О финансировании поместной церкви.




 

Сегодня в преддверии отчёта о финансово-хозяйственной деятельности церкви, считаю целесообразным поговорить о принципах финансирования поместной церкви. Пока мы находимся на земле, пока за всё платит серебро, мы вынуждены в проповеди обращаться и к этой теме. Дело в том, что человеку трудно что-то делать вообще в жизни, не имея каких-то мотивирующих оснований, и уж тем более без чёткой убеждённости не просто что-то делать и в отношении денег даже в церкви.

Итак, Церковь по сути своей – это община, таковой мы видим её на страницах Нового Завета:

Деян.4:32. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее».

 

И таковой по духу церковь оставалась примерно до 5 века, затем эпоха симфонии церкви и государства разрушила институт общины. Под симфонией церкви и государства подразумевается взаимная поддержка. Со стороны государства поддержка главным образом финансовая, и в каких-то случаях силовая, ну а со стороны церкви поддержка идеологическая.

Идея отделённости церкви от государства провозглашённая в 1905 году во Франции, а затем и в Советском Союзе отчасти возвратила Церкви её автономность: «Республика не признает, не оплачивает, не субсидирует никакую религию. Следовательно, начиная с 1 января последующего за датой обнародования настоящего Закона года, будут отменены в бюджетах государства, департаментов и коммун все расходы, относящиеся к отправлению культов».

Тем не менее, финансовая поддержка государством до сих пор осуществляется в отношении католической и православной церкви, и некоторых протестантских церквей, в странах, где эти церкви являются государственными.

В России нет государственных церквей, но при этом в бюджете на 2016 г, для РПЦ было заложено 2,6 млрд. руб. Хотя принцип отделённости церкви от государства у нас формально признаётся обеими сторонами, но по факту между РПЦ и государством продолжаются всё те же симфонические взаимоотношения. Из-за чего православная церковь на сегодняшний день в своём большинстве не является общиной, и мыслится обществом неким государственным учреждением.

Именно отсутствие автономности и как следствие общины в православии порождает раздражающий всех прейскурант цен на религиозные услуги. Но этот прейскурант вполне естественная вещь, так как в условиях отсутствия общины, поместной церкви невозможно иметь стабильный бюджет. Когда церковь имеет дело не с членами церковной общины, а со случайными прохожими, которые раз в год заходят в церковь, потому что в какой-то области их жизни прогремел гром, невозможно говорить о финансовой стабильности. Вполне естественно, что случайный прохожий не заинтересован жертвовать туда, где сердца его нет. Отсюда прейскурант цен на услуги – хочешь, не хочешь, а платить придётся.

По мнению одного православного аналитика, одним из способов возрождения русской православной церкви является возвращение принципадесятины. В чём тут смысл. Десятина – это один из аспектов, влияющих на формирование и существование общины:

Лк.12:34. «ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».

 

Самофинансирование церкви через десятину – это независимость церкви, которой на сегодняшний день лишена православная церковь. Государство сегодня предоставило РПЦ множество преференций, а известно, что тот, кто платит, тот и музыку заказывает. В результате среднестатистическая православная проповедь исключительно о патриотизме. Патриотизм, конечно, является ценностью, но отнюдь не высшей. Есть Истина, верным которой следует оставаться даже вопреки общепринятым в том или ином государстве ценностным ориентирам.

Если говорить о Западных государствах, то там, протестантские церкви, которые находятся на государственном попечении, вынуждены венчать однополые пары – снова тот же принцип: кто платит, тот и музыку заказывает. Поэтому для церкви всегда лучше, чтобы она самостоятельно обеспечивала свои цели и задачи. В противном случае вместе с чужими деньгами церкви вручают чужые или вернее сказать чуждые ей цели и задачи.

Итак, какие у поместной церкви могут быть финансовые издержки. Один мой знакомый узнав, что я работаю в церкви, сильно удивился, что я за это ещё и зарплату получаю. На вопрос: а как ты себе представляешь жизнь священника или вообще человека без зарплаты, был ответ: «ну, не знаю, как-нибудь». И это не единственный пример подобного мышления. Однажды я был свидетелем разговора, в котором критиковалась практика десятины в старообрядческой церкви. Я в свою очередь сказал, что в нашей церкви такая практика тоже присутствует, чем немало удивил собеседников. На мой вопрос, а как вы себе представляете служение нуждающимся, которое мы осуществляем с 1999 года, без института десятины в церкви, без посвящённых и верных людей, которые бы каждый месяц жертвовали деньги, я услышал всё тоже невнятное – «ну как-нибудь». Мы можем наивно полагать, что Церковь решит свои задачи «ну,как-нибудь», но правда в том, что без участия конкретных людей ничего не решается, ни в церкви, нигде бы, то, ни было.

Итак, Церкви необходим бюджет для покрытия коммунальных расходов, ремонтно-строительных расходов, расходов по заработной плате, расходов по миссионерской деятельности, которая включает в себя и благотворительность. За 18 лет нашего социального служения, более тысячи семей города Ржева получили продуктовую помощь от нас и услышали Евангелие.

 

Мал.3:10. «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?».

 

Нам сложно апеллировать к тексту Нового Завета в отношении десятины, то есть найти в нём однозначные мысли на которых бы утверждалась эта практика. Но нам также сложно найти в Новом Завете однозначные мысли, которые бы говорили о Боге Троице. Здесь мы, как и во многом другом, опираемся на церковную традицию, которая именуется голосом Духа Святого в жизни и служении Церкви. И если говорить о церковных догматах, то они, хотя и выводятся из Библии, тем не менее, никогда не совпадают с ней.

Обычно говорят: это надо делать потому, что Иисус не отменил это ветхозаветное правило. Но Иисус формально много чего не отменил из Закона Моисеева, но нам и в голову не приходит это сейчас делать. Поэтому оставаясь честными с самими собой, будем искать другие основания для практики десятины.

Другие говорят: это надо делать, чтобы быть финансово успешными. Я не знаю, кто и насколько становится финансово успешным через практику десятины, но это точно не может быть христианским мотивом. Мы не можем делать Бога своим должником.

Таким образом, с одной стороны здравый смысл и ответственность за служение церкви являются мотивом для участия в её финансировании. С другой стороны десятина, это демонстрация моей веры в то, что моя жизнь зависит от Бога:

 

Деян.17:28. «ибо мы Им живем, и движемся и существуем».

Даже служение Иисуса Христа, Который мог доставать деньги из рыбы и умножать хлеб, имело в себе финансовый аспект:

 

Лк.8:1-3. «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим ».

 

Без всяких объяснений и липовых мотиваций, в силу здравого смысла, эта традиция присутствует в служении Иисуса Христа, и сохраняется в церкви. Конечно, это необходимо делать исключительно добровольно, и добровольность в данном случае это неконтролируемость, то есть никто не должен стоять над душой человека, чтобы следить жертвует он или нет. Но добровольность не должна пониматься как некое наитие, то есть сегодня есть настроение, я жертвую, завтра нет настроения, я не жертвую. Понятно, что в жизни человека могут быть разные сложные обстоятельства, почему апостол Павел, обращаясь к коринфской общине, говорит:

 

2Кор.8:11-12. «Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет».

 

Если церковь – это община, то проблемы и задачи, которые встают перед церковью являются общими:

 

Деян.4:32. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее».

 

Понятно, что мы не можем претендовать на личное имущество друг друга и своё мы можем называть своим. Но что бы я взял из этого текста на вооружение – это «одно сердце» и «одна душа», и общими бы назвал цели, задачи и нужды церкви, которые в свою очередь покрываются нашим имуществом. Поэтому вполне возможно так перефразировать этот текст: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из нужд церкви не называл чужим, но все церковные нужды были общими». Член церкви не может занимать позицию «Это ваши проблемы». Все проблемы здесь наши.

Десятина – это принцип равенства в церкви, люди с различным доходом равны в церкви и перед Богом.

Десятина – это принцип церковной дисциплины. Да новозаветный верующий свободен, но в этой свободе он зачастую сползает в угождение плоти. Поэтому сложно ожидать от человека, что вдохновение жертвовать его будет посещать в каждый нужный для этого раз.

 

1Кор.9:19. «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести».

Церковь не может позволить себе жить по наитию, то есть по внезапной догадке, инстинктивно.

Мы не можем инстинктивно молиться, это наш ежедневный выбор, где иногда приходится совершать и усилие над собой.

Мы не можем пребывать в собрании по вдохновению, оно очень часто отсутствует, и снова требуется усилие.

Мы не можем пребывать в служении по внезапной догадке, служение требует постоянной верности со стороны человека, а иначе служения просто не будет.

Поэтому мы не должны забывать, что, будучи призванными к свободе, мы одновременно должны быть верными:

 

1Кор.4:2. «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: