Понятие власти. Специфика политической власти




Введение

 

Известно много противоречивых попыток подвести феномен власти под теоретически и эмпирически адекватное понятие власти. Ввиду этого, создавая свою теорию власти, мы не можем довольствоваться таким описательным истолкованием и анализом сущности власти, которые бы в той или иной степени уже заведомо предполагали нечто такое, что может быть получено лишь в качестве результата. Попытки анализа понятия власти самого по себе, обнаружение в нем различных смысловых оттенков также никогда ни к чему не приводили; они всегда были излишне осторожными и в конце концов разочаровали исследователей. В такой ситуации невозможно поступательно двигаться вперед, заранее имея в своем распоряжении некое понятие власти. Поэтому необходимо попытаться использовать более общие концепции, находящие применение в иных сферах и могущие послужить основой привнесения в сферу теории власти уже обоснованных проблемных постановок и способов образования понятий, а также сравнения этой сферы с исследованиями в иных, сопредельных предметных областях.

Современные демократические политические институты, функционирование и деятельность которых в гражданском обществе, в том числе, является и проявлением политической власти, воспринимаются как чужеродный элемент в российском политическом пространстве, что вызвано не только их несоответствием определенным параметрам российского менталитета, но и, как следствие, недостаточным уровнем легитимности.

Объект исследования - политическая власть.

Предмет исследования - порядок функционирования институтов политической власти.

Цель работы - анализ политической власти.

Указанная цель предопределили постановку задач исследования:

. определение понятия власти и уяснение специфики политической власти;

. рассмотреть исторически сложившиеся формы проявления власти;

. проанализировать виды власти по их основному предназначению: законодательная, исполнительная, судебная, рассмотреть принцип разделения властей;

. сопоставить центральную, региональную и местную власть.

В процессе работы использовались различные методы, имеющие как общенаучный характер, так и сугубо политологические. В частности, активно использовался метод содержательного и структурного анализа текстов. Однако ключевое значение уделено социолингвистическому методу, благодаря которому феномен политической власти рассматривается как результат общественного дискурса, в процессе которого реинтерпретируются базовые принципы осуществления политической власти. (Так ли?)

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников и литературы, включающей в себя 14 источников.

 


Глава 1. Понятие власти. Исторически сложившиеся формы власти

Понятие власти. Специфика политической власти

 

Действенность политики определяется тем, что в отношениях между классами, социальными группами, слоями, общностями она охватывает главное - вопрос о политической власти.

Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств.

Политическая власть является лишь одной из разновидностей власти как общественного явления. По своей природе власть - это социальное явление, поскольку она возникает именно в обществе. Потребность в механизме взаимодействия между индивидами, который мы называем отношения власти, обусловлена различными причинами. Среди них на первом месте стоит необходимость придать отношениям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создать общие правила поведения. К этим причинам, кроме того, относится потребность в согласовании и интеграции многообразных, несовпадающих интересов с помощью самых разнообразных средств, которые принято называть средствами власти. Любое общество неоднородно по своей структуре, поэтому необходимо регулирование отношений между социальными субъектами, которое предохраняет это общество от распада, хаоса, анархии. Другого способа для реализации этих задач, кроме организации системы властных институтов, как показывает история человеческой цивилизации, не существует.

Помимо политической различают власть экономическую, правовую, военную, духовную и семейную. В свою очередь разновидностью политической власти является власть государственная. Различие между ними состоит в следующем. Политическая власть - это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенной социальной группы, класса, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Государственная власть - форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население; другими словами, это - концентрированное выражение, ядро политической власти.

Характерные черты политической власти:

доминирование властной воли;

наличие особого аппарата управления.

суверенитет органов власти по отношению к другим государствам.

монополия на регламентацию жизни общества.

возможность принуждения в отношении общества и личности.

Компоненты власти:

субъект господствующей воли;

содержание и реальность властного волевого воздействия;

объект власти и его отношение к властному требованию;

цели (задачи) власти;

функции власти;

средства власти (источники и ресурсы).

Субъект власти - класс, группа, индивид, обладающие реальной способностью осуществить социальное господство с помощью структур и средств государственной власти. Объект власти - те слои и группы общества, которые испытывают властное воздействие политики господствующего субъекта.

В традиции анализа любой общественной системы власть признается непременным атрибутом любого общества, поскольку она выполняет следующие задачи:

обеспечивает взаимосвязь индивидов в рамках конкретного общества

направляет развитие этого общества к достижению конкретной цели.

Основываясь на принципах легитимности, действенности, реальности, предусмотрительности, коллегиальности, терпимости, самокритичности, твердости и скрытности, политическая власть выполняет следующие функции:

выработка стратегии управления обществом

разработка и принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества

оперативное управление и регулирование общественных процессов

контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности развития общества.

Ресурсы власти - это совокупность средств, использование которых и обеспечивает воздействие на объект власти в соответствии с целями субъектами. Ресурсы власти можно классифицировать по разным критериям.

По механизму использования:

а) экономические - материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.д.

б) силовые - оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди

в) социальные - способность повышения (или понижения) социального статуса (или ранга), места в социальной структуре

г) информационные - знания и информация, а также средства их получения и распространения

д) политико-правовые - конституция, законы, программные документы политических партий и т.п.

е) демографические - человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

По характеру власти:

а) ресурсы законодательной власти

б) ресурсы исполнительной власти

в) ресурсы судебной власти.

По типу носителя власти:

а) ресурсы власти партий и движений

б) ресурсы власти аппарата и лидера и т.д.

По антропологическому принципу:

а) ресурс страха (принуждения)

б) ресурс убеждения

в) ресурс интереса.

Последняя классификация ресурсов власти осуществляется на основе человеческого фактора - поиске мотивов поведения человека. Учет этих мотивов и используется для выбора ресурса власти. Рассмотрим эти ресурсы подробнее.

Ресурс страха (принуждения): силен тем, что вызывает страх за жизнь, имущество, здоровье и благосостояние свое и своих близких. Главный результат состоит в том, что человек вынужден поступать так, не как он хотел бы и поступил бы, если бы не было принуждения. Принуждение может быть как физическим, так и моральным.

Ресурс убеждения - превращение политической установки во внутренний мотив деятельности человека. Политические деятели «играют» на чувствах людей: религиозных, национальных, зависти, восторга, ненависти и т.д. Этот ресурс зависит от:

средств массовой информации;

ментальности, или духовного состояния, общества;

переживаемого периода в развитии общества (спада или подъема).

Ресурс интереса развит там, где есть гражданское общество, где оно развито. Политические отношения в таких обществах можно представить как отношения рационального продавца и рационального покупателя. В качестве продавца выступает политик, который «продает» свои обещания. Этот ресурс определяется экономическими возможностями общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: