План – конспект урока по технологии
Дата:
Класс: 3.
Тема: Тайказан.
Цель: Формировать навыки работы с пластилином.
Задачи:
1. Формирование навыков создания объемных изделий из пластилина.
2. Развивать познавательный кругозор учащихся, мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, бережное отношение к нац об и трад
Оборудование: готовый образец изделия, наглядности, технологическая карта, видеоролик «Самый древний тайказан», пластилин, стека.
Ход урока
I.Организационный момент.
А) приветствие
- Здравствуйте, ребята! Встаньте все правильно, приготовьте свое рабочее место, садитесь.
Б) эмоциональный настрой
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня, я тоже вам желаю хорошо поработать на уроке, и открыть для себя что-то новое.
II.Проверка готовности к уроку.
- Сейчас мы с вами проверим, все ли у вас готово к уроку. Я буду называть то, что понадобится нам сегодня на уроке, а вы должны показать мне это, но для начала вам нужно отгадать загадки.
1. Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть....
(Пластилин)
III.Инструктаж по технике безопасности.
- Ребята, кто мне может рассказать правила безопасности при пользовании пластилином. (Ответы детей.)
ТБ при работе с пластилином
- Выбери для работы нужный цвет пластилина.
-Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.
-После окончания работы с пластилином вытри руки сухой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.
IV.Вводная беседа.
- Сейчас внимательно послушайте описание предмета, который мы будем изготавливать сегодня на уроке, и подумайте о чем идет речь.
Традиционный азиатский литой металлический котёл с полукруглым дном для приготовления различных блюд. (Казан)
Наиболее массово казаны и поныне распространены в Азербайджане, Казахстане и Средней Азии. Округлой форма казана сделана для того, чтобы он опускался в очаг и пламя нагревало не только дно (как это происходит у посуды с плоским дном), а всю его поверхность, имеющую сферическую форму. Содержимое такой посуды нагревается быстрее и дольше остаётся горячим, позволяя существенно сберегать топливо. Крышка казана обычно делается из деревянных досок, что также способствует энергосбережению
Актуализация знаний.
- А что вы знаете о казанах?
- Какую пищу можно приготовить в казане?
Самые большие казаны предназначены для варки большого количества мяса, они называются тай-казан (тай - жеребёнок или бычок старше года). Одним из широко известных тай-казанов является казан, находящийся в мавзолее Ахмеда Ясави (г. Туркестан, Республика Казахстан).
Ритуальный бронзовый тай-казан расположен в центре главного зала мавзолея. Для мусульман казан был символом единения и гостеприимства. Поэтому особое значение придавалось его размерам и внешнему оформлению. Туркестанский казан в этом плане не имеет себе равных.
Его диаметр — 2,2 м, вес — 2 т. Как гласит легенда, отлит казан из сплава семи металлов: железа, цинка, свинца, олова, красной меди, серебра, золота. В литературных источниках — из бронзового сплава. Отливка такого уникального казана требовала незаурядного мастерства. Мастеру-металлургу Абдул-газизу-Шарафутдин-улы аль Тебрези при отливке казана удалось решить эту сложнейшую проблему не только технологически, но и эстетически. Казан украшен тремя поясами с растительным орнаментом и витиеватой арабской вязью. Отвесным ручкам казана мастер придал изящную форму лепестков лотоса.
-Сегодня на уроке мы будем выполнять с вами тайказан из пластилина.
V.Анализ готового изделия.
- Кто мне скажет с каким материалом мы будем работать сегодня на уроке?
- Из скольки частей состоит изделие?
- Назовите (казан, таган,)
- Что нам для этого нужно? (из кусочков пластилина скатать шар, затем расплющить его между ладонями и придать форму казана, для тагана нам нужно скрутить из пластилина 4 жгутика. Из одного жгутика сделать кольцо, из трех остальных жгутиков сделать фигурные ножки и соединить их с кольцом. Далее сделать орнамент и украсить казан).
- где мы используем казан?
- Прежде чем начать работу давайте мы с вами немного отдохнем.
Физминутка
VI.Практическая работа.
1. Из кусочка пластилина скатать шар
Берем небольшой кусочек пластилина размягчаем его в руках, зажимаем его между ладонями и продолжаем катать круговыми движениями пока не образуется шарик.
2. Расплющи шарик между ладонями.
3. Придай расплющенному пластилину форму казана.
4. Скрути из пластилина 4 жгутика.
Берем небольшой кусочек пластилина размягчаем его в руках, зажимаем его между ладонями и продолжаем катать пока не образуется жгутик.
5. Из одного жгутика сделай кольцо, соединив жгут.
6. Из трех остальных жгутиков сделай фигурные ножки, и соедини их с кольцом.
7. Для украшения казана скрути тонкие жгутики из пластилина другого цвета.
8. Сделай из них орнамент и укрась ими казан.
9. Для изготовления огня сделай жгутики из красного, желтого, черного и коричневого пластилина и положи их под казан.
10. Казан на тагане готов.