Анализ программ и учебников по изобразительному искусству начальных классов




 

Неменский Б. М. "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей дальности является важным условием освоения детьми программного материала. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.

Программа для первого класса делится на несколько разделов, всего на уроки изобразительного искусства отводится 30 часов:

1.Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения(8 ч) Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать в этом детям - помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться.Данный раздел включает в себя ледующие подразделы, которые изучаются в период первой четверти:изображать можно пятном, изображать можно в объеме, изображать можно линией, изображать можно и то, что невидимо (настроение), наши краски (Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика. Материалы: краски гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага), художники и зрители (обобщение темы).
2. Ты украшаешь-знакомство с мастером украшения (7 ч). Раздел включает следующие подразделы, которые изучают в период второго семестра:мир природы полон украшений, красоту надо уметь замечать, как, когда, для чего украшает себя человек, Мастер Украшения помогает сделать праздник.

3.Ты строишь - знакомство с мастером постройки(10 ч).В разделе рассматривают следующие подразделы, которые изучаются в период третьей четверти:какие можно придумать дома, Мастер Постройки помогает придумать город, все, что мы видим, имеет конструкцию, дом снаружи и внутри, город, где мы живем, обобщение темы.

4.Мастера изображения, урашения, постройки всегда работают вместе(5 ч)

 

Во втором классе на уроке изобразительного искусства выделено 34 часа.Делится на несколько разделов:

1.Ты и искусство. (8ч.)Задача: введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Включает следующие подразделы: чем и как работают художники, три основные краски создают многоцветие мира (основные и составные цвета, умение смешивать краски, изображение цветов), пять красок-все богатство цвета и тона(темное и светлое, оттенки цвета, умение смешивать цветные краски с белой и черной), пастель, цветные мелки, акварель, аппликации, графические материалы, варианты материалов для работы в объеме, выразительные возможности бумаги, для художника любой материал выразительный.

2. Реальность и фантазия. (7 ч) Делится на несколько подразделов: изображение и реальность, изображение и фантазия, украшение и реальность, украшение и фантазия, постройка и реальность, постройка и фантазия, Братья-мастера вместе.

3.О чем говорит искусство.(11 ч.) Делится на следующие подразделы: выражение характера изображаемых животных, выражение человека в изображении: мужской образ, женский образ, образ человека, его характер, выражение в

объема, изображение природы в разных состояниях, выражение характера человека через украшения, Выражение намерений через украшения, Братья-мастера вместе.

4.Как говорит искусство.(8 ч.) Делится на следующие подразделы: цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета, борьба теплого и холодного. Изображение угасающего костра-борьба тепла и холода. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета, смешение черной, серой, белой красками(мрачные, нежные оттенки цвета), линия как цвет выражения:ритм линий, линия как средство выражения: характер линий, ритм пятен как средство выражения, братья мастера вместе.

В третьем классе на уроки изобразительного искусства отводится 34 часа. Выделяют следующие разделы, которые также соответствуют учебным четвертям:

1.Искусство в твоем доме. (8 ч.)Содержит в себе следующие подразделы: твои игрушки, посуда у тебя дома, мамин платок, обои, шторы в твоем доме, твои книжки, поздравительная открытка, что сделал художник в нашем доме.

2Искусство на улицах твоего города.(7 ч.)

3Художник и зрелище(10 ч.)

4Художник и музей (8 ч.)

В четвертом классе на уроки ИЗО отводится 34 часа. В учебном году рассматривают следующие темы:

1.Каждый народ-художник(11 ч.)

2.Истоки искусства твоего народа(8 ч),

3.Древние города твоей земли,

4.Каждый народ-художник,

5.Искусство объединяет народы(8 ч.).[7]

Кузин В. С.Посредством образного отражения предметов и явления действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.

Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и художественную деятельность.

Основные задачи: -овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыка рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки, аппликации.

-Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творчества, воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Виды занятий:- рисование с натуры(8 ч.);

-рисование на темы и иллюстрирование;

-декоративная работа;

-лепка, аппликация с элементами дизайна;

-беседы об изо и красоте вокруг нас.

В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображенные объекты всего на изо отводится 30 часов. Во 2 классе знакомят с понятиями холодных и телых цветов, а также цветового тона. Всего отводится 34 часа. В 3-4 классах продолжают развивать у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания.Занятия по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, развивать художественный вкус.В течение 4 класса ученики должны познакомится с делением цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов. В 3, 4 классах также отводится 34 часа.

Программа внутри каждого класса делится на определенные темы: рисунок с натуры(8 ч.), рисунок на темы(8 ч.), лепка(3 ч.), аппликации(4 ч.), беседы (4 ч). В каждом последующем классе тема остается прежней, но материал усложняется.[7]

Учебник Коротеевой «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» (Под ред.Неменского)1 класс рассматривают следующие темы.

«Что такое мир вокруг?» Рассматривается цветовой круг, плавное переливание цветов, понятие основных и составных цветов. Даются иллюстрации-«схемы»смешения цветов.

«Волшебная белая» Рассматривается что будет с цветом, если его смешать с белой краской. Кака пример показана картинга Н. Крымова»К весне». Работа гуашью.

«Волшебная черная» Рассматривается что будет с цветом, если его смешать с черной краской. Автор прибегает к сравнениям с природными явлениями. Показывает изменение цветов на иллюстрациях. Вниманию детей представлена картина В. Попкова «Церковь в Велегоже», написанная темными, мрачными красками. Предполагается работа на уроке с гуашью.

«Волшебные серые» Возникновение серой краски, образование более светлых и более темных оттенков серых красок.

«А серые могут быть цветными!» Смешение различных цветов с серой краской. Как пример, изображена репродукция картины И. Остроухова «Пруд».

Учебник по изобразительному искусству.Автор:Кузин.1-2 класс(ч.1)

«Теплый и холодный цвет в живописи» Разъяснение понятий теплых и холодных цветов. Рассмотрение репродукций Крымова Н «Желтый сарай», Судейкина С. «Натюрморт», Грабарь И. «Неприбранный стол», Зверькова Е. «Луг цветет»

«Цветовой круг» Разъяснение понятий основные, производные, ахроматические цвета, контраст, цветовой круг, последовательность цветов в нем. Приводится много заданий на распознавание цветов, контраста, смешивание цветов и др.[9]

В учебнике 3-4 класса тема цветоведение отражена в следующих разделах «Цвет в изобразительном искусстве» В данной теме раскрывается понятие колорит, теплые и холодные цвета. Различия теплых и холодных цветов показаны на репродукциях Ромадина Н. «Жигули-моя родина», «У сельсовета», Яблонской Т. «Хлеб», Юона К. «Голубой куст»[8]

«Порядок расположения цветов и их названия в цветовом круге»Рассматриваются цветовой круг, контрастные цвета, контрастные триады цветов в цветовом круге, получение из трех главных цветов промежуточных составных цветов. Раскрываются понятия такие как, цветовой тон, светлота, насыщенность цвета, родственные цвета. Изображены репродукции картин Борисова-Мусатова»Весна», «Водоем», Ткачева С. «На солнышке».

 

 

 

Заключение

 

На данном этапе работы рассматривается как используется икт на уроках в начальной школе, какие варианты применения икт на уроках возможны, а также непосредственно икт на уроках изо, каково развивающее значение ЭВМ, стоит ли вообще уделять внимание такому средству обучения как компьютер и его технологии. Также мы рассмотрели какие функции выполняет ИКТ на уроках и чем является компьютер на уроках для учителя и для ученика. Также изучен материал по науке цветоведение: что такое цветоведение, какие цвета существуют, на какие классы их разбивают и т. Д. Были рассмотрены программы по изобразительному искусству следующих авторов: Кузин, Неменский, Алексеенко. И разделы по цветоведению учебников начальных классов по изобразительному искусству следующих авторов:Коротеева и Кузин различных классов. Эти сведения нужны для последующей работы над разработки урока с применением икт.

 

 

Литература:

 

1.Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. –1994.

2.Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991.

3.Варченко В.И. Радуга в компьютере. // Начальная школа. – 1997

4.Иоханнес Иттен. Искусство цвета// Москва

5.Аксенов Ю., Левидов М. Цвет и линия//Москва,1964

6.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы//СПб, Питер, 2004.

7 Программы образовательного учреждения. Начальные классы.

Часть 2.// М. «Просвещение», 2000.

8. Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе. 2-3 класс

Часть 2//М., Дрофа, 2000

9.Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе.1-2 класс,

1,2часть.// М., Дрофа, 1997

10. Коротеева И. А. Искусство и ты. 1 класс//М., Просвещение, 1997

Приложение

Краткие сведения по цветоведению

Наука цветоведения состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии.

Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом — красные цвета.

Цвета радуги — это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные — хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.

Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).

 

Благодаря тому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи с некоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующее цветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытую пятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе, чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные — как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тонов имеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием и творческим замыслом.

Результаты оптического и механического смешения красок в ряде случаев расходятся. Так, смешивая на палитре желтую и синюю краски, мы получим зеленую (на вращающемся диске эти цвета сольются в серый). Но если положить рядом мелкие пятнышки дополнительного цвета и посмотреть издали, то возникнет оптическое смешение, называемое пространственным. Принцип пространственного оптического смешения цвета применяется многими живописцами. Особенное приложение этот принцип нашел в мозаике.

Вычитательное смешение. Возьмем два стекла, скажем, синее и желтое, и наложим их одно на другое. Получится зеленый цвет. Примерно то же самое произойдет, если лессировать прозрачной синей по желтой краске. Конечно, смешение красок не представляет собой чистого случая вычитательного метода. Наибольшее количество разного цвета можно получить из смеси пигментов красной, синей и желтой красок (сюда можно добавить белила, так как получить их из смеси каких бы то ни было красок нельзя). Эти краски называют основными. Художник должен хорошо освоиться с различными вариантами смеси красок, чтобы научиться свободно использовать возможности своей палитры.

Цветовой контраст, возникающий на границах касания цветовых пятен, носит название краевого контраста. Для живописца очень важно найти соотношения на участках соприкосновения одного цветового плана с другим, чтобы этюд не получился «засушенным», «жестким». Свойство одновременного контраста цветов вызывать свою противоположность, взаимно усиливать насыщенность цвета имеет большое значение для понимания влияния одного цвета на другой и используется в композиционных решениях живописных этюдов, картин, а также произведений декоративно-прикладного искусства.

Взаимодействие цветов

Наблюдая окружающие нас предметы различного цвета, можно обратить внимание на следующее: белые предметы в тени кажутся скорее серыми по сравнению с ярко освещенными белыми предметами. Предметы же красные, зеленые, синие, фиолетовые и в тени остаются красными, зелеными, синими, фиолетовыми, становясь лишь более темными. Серые цвета отличаются от белых только тем, что они темнее белых. Красные же, зеленые, синие, фиолетовые цвета отличаются как от белых, так и друг от друга прежде всего тем, что одни из них красные, другие зеленые, третьи синие и т. Д.

Белых цветов много,Обычная писчая бумага, мел, мелованная бумага, снег, гипс, свинцовые белила, цинковые белила имеют белый цвет. Но свежевыпавший снег светлее мела, цинковые белила светлее свинцовых. Серых цветов тоже много. Нередко среди них встречаются такие, которые больше похожие на черные. И черных цветов много: черный бархат темнее черного сукна, черное сукно темнее черной фотографической бумаги и т. Д.

В науке о цвете – цветоведении - белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (в переводе на русский язык-бесцветными), все же остальные цвета-хроматическими(цветными).

Ахроматическими цветами называются лишь чисто белые, чисто черные и чисто серые цвета. Цвет, имеющий хотя бы ничтожный, еле уловимый красноватый, зеленоватый, синеватый или какой-либо иной оттенок, уже будет хроматическим.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, то есть только тем, что одни из них светлее, а другие темнее. Хроматические цвета, так же как ахроматические, отличаются друг от друга по светлоте. Например, синий ултрамарин темнее красной киновари, красная киноварь светлее краплака. Но кроме того, хроматические цвета отличаются друг от друга тем, что одни из них красные, другие-желтые, третьи-зеленые и т. Д. Тот признак цвета, который имеют ввиду, называя цвет красным, либо зеленым, либо синим и т. П., в цветоведении обозначают термином цветовой тон. Следовательно, хроматические цвета отличаются друг от друга не только по светлоте, но и по цветовому тону.

Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветными предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей. Гармония - это равновесие, симметрия сил. Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его "обратку" - зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом. Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем серый квадрат меньшего размера, но той же яркости. На жёлтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубова-то-серым, на красном - зеленовато-серым, на зелёном - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым. Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из чёрного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - жёлтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

красный - зелёный = красный - (жёлтый и синий);

синий - оранжевый = синий - (жёлтый и красный);

жёлтый - фиолетовый = жёлтый - (красный и синий).

Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит жёлтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

Жёлтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

 

Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

 

Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причём их цветовая композиция, сточки зрения выше изложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сера говорит, что искусство - это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства. Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и яркости.

Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: "Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того, чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии".

Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: "Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так:

Гармония = Порядок.

Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - гармонию цветов равнозначной цветовой тональности".

Когда Оствальд утверждает, что "... цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными", то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов. Когда Оствальд говорит: "Гармония = Порядок", предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой яркости и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

 

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работаете цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

 

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:

жёлтый: красный: синий =3:6:8.

Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Двенадцатичастный цветовой круг

Для введения в систему цветового конструирования со-здадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета - жёлтый, красный и синий (рис. 3). Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.

Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, так разом, цвета второго порядка:

жёлтый + красный = оранжевый

жёлтый + синий = зелёный

красный + синий = фиолетовый.

Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это нелёгкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:

жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый

красный + оранжевый = красно-оранжевый

красный + фиолетовый = красно-фиолетовый

синий + фиолетовый = сине-фиолетовый

синий + зелёный = сине-зелёный

жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.

Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре (рис.3).

Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.

В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально про-тивоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.

Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации. Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?

Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.

Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сера и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн, считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды.

Контраст светлого и темного

День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Проблемы света и тени, белого, чёрного и серого цвета, равно как проблемы света и тени собственно чистых цветов, а также и их связи, должны быть тщательно изучены, ибо решение этих задач оказывается особенно необходимым в нашей творческой работе. Черный бархат, возможно, представляет собой самый черный цвет, а сульфат бария - самый белый. Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Этот предел может быть снижен путём практических упражнений, и тем самым число различимых глазом постепенных переходов будет увеличено. Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени. Эта возможность имеет громадное значение для живописцев и проектировщиков, требуя от них чрезвычайной чувствительности к тональным различиям.

Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Он нем, но легко возбуждается и даёт великолепные тона. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне. Серый цвет - это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и тем самым, подобно вампиру, обретая собственную жизнь. На этом основании Делакруа отвергал серый цвет как отнимающий силу других цветов.

Серый цвет может быть получен при смешении чёрного и белого или жёлтого, красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов. Вначале мы выстроим последовательный двенадцатиступенчатый ряд серых тонов, начиная от белого до чёрного. Очень важно, чтобы ступени были выстроены строго в одинаковой степени затемнения. Серый цвет средней яркости должен быть расположен в центре шкалы, а каждая ступень быть абсолютно одноцветной и свободной от пятен, причём между ступенями не должно быть ни светлой, ни тёмной линии. Подобная шкала яркости может быть изготовлена для любого хроматического цвета. Если мы возьмем тоновой ряд, то синий цвет подтемняется чёрным до сине-чёрного и осветляется белым до сине-белого цвета. Эти упражнения имеют целью развить чувствительность к цветовым оттенкам. Двенадцать тонов в искусстве это не то, что система "хорошо темперированного клавира" в музыке.

До сих пор изучали контраст светлого и тёмного только в области чёрно-бело-серых тонов. Вместе с тем чрезвычайно важно, чтобы цвета, имеющие одинаковую яркость или одинаковую темноту, могли быть точно различимы. Развить эту способность можно благодаря следующим трём упражнениям. На разграфлённом подобно шахматной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: