Проблема закономерностей обучения; учет в учебно-воспитательном процессе принципов обучения.




Курс.

Лекция 5. Тема 4.5. Закономерности и принципы обучения.

Проблема закономерностей обучения; учет в учебно-воспитательном процессе принципов обучения.

Основные принципы обучения.

Проблема закономерностей обучения; учет в учебно-воспитательном процессе принципов обучения.

1. Закономерности и правила обучения.

Закономерности обучения. Под закономерностями обучения понимается отражение в теории общих, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей, определяющих развитие процесса обучения.

Выделяют внешние и внутренниезакономерности обучения.

Внешние закономерности показывают зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования).

К внешним закономерностям относятся:

· социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

· воспитывающий и развивающий характер обучения;

· осуществление обучения в общении и опора на вербально-деятельностный подход;

· зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

Внутренние закономерности устанавливают связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

· зависимость развития обучения от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и имеющимся уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

· отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

· подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;

· задачная структура, т.е. при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – к умению, от умения – к навыку.

Правила обучения. Под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. ( В педагогике правило – это описание, основанное на общих принципах педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели.)

Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений – это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается обычный способ действия учителей в повседневных ситуациях обучения.

Дидактические правила – это конкретные указания учителю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внимание уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей того времени – это по сути совокупность педагогических правил и рекомендаций, на все случаи школьной жизни. В то время все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики шел медленными темпами.

Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку скрупулёзное исполнение их может действительно привести к сдерживанию творческой инициативы учителей, но нельзя также совсем от них отказываться, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого творчества учителю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.

Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований, но, как это будет сделано, целиком и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Правило дает возможность учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует на это нарушение – целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоздания, сложившихся отношений и многих других причин.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой – отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно.

Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К.Д. Ушинского «...Самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают».

Обычно правила имеют форму советов–напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Это обусловливает творческий характер их применения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: