могут влиять на выбор стратегии?

14. Какие стратегии можно использовать на наших предприятиях? Что означает стратегия стабилизации производства?

15. Что представляет собой стратегия развития? Чем она отличается от стратегии роста?

16. Что представляет собой жизненный цикл продукции? Какие этапы он включает?

17. Что показывает матрица БКГ?

18. Как определяется положение продукции на рынке? Какой вид продукции занимает наилучшее место на рынке?

19. Раскройте содержание следующих стратегий: концентрированного роста, интегрированного роста, дифференцированного роста, стратегии сокращения.

Глава 4. Планирование научно-технического



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: