preschool educational organizations




Развитие инновационного потенциала дошкольной образовательной организации

The development of innovative capacity

preschool educational organizations

Аннотация Основная функция современного ДОO — целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения.

Abstract The main function of modern DOO — purposeful socialization of child's personality: introduction to the world of natural and human ties and relationships, the transfer of the best examples, the methods and norms of behavior.

Ключевые слова: модернизация системы, инновация, управленческая деятельность, инновационная деятельность.

Keywords: system modernization, innovation, management innovation activities.

 

Модернизация системы общего образования (ОО) в формировании развитой социально - ориентированной личности, способствовала успешной адаптации к сложным социально - экономическим условиям. Обновление содержания ОО заключается в приведении его в соответствие с современными тенденциями развития, социальным заказом, а также необходимостью повышения общего культурного уровня будущего поколения. Вовлечение педагогов дошкольников в инновационный процесс получило отражение в деятельности дошкольных организаций, миссия которых заключается в обеспечении первичной социализации детей дошкольного возраста соответственно его возможностям и потребностям, а развитие общеобразовательной практики, несомненно, способствует проявлению инновационного потенциала всего педагогического коллектива. В связи с этим педагогам необходимо простроить образовательный процесс (ОП) в учреждении так, чтобы он соответствовала запросам общества и обеспечил сохранение самоценности дошкольного периода детства, а это достигается в первую очередь качество образовательной деятельности (ОД).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №18 «Теремок» около десяти лет работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск новых форм организации образовательного процесса. Что касается кадровой политика центра развития ребёнка она направлена именно на развитие инновационного потенциала педагогического коллектива и ведется на основе диалогового взаимодействия. Кадровая политика центра заключается в развитии профессиональной компетентности педагога и создания благоприятных условий для проявления активности каждого специалиста, будь то воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, педагоги ДО, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель или хореограф. В настоящее время одной из приоритетных задач общего образования стало именно создание условий для развития образовательной системы и каждого субъекта образовательного процесса. Все это способствовало сформировать в Центре развития ребенка сплоченный, инициативный коллектив единомышленников, объединенных общностью профессиональных интересов, так как главная цель МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок» это - развитие активной, интеллектуально развитой, творческой личности. Для достижения данной цели педагоги используют эффективные технологии развития логического мышления, воображения, коммуникативных способностей у детей, а это требует высокого профессионализма от педагогов, являющихся непосредственными организаторами образовательного процесса в ДОО. Педагоги ДОУ являются организующем началом в становлении и развитии разносторонней личности ребёнка, то есть его компетентность, личностные качества являются решающим условием успеха инновационных преобразований в ДОО. Чтобы добиться хороших результатов в работе с детьми дошкольного возраста, требуется максимальное содействие в развитии инновационного потенциала педагога в этом нам способствуют: организация, активное участие и проведение на базе Центра семинаров, практикумов, мастер – класса, тренингов. Что касается тренингов, на наш взгляд они являются эффективной формой методической работы, так как каждый субъект ОП становится – активным участником коммуникации. Семинары, практикумы не только повышают уровень знаний, умений и навыков (ЗУН), а побуждают всех участников ОП (в том числе родители, законные представители детей) к инициативности и активной жизненной позиции. Семинары помогают приобретать опыт: коммуникативных умений, навыков в коллективных обсуждения; публичных выступлений (в зависимости от фазы семинара, где каждый занимает разные позиции: докладчика, практика, слушателя, критика).

Мы считаем, что такие формы использования активных методов обучения эффективными в работе с педагогическими кадрами, т.к. они учат получать и приобретать новые знания, практический опыт в ходе устойчивой, непрерывной, мыслительной деятельности, опираясь на собственный опыт во взаимодействие с коллегами. При этом мотивами, которые используются для побуждения педагогов к активности, является профессиональный интерес, состязательный подход и различные виды эмоционального воздействия. На базе Центра развития ребенка уже апробированы и используются такие активные методы развития инновационного потенциала, как: проблемный метод (мозговой штурм, дискуссия, диалоги, кейс-метод), деловые игры, социально значимые проекты. На протяжнии десяти лет педагоги Центра используют метод Портфолио, как метод оценивания успехов детей и результатов своей профессиональной деятельности и служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов для текущей оценки компетентностей педагога. А идея портфолио «Дошкольника» стала популярной в кругу наших родителей (законных представителей). Мы считаем, что значимость данных инновационных методов является формирование новой культуры мышления, которое обеспечивает осуществление преобразования творческих процессов. В результате методической работы были внедрены разнообразные формы и методы развития инновационного потенциала педагогов. «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» является опорным детским садом «Центра непрерывного образования детский сад – школа» с учителями Гимназии г. Юрги и педагогами ДОУ города, работающих по программе развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». На протяжении семи лет более 35 % выпускников центра поступают в Гимназию г. Юрги и успешно обучаются. С декабря 2012 г. и на протяжении трех лет Центр развития ребенка официально являлся региональной инновационной площадкой по теме «Создание системы непрерывного психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодёжи». В январе 2015 на заседании координационного совета ГОУДПО (ПК) С КРИПКиПРО был подведен итог, коллегия одобрила работу педагогического коллектива центра положительной оценкой и рекомендовала продолжать работу в данном направлении. В настоящее время Центр развития ребенка является городской методической площадкой по реализации ФГОС в ДОУ по направлению «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе». Инновационная деятельность особый вид педагогической деятельности, его рассмотрению и изучению посвящены многочисленные мероприятия, который организуются на базе ГОУДПО (ПК) С КРИПКиПРО на кафедре дошкольного образования и ИМЦ города Юрги по просьбам педагогических коллективов образовательных учреждений, так как в настоящее время в сферу инновационной деятельности включено каждое образовательное учреждение. Инновационные преобразования приобрели системный характер, уже созданы новые типы, виды ДОО, разработаны новые образовательные программы с учётом ФГОС ДО, позволяющие обеспечить вариативность ОП, ориентированного на индивидуальность и психофизические особенности детей дошкольного возраста. Ведь потребность в чём-то возникает только тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О таких дошкольных учреждениях, как «Центр развития ребенка – детский сад №18 «Теремок» занимающихся нововведениями, говорят, что они работают в режиме развития. От сюда, следует что, изменения в развивающейся дошкольной организации происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретной цели. Мацюк Г.И. руководит данным учреждением более 35 лет и первостепенной задачей для неё всегда было - сформировать коллектив единомышленником и профессионалов в своей области, то есть сформировать высокую коммуникативную компетентность каждого специалиста. Не секрет, что такая компетентность складывается из: умения адекватно передавать полученную информацию; оценивать ее реалистичность; правильно прогнозировать, проектировать, моделировать и строить ОП; повышать качество образования через развитие профессионально значимых качеств педагогов; развитие инновационного, интеллектуального потенциала коллектива; осваивать современные подходы к организации оздоровительной деятельности в ДОУ и формировать на этой основе профессиональное педагогическое мышления. Обобщая выше сказанное, можно определить основополагающие требования к дошкольному образовательному учреждению. Это такой детский сад, в котором:

- ребенок реализует своё «Я», своё право на индивидуальность в развитие, в соответствии со своими способностями, потребностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех образовательной деятельности содружеству «родители - ребёнок – педагоги»; коллектив работает в постоянно в режиме творческого поиска. Между сотрудниками складываются партнерские отношения; уважение и доверие становятся нормой жизни всех субъектов образовательного процесса; а воспитатели обеспечивают условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дают ребенку возможность быть самим собой, организуют разнообразную познавательную деятельность и создают условия для сохранения жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Литература

1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текс]: Методическое пособие/ К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера. 2005. – 64 с.

2. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текс] / Л. М. Волобуева. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.

3. Волобуева, В. Я. Организация работы методиста детского сада [Текс] / В. Я. Волобуева, О. М. Газина, В. Г. Фокина. – М.: АПО, 1994. – 84 с.

4. Дуброва, В. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении [Текс] / В. П. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Новая школа. 1995. – 128 с.

5. Третьякова, П. И. Дошкольное образовательное учреждение управление по результатам [Текс] / П. И. Третьякова, К.Ю. Белая. – М.: Новая школа. 2007. – 240 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: