Коммуникативная компетенция и речевая компетенция




Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.

Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения.

Но формировать и совершенствовать коммуникативную компетенции следует в совокупности всех ее составляющих, а именно:

- речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);

- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

- языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала;

- развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

- социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран;

- компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

- учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

 

Психологический и психолингвистический анализ.

Как мы говорим? Какие процессы делают возможным переход от смутнопрорисовывающейся мысли к членораздельному, понятному другому человеку высказыванию? В попытках саморефлексии мы замечаем поиск слов, их плавное или, наоборот, затрудненное всплывание. Однако никто при говорении на родном языке не осознает, как он соединяет слова, выбирает синтаксические конструкции.

Правомерность концепции внутренней речи Л.С. Выготского как части речевого механизма доказана в работах А.Р. Лурия, Т.В. Ахутиной, А.Н. Соколова, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, А.П. Клименко, А.А. Залевской, А.Б. Супруна, А.А. Леонтьева.

Обоснование разработанного Л.С. Выготским понимания внутренней речи в рамках психолингвистики было начато А.А. Леонтьевым в статье «Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания» (1967), где он противопоставил понятия «внутренняя речь», «внутреннее проговаривание» и «внутреннее программирование». Последний термин обозначает планирование собственно речевых действий, а именно «неосознаваемое построение некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем порождается речевое высказывание».

Включение звена «внутреннего программирования» в состав речевого механизма позволило А.А. Леонтьеву реализовать те теоретические представления о механизмах произвольной деятельности, которые разработаны психологами и физиологами А.Н. Леонтьевым, Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным, Дж. Миллером, К. Прибрамом. Вслед за ними А.А. Леонтьев рассматривает речевое высказывание как речевое действие внутри целостного акта деятельности, которому присущи такие принципы, как мотивированность, целенаправленность, трехчленность структуры (создание плана, его реализация и сличение), иерархическая организация. В соответствии с этой точкой зрения всякое речевое действие, будучи мотивированным и целенаправленным, складывается из программирования, осуществления программы и сопоставления того и другого. Такая трактовка речевого действия предполагает возможность выделения содержательной и операциональной частей структуры речевого акта, обусловленных задачей и условиями действия. Содержательная часть речевого действия программируется. В такую программу входят те признаки действия, которые, управляя его конкретным осуществлением, в то же время не зависят от этого осуществления.

Введя термин «внутреннее программирование», А.А. Леонтьев отчетливо противопоставил процессы смысловой и грамматической организации высказывания (их неразличение было характерно для ряда работ А.Р. Лурия). Таким образом, он вновь вернулся к идее Л.С. Выготского, различавшего смысловое и фазическое синтаксирование, и сформировал целостное представление о структуре акта речевой деятельности, центральное место в котором занимает этап внутреннего программирования.

В начале построения высказывания лежит мотив. Мотивация порождает речевую интенцию. На этом этапе говорящий имеет образ результата, но еще не имеет плана действия, которое он должен произвести, чтобы этот результат получить.

 

 

Вопросы и задания к семинарскому занятию

1.Приведите примеры различных типов коммуникаций.

2. Перечислите составляющие коммуникативной компетентности.

3. В чем разница между сленгом и жаргоном?

4. Что такое «язык» и что такое «речь» относительно понятия «коммуникация»?

5. Исходя из изученного материала, обоснуйте понятие «коммуникация». (Не более 6 предложений)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: