Изменение согласных звуков в потоке речи




Лекция №3

Изменение звуков в речевом потоке

План лекций

Дается определение позиции как условия употребления звуков в слове, характеризуются фонетические позиционные чередования гласных и согласных звуков.

3.1. Изменение звуков в речевом потоке

3.2. Изменение гласных звуков в потоке речи

3.2.1. Аккомодация

3.2.2. Редукция

3.3. Изменение согласных звуков в потоке речи

3.3.1. Ассимиляция

3.3.2. Оглушение парного звонкого согласного на конце слова

Изменение звуков в речевом потоке

В речевом потоке происходит изменение гласных и согласных звуков, обусловленное позицией. Позиция – это условие употребления звуков в слове (под ударением, без ударения, на конце слова и др.).

Изменение гласных звуков обусловлено:

1) соседством твердых и мягких согласных (аккомодация)

2) положением гласных по отношению к ударному (редукция)

Изменение согласных звуков обусловлено:

1) позицией в слове (оглушение парного звонкого согласного на конце слова)

2) сочетанием согласных (ассимиляция).

Изменение гласных звуков в потоке речи

Аккомодация

Фонетические законы и процессы в области согласных: ассимиляция, оглушение парного звонкого согласного на конце слова.

Аккомодация – это комбинаторный фонетический процесс, частичное приспособление артикуляции ударных гласных звуков к соседним твердым и мягким согласным.

Мягкие согласные вызывают сдвиг в артикуляции гласного вперед и вверх. В транскрипции этот сдвиг начальной и конечной фазы гласного обозначается точками.

Таблица 1.

Подъем Ряд
передний переднее- средний средний средне-задний задний
верхний и ÿ ы   у
верхне-средний ö      
средний э       о
средне-нижний   ä      
нижний     а    

Позиции ударного гласного по отношению к соседним твердым – мягким согласным:

1) в начале слова перед твердым согласным (at) – [ á ркъ];

2) в начале слова перед мягким согласным (at’) – [á˙л’фъ];

3) в середине слова между твердыми согласными (tat) – [мáл];

4) в середине слова после твердого согласного перед мягким (tat’) – [мá˙л’ч’ик];

5) в середине слова после мягкого согласного перед твердым (t’at) – [м’˙áтъ];

6) в середине слова между мягкими согласными (t’at’) – [м’˙áч’].

Таблица 2.

По месту аккомодация может быть в начале звучания (в экскурсии), в конце звучания (в рекурсии) или на всем протяжении звучания гласного звука. Аккомодации в экскурсии подвергаются гласные[˙a], [˙o], [˙y] в позиции t’at, в рекурсии гласные [a˙], [o˙], [y˙], [ы˙] в позициях at’ – tat’; аккомодация на всем протяжении звучания – [û], в позициях at’, t’at’;[˙a˙], [˙o˙], [˙y˙] – в позиции t’at’;

По направлению аккомодация может быть прогрессивной: начало артикуляции (экскурсия) гласного звука приспосабливается к окончанию артикуляции (рекурсии) согласного звука; регрессивной (рекурсия гласного звука приспосабливается к экскурсии согласного звука) и прогрессивно-регрессивной (гласный испытывает влияние с обеих сторон).

Прогрессивная аккомодация наблюдается в позиции для гласных звуков [a], [o], [y], например мял – регрессивная аккомодация в позициях для всех звуков, например: áльфа мáльчик úней прогрессивно-регрессивная – в позиции t’ для звуков [a], [o], [y], [э], [и] например: мята люди

По отстоянию аккомодация всегда бывает контактной.

Редукция

Редукция – фонетический процесс в области безударных гласных, связанный с уменьшением длительности звучания (количественная редукция) или изменением характера артикуляции гласных звуков (качественная редукция).

Ударные гласные – это гласные полного образования. Безударные гласные – это редуцированны е гласные.

Количественной редукции подвергают гласные верхнего подъема [и], [ы], [y].

Качественной редукции подвергают гласные неверхнего подъема [э], [о], [а].

Степень качественной редукции гласных может быть разной:

1) качественная редукция I степени – в первом предударном слоге и в начале слова (в неприкрытом слоге);

2 ) качественная редукция II степени – во всех остальных безударных слогах. I I II II I

Например: отвечáет – [λтв’иэч’äи̭ьт]; молодóй – [мълᴧд˚óи̭]

Таблица качественной редукции гласных

Позиция После твердого согласного После мягкого согласного
сильная а, о а, о, э
слабая I иэ
слабая II ъ ь

Изменение согласных звуков в потоке речи

Ассимиляция

Ассимиляция – употребление соседних согласных звуком в каком-либо компоненте их артикуляции.

Разновидности ассимиляции: ассимиляция по звонкости-глухости, по твердости-мягякости, месту и способу образования.

1. Ассимиляция звонких согласных по глухости: перед глухими согласными звонкие заменяются глухими (происходит оглушение).

Например: но[г]откино[кт]и, ла[в]очка – ла[фк]а, ска[з]очка – ска[ск]а, [м]ох – [м̭ х]а, мо[р]жи – мо[р̭ ш].

Ассимиляция глухих согласных по звонкости: перед звонкими согласными глухие заменяются звонкими (происходит озвончение).

Например: о[т]работать – о[дб]ить, спе[ц]условие – спе[ ]задача, моло[т’]ить – моло[д’б]а.

2. Ассимиляция твердых согласных по мягкости: твердые согласные могут смягчаться в положении перед мягкими.

Ассимиляция по мягкости осуществляется в языке не всегда последовательно: ра[зл’]ить – ра[з’л’]ить.

Замена твердого согласного мягким происходит в следующих позициях:

1. Зубные перед мягким зубными.

Например: мо[ст] – мо[c’т’]ик, ле[сн]ой – ле[с’н’]ик, у[зд]а – у[з’д’]ечка.

Перед [т’, д’, с’, з’] обычен и [н’].

Например: ба[нт] – ба[н’т’]ик, и[нд]ус – и[н’д’]ия, рома[нс] – о рома[н’с’]е.

Однако в некоторых словах допустимо и произношение [н] в этой позиции: вонзить, консервы, консилиум и др.

2. Перед [ч’, ш’] звук [н] заменяется [н’]:

Например: ваго[н] – ваго[н’ч’]ик, то[н]кий – уто[н’ч’]енный, го[н]ка – го[н’ш’]ик.

Ассимиляция мягких согласных по твердости – мягкие согласные в положении перед твердыми могут заменяться твердыми.

Например: в гря[з’]и – гря[з]ный, в гру[д’]и – гру[д]ной, ко[н’] – ко[н]ский.

Ассимиляция по месту и способу образования.

1. Перед преднебными шумными согласными зубные шумные заменяются соответствующими преднебными.

Например: [с] орденом – [ш] ш апкой – [ш’] ч айником, бе[з] отца – бе[ж] ж ены, о[т] мороза – о[ч’] ч удес – о[ч] ш ума.

2. Взрывные согласные перед щелевыми того же места образования заменяются аффрикатами.

Например: о[т]рубить – о[ц] с ыпать; пя[т’]иться – пя[ц’] с я; на[д]резать – на[ ] з ор; о[т]работать – о[ч’] щ ипнуть, ве[т]ошь – ве[ч] ш ать.

В позиции перед [ж, ш] звуки [т, д] по предыдущему закону зменяются преднебными.

Например: о[т]рубить – о[ ]жать.

Перед [ш’] происходит замена взрывного мягкого аффрикатой.

Например: о[т]метить – о[ч’ш’]итать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: